Вера Демидович
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего возраста «Моя бабушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать знакомить детей с социокультурной категорией «Семья»
Задачи:
1. Формировать у детей отношение к семье, как к одной из самых главных социокультурных ценностей.
2. Познакомить с произведением Е. Благининой «Бабушка — забота».
3. Развивать у детей умение выражать свои мысли, чувства, передавать свое отношение к образу с помощью цвета.
4. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к бабушке.
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего возраста „Моя бабушка“» размещена в разделах
Предварительная работа: чтение произведений о семье, разучивание пальчиковой игры «Это вся моя семья», беседа с детьми об их семье, о членах их семей, слушание песни «Бабушка, испеки оладушки» (слова М. Пляцковский, композитор В. Шаинский, рассматривание репродукций картин костромских художников (Салмов Михаил Алексеевич «Бабушка», Сергеев Михаил Леонидович из серии «Сказки моего детства» : Бабушкин двор», Смирнов Николай Михайлович «Облако моего детства», разучивание стихотворения Е. Трутневой «Наша бабушка», разучивание р. н. игры «Как у бабушки Ларисы», работа над созданием альбома рисунков «Моя семья», сбор фотографий для оформления выставки «Моя бабушка».
Оборудование: иллюстрация с изображением членов семьи, дидактический материал (иллюстрации к тренингу с изображением дружной семьи, клубок ниток, фотовыставка «Моя бабушка», картинка-раскраска «Бабушка», фломастеры, цветные карандаши, восковые мелки.
Словарная работа: отрада, тревога, забота.
Ход занятия.
Присоединение
Дети сидят полукругом на стульчиках на ковре.
Воспитатель показывает иллюстрацию.
Кто изображен на картинке?
Как можно назвать одним словом?
Расскажите, кто есть в вашей семье?
(Обобщение воспитателя : «У каждого из вас есть семья. Она бывает большая и маленькая»).
А какую семью можно назвать дружной? (в которой вместе читают книги, гуляют, помогают друг другу прибираться, трудятся на даче и т. д.)
Вашу семью можно назвать дружной? Почему?
Воспитатель :
Ребята, я приглашаю вас отправиться в наш выставочный зал посетить фотовыставку (подходят к стенду с фотографиями)
Рассмотрите и скажите, кто изображен на всех этих фотографиях?
Да, вы правы, здесь каждый из вас найдет фотографию своей бабушки, и каждый может сказать, что здесь фотография моей бабушки.
Посмотрите внимательно какие здесь изображены бабушки? Что они делают? В какой позе сидят, стоят? Какое у них настроение? О чем они могут думать, переживать?
Как вы думаете, как мы назовем тему нашего занятия?
(подвести к ответу, что тема нашего занятия «Моя бабушка»)
А сейчас Маша, Петя и Соня прочитают нам стихотворение.
Дети выходят на импровизированный подиум, называют автора и название произведения, читают стихотворение.
Евгения Трутнева «Наша бабушка»
Бабушка наша очень добра.
Бабушка наша стала стара.
Много морщинок у бабушки нашей -
С ними она ещё лучше и краше. (Маша)
Если любимая кукла больна,
Вылечит куклу сразу она.
Если на лбу появляется шишка,
Пуговки нет, изорвётся пальтишко
Или другая какая беда -
Бабушка нам помогает всегда. (Соня)
Бабушка тёплые варежки свяжет,
Бабушка вечером сказку расскажет.
Слушать её мы готовы часами!
Что позабудет, подскажем ей сами. (Петя)
Ресурсный круг
Воспитатель :
А теперь я предлагаю вам пройти к своим стульчикам и сесть так, чтобы получился круг.
Ребята, тема нашего занятия «Моя бабушка». А что мы можем сказать о своей бабушке? Какая она? Как выглядит? Чем занимается? (воспитатель с левой стороны передает клубок ниток воспитаннику и так по очереди по часовой стрелке все дети высказывают свои мысли, передавая друг другу клубок ниток).
Ребята, у всех вас бабушки разные, но все они добрые, веселые, любят с вами гулять, играть. Вот и я предлагаю вам поиграть.
Русская народная игра «Как у бабушки Ларисы» (см. книгу для развития «Дружная семья», стр. 14)
Активное занятие
I этап подготовительный
Воспитатель :
Ребята, садитесь, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
Елена Благинина «Бабушка — забота»
Если внуки веселы, -
Бабушка подавно :
- Ишь, распелись, как щеглы,
До чего же славно!
Если внуки есть хотят, -
Бабушке отрада :
- Пусть сидят, пусть едят,
Подрастать им надо!
Если внуки вышли в сад, -
Бабушка в тревоге :
- Ну как дождь либо град,
Ведь промочат ноги!
Если внуки спать легли, -
Бабушка не дышит :
- Баю-баю, люли,
Тише, тише, тише.
. Чистота, тишина,
Теплота, дремота.
Вот какая она -
Бабушка-забота!
Hу а вы? Каковы?
Как там с бабушкой вы?
II основной этап
Воспитатель :
О ком стихотворение?
О ком в стихотворении заботится бабушка? Как?
Ребята послушайте строчки: Если внуки есть хотят, -
Бабушке отрада :
- Пyсть сидят, пyсть едят,
Подрастать им надо!
Как вы думаете, что значит слово «отрада»?
В стихотворении автор говорит: Если внуки вышли в сад, -
Бабушка в тревоге :
- Нy как дождь либо град,
Ведь промочат ноги!
Что значит «бабушка в тревоге»?
По какому еще поводу может переживать бабушка?
Что надо делать, чтобы бабушка не переживала?
Что делает бабушка, когда мы слышим «Баю, баю, люли
Тише, тише, тише»
(если дети затрудняются, пропеть эти строчки, добиться от детей ответа — бабушка поет колыбельную песню)
И последние строчки: Чистота, тишина,
Теплота, дpемота.
Вот какая она -
Бабyшка-забота!
Так почему же автор называет бабушку «бабушка-забота»?
Рефлексия
Воспитатель :
Ребята, о ком мы говорили на занятии?
Какая она наша бабушка?
А мы должны заботится о бабушках? Как?
Давайте, теперь пересядем за столы, поиграем в пальчиковую игру «Семья» (см. книгу для развития «Дружная семья» стр. 25)
Предлагаю вам раскрасить картинку с изображением бабушки, а когда закончите, мы ваши рисунки вставим в альбом «Моя семья»
Приступайте к работе.
Литература:
Актуальные вопросы духовно-нравственого воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Костромской области: Методическое пособие / ред. -сост. С. Р. Шаваринская. - Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2013. - 84 с.
Дружная семья. Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет). Под общей редакцией И. А. Кузьмина. - М. : Издательский дом «Истоки», 2008 - 28 с.
Российское духовно-нравственное образование : интеграции традиций и инноваций в педагогической практике: Методическое пособие / сост., отв. Ред. И авт. Предисловия С. Р. Шаваринская. - Кострома: КОИРО, 2013 - 136 с.
Фрося Коровина / Станислав Востоков. Москва: «Клевер-Медиа-Групп», 2014. - 112 с. : ил. - (Современные российские писатели — детям)
Хрестоматия по детской литературе: для детей старшего дошкольного возраста / Устное народное творчество / Ред. -сост. С. Р. Шаваринская. - Кострома: Костромской областной институт развития образования, 2011. - 96 с., приложение: ил. [6] л.
Художники Костромы (автор-составитель А. И. Бузин, - Кострома. Издание Костромской организации художников. 1994 г.