Марина Гомонова
НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
1).Цель – познакомить детей с современной технологией выращивания хлеба, с народными произведениями, связанными с хлебом.
2). Задачи:
- формировать представления детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;
- уточнить и обобщить знания детей о труде хлеборобов;
- познакомить детей с народными традициями, связанными с хлебом, и посвящёнными ему пословицами;
Публикация «НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям, его сотворившим.
3). Предварительная работа: чтение украинской народной сказки «Колобок», рассматривание иллюстраций, совместное творчество детей и родителей (рисунки этапов выращивания хлеба, чтение литературных произведений.
4).Ход НОД.
В группе размещены атрибуты для драматизации украинской народной сказки «Колобок»; на стенде- рисунки детей и родителей; сноп пшеницы.
1. Драматизация сказки.
Педагог: Ребята, я знаю, что вы все любите сказки. И сейчас мы предлагаем вашему вниманию украинскую народную сказку «Колобок».
Педагог: «Жили – были два мышонка», Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом за работу принимался. Вот однажды подметал петушок двор и увидел на земле пшеничный колосок».
Петушок:Круть, Верть, глядите, что я нашёл!
Мышата: Нужно его обмолотить.
Петушок: А кто будет молотить?
Круть: Только не я!
Верть: Только не я!
Петушок: Ладно, я обмолочу.
Педагог: И принялся за работу. А мышата стали играть. Кончил петушок молотить и крикнул:
Петушок: Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!
Мышата: Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолотить.
Петушок: А кто понесёт?
Круть: Только не я!
Верть: Только не я!
Петушок: Ладно, я снесу зерно на мельницу.
Педагог: Взял петушок зерно и пошёл. А мышата опять веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовё т мышат:
Петушок: Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс.
Мышата: Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
Петушок: Кто будет месить?
Круть: Только не я!
Верть: Только не я!
Петушок: Видно мне придётся!
Педагог: Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги.
Мышата тоже времени не теряют: пляшут, песни поют.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
Круть: Ох, и проголодался я!
Верть: Ох, и есть мне хочется!
Петушок: Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?
Мышата: Ты нашёл! (громко)
Петушок: А кто колосок обмолотил?
Мышата: Ты обмолотил! (потише)
Петушок: А кто зерно на мельницу носил?
Мышата: Тоже ты. (тихо)
Петушок: А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
Мышата: Всё ты. Всё ты. (чуть слышно)
Петушок: А вы что делали?
Педагог: Что сказать в ответ! И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из – за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!
(Артисты кланяются).
Педагог: О чём эта сказка?
Дети: О трудолюбивом петушке и ленивых мышатах.
2. Пословицы и поговорки.
Педагог: Издавна в народе хлеб звали уважительно и ласково «батюшка», «кормилец», складывали пословицы, поговорки о труде, о хлебе. Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете?
Дети: «Хлеб всему голова».
«Худ обед, коли, хлеба нет».
«Пока есть хлеб да вода – не беда».
«Посеешь в пору – соберёшь зерна гору».
«Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает».
«Не удобришь рожь – соберёшь на грош».
«Хлеб везде хорош – и у нас, и за морем».
«Хлеб сердце человеку укрепляет».
3. Отгадывание загадок.
Педагог: Молодцы, ребята. Много вы пословиц и поговорок знаете. Посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки:
1. Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет – 5 плугов тащит.
(Трактор).
2. Парикмахер не обычный
Гладко чуб стрижёт пшеничный,
И лежат за ним вразброс
Копны золотых волос.
(Комбайн).
3. В долг зерно возьмёт – каравай вернёт.
(Хлебное поле).
4. Он на солнышке стоит
И усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони –
Золотым зерном набит.
(Колос).
5. На просторе в море хлеба
Замок с башнями до неба.
Замок с башнями до неба
Сохранить всё море хлеба.
(Элеватор).
4. Кроссворд.
Педагог: Хорошо отгадывали загадки. Ответы на некоторые загадки спрятались в этом кроссворде. Вам надо расставить слова на свои места, и вы прочтёте по вертикали ключевое, главное слово.
1.
2.
3.
4.
По горизонтали:
1).Хлебное поле.
2).Колос.
3).Элеватор.
4).Комбайн.
По вертикали:
Хлеб.
Дети отгадывают кроссворд.
5. Дидактическая игра «Буквы заблудились».
Педагог: Что такое, буквы в словах «заблудились». Давайте, ребята, попробуем их расставить по порядку.
Л Е Н Х О Б Е Е П О Л
2 3 5 1 6 4 7 4 1 2 3
С К О О Л
5 1 2 4 3
Р Т О Е А В Л Э
8 6 7 3 5 4 2 1
ОМКАБН Й
2 3 1 5 4 7 6
Дети отгадывают слова.
6. Беседа, рассматривание рисунков – моделей этапов выращивания хлеба.
Педагог: Чтобы в каждом доме был хлеб, трудятся люди многих профессий. Вспомните, каких?
Дети: Хлеборобы, мукомолы, пекари.
Педагог:Люди каких профессий участвуют в выращивании хлеба?
Дети: Трактористы – пашут, боронят, чтобы земля была под снегом рыхлая, мягкая, чтобы набрала она за зиму и весну как можно больше талой воды.
Педагог: Лежит земля под снегом, ждёт весны, тепла, ждёт зёрен. Что делают колхозники?
Дети: Зерно к посеву готовят: проветривают, просушивают, на всхожесть проверяют. Механизаторы технику ремонтируют и обновляют: трактора, сеялки, комбайны.
Педагог: И вот пришла весна. Какие заботы у хлеборобов?
Дети: Опять вышли в поле трактора. Перепахали землю. Спец. машины внесли удобрения, сеялки засеяли поля зерном.
Педагог: Проклюнулись нежные всходы. Как уберечь их? Кто может подсказать?
Дети: Агрономы определяют сроки посева, уборки урожая, как удобрять землю, как пахать землю, боронить, сеять, как уберечь от вредных насекомых.
Педагог: И вот пришло время жатвы.
Дети:В поле выходят комбайны. Они скашивают колосья хлеба, обмолачивают их, веют зерно, высыпают в кузов подъезжающей машины.
Педагог: А куда затем везут зерно?
Дети: Машины везут зерно на элеватор, где оно хранится. С элеваторов зерно везут на мельницы, где разная техника мелит зерно, превращает в муку.
Педагог: Как же мука в хлеб превращается?
Дети: Муку везут на хлебозаводы, где выпекают пекари душистый хлеб.
Педагог: Трудно вырастить хлеб. А что означает выражение «Бережно обращаться с хлебом»?
Ответы детей.
Педагог: Хлеб бывает белый и чёрный. Как получается такой разный по виду и по вкусу хлеб?
Дети: Его выпекают из разной муки.
Педагог: Из какой муки выпекают белый хлеб и откуда она берётся?
Ответы детей.
Педагог: Из какой муки выпекают чёрный хлеб и откуда она берётся?
Ответы детей.
7. Инсценировка.
Педагог: Особое место отводится хлебу в религиозных праздниках. Что это за праздник?
Дети: Успение.
Педагог:Что означает этот праздник?
Дети: Успение – праздник, посвященный концу жатвы. Жатва это труд с утра до ночи. Упустишь время, осыплется зерно и пропадёт урожай. Жатва – это праздник!
Входит «осень».
Педагог: Здравствуй, Осень! Здравствуй, Осень! Хорошо, что ты пришла!
Осень: Здравствуйте, ребята! А пришла я не одна. А вместе с народным праздником – Успенье! (28 августа).
Педагог: Да, да, ребята знаю, что Успенье – праздник, посвящённый окончанию жатвы и встрече Осени.
Осень: Успенье – «дожинки».
Девочки подходят к Осени.
1 девочка: Осень – тётушка!
Тяжела работушка,
Всё покосы, нивушка,
Болит моя спинушка.
2 девочка: Как по осени ломала
Красную калинушку,
Во полях снопы вязала,
Надломила спинушку.
3 девочка: Жала я с утра до ноченьки
Пшеницу да овёс,
Только девке хлеба белого
Поесть не удалось.
Осень: Девушки, вы девушки,
Молоденькие жнеюшки,
Дожинайте в поле рожь,
Придёт к вам скоро молодёжь.
Дед: Красны девицы да добры молодцы, а идите вы с жатвы поиграть!
Игра «Дед».
Дети: Здравствуй, дед!
Дети: Здравствуйте, дети! Где вы были?
Дети: На работе.
Дед: Что делали?
Дети «косят» в поле. Дети ведут хоровод и поют после того, как дед угадала движение детей, изображающее работу.
Дети: У нас серпы – то золотые,
А мы жнеи – то молодые!
Время жито жать,
Во снопочки вязать,
На ток возить,
Цепями молотить.
У печи сушить,
Тесто месить,
Тесто месить,
Пирогами всех кормить!
Кончив петь, игрок за которым остановился дед, и дед разбегаются в разные стороны. Кто первый занял пустое место, становится дедом. Игра проводится 2 – 3 раза.
Педагог: Оканчивается уборка и начинается Успенский Пост. Закончив жатву, женщины приговаривали:
1 девочка: Кто пахал – тому силку.
2 девочка: А кто сеял – тому две.
3 девочка: А кто жал – тому все.
Педагог: Перевязывают колоски лентой, т. е. «завивают бороду» и приговаривают: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай»!
Дети идут по кругу и говорят слова.
Дети: Вейся, вейся борода!
Бородушка, вейся!
Сусек, наполняйся!
Батюшка Илья – борода!
Уроди ржи, овса, ячменя и пшеницы!
Педагог: Последний сжатый сноп – «именинники». Ему особый почёт. Его ставят под икону – несут ему хлеб, соль, низко кланяются.
Стихотворение «Руки человека».
Осень: Ох и слава Богу,
Что жито пожали!
Что жито пожали
И в копы поклали:
На гумне стогами,
В клети закромами,
А в печи пирогам!
Угощаю вас, ребята, пирогами из нового хлеба.
Педагог и дети: Спасибо, Осень!
Осень уходит.
Итог.
Педагог: Какую сказку вы сегодня увидели? С каким народным праздником познакомились? Как нужно относиться к хлебу?
Ответы детей.