римма ильина
Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Воспитание культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программ
клубной работы с детьми 3-4 лет
Пояснительная записка
«Любовь к родному краю, родной культуре,
родной речи начинается с малого – с любви
к своей семье, к своему жилищу, к своему
детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к Родине, её истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
Д. С. Лихачёв
Актуальность.
Публикация «Рабочая программа по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста „Воспитание культурой“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Условия сегодняшней жизни, её темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Занимаясь проблемой приобщения ребёнка к миру культуры необходимо стремиться:
• Заложить основы гуманизма в душу каждого ребёнка;
• Предоставить детям возможность прикоснуться к культуре с помощью экспонатов музея;
• Обогатить духовный мир воспитателя и вызвать у него желание к самосовершенствованию;
• Развивать уважительные взаимоотношения между родителями и детьми, сблизить детский сад и семью.
Главная задача – развивать умственные, творческие способности и эмоциональную отзывчивость детей дошкольного возраста через знакомство с ценностями мировой культуры, вызывать потребность проводить свободное время, осваивая культурное пространство родного города; знакомить детей с разными видами искусств (изобразительное, музыкальное, поэтическое, драматическое, с историческим прошлым, с национальными традициями народов мира, с историей театра, воспитывать уважение к религии разных стран.
В настоящее время, как никогда, возникла необходимость в разработке программы воспитания патриотизма. Почему? В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама пива, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости».
Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. Вот поэтому, развитие у детей нравственно-патриотических чувств является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Родина – это город, в котором живёт человек, улица, на которой стоит его дом. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Всё это начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Всё начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Знакомство с историей своего народа происходит уже в младшей группе, поэтому материал для занятий надо отбирать особенно тщательно и бережно. Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, - с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда. Так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребёнком и стариками.
Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть. Работа по программе «Воспитание культурой» начинается с младшими дошкольниками и строится на контрасте исторического и современного материала.
Данная рабочая программа клубной работы с детьми составлена на основе программы Н. Б. Кутьиной «Ребёнок в XXI веке. Воспитание культурой» и примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа содержит учебно–тематический план, перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в младшей группе на один год. Каждое занятие предполагает различные формы взаимодействия взрослого и детей : беседы, игры – драматизации, продуктивную деятельность, использование художественной литературы, вопросы к детям, музыкальные произведения. Всё это помогает сделать процесс обучения более интересным, доступным для детей младшей группы. Программа построена по принципу последовательного усложнения материала. Разработаны сценарии праздников и развлечений соответствующие тематике программы. Программа представлена шестью разделами:
• Русский народный костюм.
• Русская изба.
• Традиции на Руси.
• Русские богатыри.
• Русская народная игрушка.
• Ярмарка на Руси.
Цель образовательной программы : воспитание положительного эмоционального отношения к познанию истории и культуры русского народа.
Задачи программы :
• Воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры.
• Дать представления об особенностях жизни русского народа внутри семьи, его лучших национальных качествах.
• Способствовать отражению представлений в разных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкально –художественной, театральной.
• Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками.
• Воспитывать бережное отношение и интерес к предметам искусства.
• Воспитывать культуру поведения в детском саду, на улице.
Направленность программы : социально – патриотическая.
Вид программы : модифицированная (адаптированная).
Возрастные особенности.
Данная рабочая программа разработана для детей младшей группы. Приобщение ребёнка к искусству должно идти постепенно, начиная с тех форм и методов, которые понятны и способствуют органичному вовлечению малыша в игровую культурную деятельность. С трёх лет нужно воспитывать бережное отношение к предметам искусства, уважительное отношение к труду мастеров, их создавших. Ребёнок младшего дошкольного возраста должен получить представления о следующем: обстановке и предметах быта русской избы, её внутреннем убранстве, кухонной утвари; русской национальной одежде; особенностях быта русского человека в семье (традиционной еде, занятиях, развлечениях); видах русского прикладного искусства: игрушках, росписях. На родительских собраниях необходимо объяснить родителям цели и задачи программы, сделать их своими единомышленниками, помощниками, разъяснить требования, которые предъявляются к детям, целесообразность этих требований.
Сроки реализации: один год.
Возраст детей : 2 младшая группа – дети 3 – 4 лет.
Место проведения: групповая комната, музей, музыкальный зал. Количество занятий в неделю: 1 раз в неделю.
Количество минут: 15 мин.
Время проведения: 15.45 – 16. 00
Ожидаемые результаты.
1. Понимает, эмоционально реагирует и употребляет в речи пословицы, поговорки, фольклорные произведения, используемые для приветствия, прощания, похвалы, приглашения, проявления нравственных черт характера. 2. Использует традиционные предметы русской крестьянской культуры, принимает участие в играх – театрализациях, отображая накопленные впечатления. 3. Эмоционально откликается на содержание живописных полотен и предметов прикладного искусства, узнаёт русские народные мелодии.
4. Выражает сочувствие, желание помочь, доброжелательно относится к окружающим
Учебно – тематический план
№ п\п Тема раздела Количество НОД Количество часов
1
Русский народный костюм 4 60 мин.
2
Русская изба 3 45 мин.
3
Традиции на Руси 3 45 мин.
4
Русские богатыри 3 45 мин.
5
Русская народная игрушка 3 45 мин.
6
Ярмарка на Руси 2 30 мин.
Итого 18 4 часа 30 мин.
Перспективное планирование работы клуба
Месяц Тема занятия Цель НОД
Сентябрь
Знакомство с «красным углом» в избе. Закрепить представления детей о внутреннем убранстве избы, названии и назначении мебели
Колыбельные песенки Заучивание колыбельных песенок, развитие
речи детей; создание положительных эмоций.
Профессия столяр Познакомить детей с профессией столяра, орудиями его труда
Лепим посуду Учим детей лепить посуду, развиваем мелкую моторику.
октябрь Гужевой транспорт Познакомить детей с гужевым транспортом, с историей развития этого транспорта.
Наземный и водный транспорт Познакомить детей с различными видами транспорта, их частями и назначением.
Кто такой коновал Познакомить с профессией коновала, его инструментами для работы. Роль коновала в русской деревне.
«Никита – Кожемяка» Чтение с детьми былины. Закрепление знаний о богатырях
ноябрь Крестьянство на Руси Познакомить детей с сословием Руси –крестьянством, его появлением, жизнью.
Кто такие купцы? Познакомить с сословием –купцы, рассказать о их жизни, внешнем виде, традициях.
Бояре Познакомить с сословием –бояре, их внешний облик, одежда, обувь.
Украсим кокошник Учить детей рисовать на контуре кокошника, украшать его различными узорами симметрично
декабрь Труд резчика Познакомить детей с трудом резчика, способами украшения –резьбой, рассмотреть шкатулку.
Птицы и животные Рассказать о применении образов птиц и животных в прикладном искусстве.
Птицы Сирин и Алконост Познакомить детей с образами фантастических птиц, их значение в сказаниях.
Труд гончара Рассказать о труде гончара, рассмотреть образцы посуды, её назначение.
январь Ткачество на Руси
Беседа о труде ткача, рассматривание ткацкого станка, образцов тканей.
Труд охотника Рассказать о труде охотника, его орудиях труда.
Ткацкая мастерская Познакомить детей с прялкой, прядением нитей, с образцами тканей, видами полотенец.
Кувшин для Алёнушки Закрепить умение детей лепить кувшин, передавая его характерные особенности
февраль Деревянная Русь Рассказать детям о деревянной архитектуре Руси, первых постройках, крепостях.
Каменная Русь Познакомить детей с каменными постройками, храмами, их элементами.
Труд каменщика Рассказать о труде каменщика, его орудиях труд.
Составь узор для полотенца Учить путём аппликации составлять симметричный узор для полотенца
март История куклы Закрепить с детьми историю возникновения куклы, её назначение, виды кукол.
Древнерусские игрушки Познакомить с различными видами кукол, из чего их делали, изготовление куклы.
Хохломская роспись Рассмотреть элементы росписи, что расписывали. Роспись досточки.
Городецкая роспись Познакомить с элементами росписи, учить расписывать игрушку городецкой росписью.
апрель Суджанские гончарные изделия Рассказать детям о суджанских гончарных изделиях, рассмотреть их образцы, назначение.
Труд каменщика Познакомить детей с трудом каменщика, его инструментами для работы.
Сказочный домик Учить детей рисовать сказочный терем, передавать его элементы, яркие краски.
Сезонные ярмарки Рассказать и закрепить знания детей о сезонных ярмарках, их истории возникновения.
май Театры на Руси
Рассказать детям об истории возникновения театров на Руси. Появление скоморохов на Руси.
В. Суриков «Взятие снежного городка» Составление рассказа по картине В. Сурикова, развитие речи детей, закрепление новых слов.
Кто такие коробейники? Рассказать детям о работе коробейников, обогащение словаря детей.
Товары для ярмарки Развитие творчества и фантазии у детей, навыков художественного творчества.
«Древняя Русь» Итоговое развлечение.
Критерии и нормы оценивания
Название раздела Диагностические задания Нормы оценивания
Русская крестьянская изба. 1. Дидактические игры:
«Подбери предметы для избы»,
«Кому что нужно для труда»,
«Угадай на ощупь» 2. Рассматривание иллюстраций. 3 балла–ребёнок самостоятельно справляется с заданиями. 2 балла– ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл– ребёнок допускает много ошибок.
Транспорт. 1. Дидактические игры:
«Выложи на фланелиграфе»,
«На чём поедет Иванушка?» 2. Рассматривание иллюстраций видов транспорта. 3 балла– ребёнок самостоятельно справляется с заданиями. Называет виды транспорта. 2 балла– ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл– ребёнок допускает много ошибок.
Сословия на Руси. 1. Игровые ситуации:
«Подбери одежду владельцу»,
«Чего не стало?» 2. Дидактическая игра «Подбери предмет по описанию» 3 балла– ребёнок самостоятельно справляется с заданиями. 2 балла– ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл– ребёнок допускает много ошибок.
Ремёсла на Руси. Дидактические игры:
«Кто чем работает»,
«Составь рисунок для полотенца».
Составление рассказа на тему: «Как рубашка выросла?» 3 балла– ребёнок отвечает на вопросы воспитателя самостоятельно, без ошибок справляется с заданием игры. 2 балла– ребёнок с помощью воспитателя отвечает на вопросы, допускает 1-2 ошибки в дидактической игре. 1 балл– ребёнок допускает много ошибок.
Архитектура Руси. Дидактические игры:
«Назови элементы деревянной архитектуры»,
«Узнай и назови»,
«Составь дом» 3 балла– ребенок выполняет самостоятельно все дидактические задания. 2 балла– ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл –ребёнок допускает много ошибок.
Русская народная игрушка. Дидактические игры:
«Узнай на ощупь»,
«Собери игрушку»,
«Узнай и назови» 3 балла– ребенок выполняет самостоятельно все дидактические задания. 2 балла– ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл –ребёнок допускает много ошибок.
История театра и ярмарок на Руси 1. Рассматривание иллюстраций.
2. Дидактические игры:
«Собери коробейника»,
«Подбери пару»,
«Что рассказывает предмет о себе»
3 балла– ребёнок отвечает на вопросы воспитателя самостоятельно, без ошибок справляется с заданием игры. 2 балла– ребёнок с помощью воспитателя отвечает на вопросы, допускает 1-2 ошибки в дидактической игре. 1 балл– ребёнок допускает много ошибок.
Образовательная программа
клубной работы с детьми 4-5 лет
Пояснительная записка
Нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие. Главная задача – развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку: высокую духовность, доброту, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие, бережное отношение к природе, терпение, сострадание, мужество. Приобщать дошкольников к русской культуре и ее истории можно в форме беседы об устном народном творчестве, живописи, музыке или ознакомлении с бытом, обрядами и традициями русского народа. В занимательной форме учить детей любить свой народ, свою родину, с уважением относиться к ее прошлому, любить друг друга и беречь родную природу.
Актуальность. На современном этапе самой большой проблемой является разрыв связей поколений, воспитание вне культурно-исторических традиций. Забывая свои корни, мы разрываем связь времён и поколений, а человек без памяти о прошлом, поставленный перед необходимостью заново определить своё место в мире, человек, лишённый исторического опыта своего народа, оказывается вне исторической перспективы и способен жить только сегодняшним днём. В опытах наших отцов и дедов есть зёрна такой мудрости, которые и в наш век прорастут и дадут добрые всходы. В процессе поиска своих «корней» дети и родители, бабушки и дедушки становятся духовно ближе друг к другу. Не только дети, но и родители с удовольствием узнают о своих предках, а потом рассказывают о них на вечерах досуга в детском саду. Чтобы установить связь между поколениями в семье, даём детям задание узнать у родителей, бабушек, дедушек, в какие игры они любили играть в детстве, какими пользовались считалками, игрушками. Лишь сумев пробудить интерес к родословной, к ценностям, обычаям и праздникам, характерным для семьи, в которой воспитывается ребёнок, можно начинать работу по формированию традиционной культуры семьи в процессе взаимодействия родителей и педагогов ДОУ.
Организуя работу по приобщению детей к истории Отечества, не ставим перед собой цель систематического освоения ими курса истории – у них ещё будет время для этого в школе.
Важно воспитать интерес к прошлому своего народа, любовь к родной истории. Любить Родину – значит знать её историю.
Цель программы : продолжать воспитание устойчивого интереса к познанию истории и культуры русского народа, подготовка к посещению музея.
Задачи программы :
1. Воспитывать интерес к познанию русской истории, желание подражать лучшим образцам культуры.
2. Развивать представления об особенностях русского народа, его
общественной жизни.
3. Формировать у детей милосердие, сострадание, умение прощать, быть благодарными, смелыми, скромными, трудолюбивыми, ответственными;
4. Продолжать знакомить детей с русскими обычаями и традициями, углублять знания о православных и народных праздниках;
5. Продолжать знакомить детей с русскими художественными промыслами, домашней утварью и ее назначением, традиционной русской кухней;
6. Расширять знакомство с произведениями устного народного творчества, развивать художественный вкус детей; продолжать обогащать словарный запас, развивать речь детей; стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от народной песни, игры, пляски, хоровода.
Направленность программы : социально — патриотическая.
Вид программы : модифицированная (адаптированная)
Сроки реализации программы : один год.
Возраст детей : 4-5 лет, средняя группа.
Место проведения: групповая комната, музей, музыкальный зал, спортивный зал.
Количество НОД в неделю: 1 раз.
Количество минут: 20 мин.
Время проведения: 15.45 — 16.05
Ожидаемые результаты.
• Принимает участие в играх — импровизациях, отображает накопленные впечатления о русской культуре (принести из колодца воды, вскипятить её в самоваре, накрыть стол, побеседовать, растопить печь и т. д.)
• Отображает трудовые действия в соответствии с характером героя.
• Эмоционально откликается на содержание предметов прикладного искусства и живописных полотен русских художников.
• В рисунках, лепке — выразительно передают образы объектов традиционной русской культуры.
• Различают народные песенные и танцевальные музыкальные жанры (обрядовые, колыбельные, шуточные, хороводные, плясовые).
Итогом работы по теме является литературно — музыкальное развлечение. Дети, при непосредственном участии воспитателей, родителей погружаются в атмосферу изучаемой эпохи, эмоционально наполняются духом народных праздников и обрядов. Тщательно подобранный музыкально — литературный материал позволяет ощутить полноту и многогранность русского фольклора, помогает малышу по -своему понять культуру своего народа.
Учебно – тематический план
№ п\п Тема раздела Кол-во НОД Кол-во мин.
1 Русская крестьянская изба 3 60
2 Транспорт 5 100
3 Сословия на Руси 4 80
4 Ремесла на Руси 12 240
5 Архитектура на Руси 4 80
6 Русская народная игрушка 4 80
7 История театра и ярмарок на Руси 6 120
Итого 37 12 час. 20 мин.
Перспективное планирование клубной работы
Месяц № Тема НОД Цель НОД
Сентябрь 1. «Знакомство с русским костюмом.» Познакомить с русским женским и мужским костюмом, их особенностями
2. «Укрась сарафан для Алёнушки» Учить раскрашивать силуэт сарафана.
3. «Обувь и украшения русского народа.» Дать представления об видах обуви и украшений, из чего их делали.
4. «Колечко для Настеньки». Учим лепить колечко из пластилина, точно передавая его форму.
Октябрь 1. «Праздничная и будничная одежда». Познакомить детей с внешним видом национальной одежды, её назначением.
2. «Украсим платочек». Учим детей наносить рисунок на платочек с помощью печатки из картошки.
3. «Русская изба». Познакомить детей с внешним и внутренним убранством избы.
4. «Украсим люльку». Составляем узор из геометрических фигур путём аппликации.
Ноябрь 1. «Спальная мебель». Познакомить детей с разнообразием спальной мебели: деревянная кровать, люлька, лавка, лежанка, сундук.
2. «Разучивание колыбельных песенок». Заучивание русских народных колыбельных песенок, развитие речи.
3. «Предметы быта». Рассказать детям о посуду, её назначении, о стирке, глажении старинными предметами.
4. «Украсим полотенце». Учить украшать полотенце колечками и полосками, создавать рисунок.
Декабрь 1 «Чаепитие на Руси». Рассказать и показать сервировку стола, научить вести себя за столом.
2. «Блюдца для чаепития». Учить лепить блюдца для кукол. Развивать мелкую моторику.
3. «Самовар – символ домашнего очага». Познакомить детей с различными видами самоваров.
4. «Украсим скатерть». Учить детей составлять узор для скатерти и помощью печатки из картошки.
Январь 1. «Напитки в русской семье». Познакомить детей с едой русских людей. Какие лакомства были на Руси. Квас –русский напиток.
2. «Готовим угощение для Иванушки». Учим лепить ягоды из пластилина, закрепляем умение сервировать стол.
3. «Знакомство с книгой». Рассказать детям о создании книг, написании былин.
Февраль 1. «Рисуем русскую народную сказку». Учим детей рисовать героев сказки «Колобок». Раскрашивание.
2. «Русское оружие». Познакомить детей с доспехами воинов, с разными видами оружия.
3. «Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря»». Познакомить детей с произведение искусства. Пояснить, что на ней изображено.
4. «Крепость». Учим детей создавать постройки с помощью конструктора. Коллективная работа.
Март 1. «Глиняная и деревянная игрушка». Познакомить детей с матрёшкой, погремушкой, тряпичной куклой.
2. «Тряпичная кукла». Создание тряпичных кукол совместно с родителями. Воспитание трудолюбия.
3. Дымковская и филимоновская игрушка. Познакомить детей с народными росписями и игрушками, их основными элементами.
4. «Раскрасим игрушку». Учить рисовать элементы росписи, развитие мелкой моторики.
Апрель 1. «Суджанская глиняная игрушка». Рассказать детям о суджанской глиняной игрушке, познакомить с разными видами.
2. «Работа мастера». Познакомить детей с работой мастера, воспитывать у детей чувство уважения к работе мастера.
3. «Сезонные ярмарки». Рассказать детям какие были ярмарки на Руси, как продавали и меняли товары.
4. «Товары для ярмарки». Создание поделок для ярмарки совместно с родителями. Учить работать вместе.
Май 1. «Скоморохи». Рассказать детям о ярмарочных актёрах – скоморохах, как они развлекали людей.
2. «Украсим костюм скомороха». Учить детей украшать силуэт костюма скомороха аппликацией элементов.
3. «Русская ярмарка». Развлечение для детей совместно с родителями.
Критерии и нормы оценивания
Название раздела Диагностические задания Нормы оценивания
Русский народный костюм. 1. Дидактические игры: «Чудесный сундучок», «Подбери сарафан к кокошнику», «Одень Алёнушку и Иванушку в русский народный костюм»
2. Рассматривание иллюстраций. 3 балла –ребёнок самостоятельно справляется с заданиями. 2 балла – ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл – ребёнок допускает много ошибок.
Русская изба. 1. Дидактические игры: «В гостях у Котофея», «Уложим куклу спать», «Что есть в избе». 2. Рассказывание колыбельных песенок. 3 балла – ребёнок самостоятельно справляется с заданиями. 2 балла – ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл – ребёнок допускает много ошибок.
Предметы быта русского народа. 1. Игровые ситуации: «Накрой на стол», «Пойдём по воду», «Уложи куклу спать». 2. Дидактическая игра «Подбери предмет по описанию» 3 балла – ребёнок самостоятельно справляется с заданиями. 2 балла – ребёнок выполняет задания с небольшой помощью воспитателя. 1 балл – ребёнок допускает много ошибок.
Русские богатыри. Дидактическая игра «Одень богатыря». Составление рассказа по картине В. Васнецова «Три богатыря». 3 балла – ребёнок отвечает на вопросы воспитателя самостоятельно, без ошибок справляется с заданием игры. 2 балла – ребёнок с помощью воспитателя отвечает на вопросы, допускает 1-2 ошибки в дидактической игре. 1 балл – ребёнок допускает много ошибок.