Татьяна Романенко
Конспект с ИКТ «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект с ИКТ «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях»
Вид: фонетическое.
Тип: индивидуальное
Продолжительность: 15 минут
Занятие рассчитано на ребёнка шести лет, имеющего мономорфную дислалию.
Цель: закрепление правильного произношения звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
• Закрепить правильную артикуляцию звука [Р]
Публикация «Конспект с ИКТ „Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
• Закрепить умение произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
• Осуществлять коррекцию речевого восприятия на основе упражнений по автоматизации звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях.
• Развивать артикуляционную моторику на основе упражнений на верхний подъем языка.
• Развивать слуховое внимание на основе упражнений на проговаривание фонетических единиц с использованием ИКТ.
• Развивать голосовую модуляцию, на основе упражнений на проговаривание слогов.
• Развивать фонематическое восприятие через упражнения на выделение места звука [Р] в слове.
• Развивать длительность выдоха.
Воспитательные:
• воспитывать навыки самоконтроля;
• воспитывать активность и внимательность на занятии;
• воспитывать потребность в речевом общении.
Предполагаемый результат :
Ребенок будет правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях.
Ресурсы:ноутбук, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, картинки с изображением предметов (зеркало, расчёска, бусы, часы, веер, ключ., мухомор, ромашка);картинка сорока; набор предметных картинок : ромашка, ворона, комар, ракета, корова, мухомор.
Вводный этап:
(звучит музыка) Ребенок с логопедом делает логоритмику.
Мы бежали по дорожке,
Промочили свои ножки.
Потом сели, посидели,
Смотрим-птицы полетели.
Ветер сильный вдруг подул.
Испугались! Караул!
(Дети прыгают на месте, шагают на месте, приседают, встают-руки в стороны, наклоны в стороны, сели на корточки).
Логопед. Сегодня у нас на занятии новый гость. Прилетела к нам сорока.
Какой звук ты слышишь в середине слова?
Ребенок. Звук [Р]
(слайд № 2)
Логопед. Как ты думаешь, с каким звуком мы сегодня будем работать?
Ребенок. Со звуком [Р]
Логопед. Сегодня мы с тобой будем продолжать правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях, а сорока прилетела послушать. Но сначала давай сделаем зарядку для язычка.
Основной этап:
Логопед: А в этом тебе помогут «веселые картинки». А сорока посмотрит и поучится.
Артикуляционная гимнастика.
Посмотри на них и делай так же.
«Вкусное варенье»
(слайд№3)
Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
«Качели»
(слайд№4)
На качелях я качаюсь.
Вверх лечу и вниз спускаюсь.
«Грибок»
(слайд№5)
Рот открыт. Язык присосать к нёбу.
Под высокою сосной
Мы грибок нашли с тобой.
Чтобы рос боровичок,
Подними вверх язычок.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок!
Несколько секунд – молчок!
«Маляр»
(слайд№6)
Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба.
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
Сделано немало, кисточка устала.
Стал язычок твой маляром,
Он будет красить старый дом:
Вперед-назад, вперед-назад…
Ремонту каждый будет рад.
«Лошадка»
(слайд№7)
Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Вот лошадка скачет ловко,
У лошадки есть сноровка!
Много, много в цирке лет,
А ребятам всем – привет
Цок-цок-цок по мостовой —
Идет лошадка к нам с тобой.
Щелкай язычком быстрее,
Чтоб она пришла скорее.
«Барабанщик»
(слайд№8)
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук «Д-Д-Д…». Сначала звук «Д» произносить медленно, затем постепенно убыстрять темп. Следить, чтобы рот был всё время открыт, губы – в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работал только язык. Звук «Д» должен носить характер чёткого удара.
В руки барабан возьмем
И играть на нем начнем.
Язычок наверх подняли,
«Д-д-д-д» застучали.
«Мотор»
Завели мотор.
(слайд №9)
Логопед. А теперь давай с сорокой поиграем в игру «Опиши звук».
(слайд №10)
Где должен быть кончик языка, вверху или внизу, чтобы звук [Р] звучал четко и красиво?
Ребенок. Кончик языка держать вверху.
Логопед. Правильно, вверху. Кончик языка упирается в верхние зубы и вибрирует. Воздушная струя – ветерок идёт по краям языка или посередине?
Ребенок. Тёплый ветерок идёт посередине языка.
Логопед. Правильно, молодец, знаешь артикуляцию звука [Р]. А теперь вспомним характеристику звука [Р]. Какой это звук – гласный или согласный?
Ребенок. Звук [Р] согласный.
Логопед. Правильно звук [Р], согласный. Как проверить звук [Р], он звонкий или глухой?
Ребенок. Положить ладонь на горло.
Ребенок прикладывает руку к горлышку.
Ребенок. Горлышко «работает», звук [Р] звонкий.
Логопед. Правильно, молодец звук [Р] – согласный, твердый, звонкий.
Сорока хочет с тобой поиграть в игру «Запомни и повтори». Она будет говорить слоги, а ты их повторяй.
Сорока проговаривает слоги, а ребенок повторяет.
(слайд № 11)
Ра-ра-ра ара-ара-ара;
ру-ру-рууру-уру-уру;
ры-ры-рыыры-ыры-ыры;
ро-ро-рооро-оро-оро.
Логопед. Сорока предлагает тебе поучиться сочинять про неё стихи
Поставь это слово в рифму и повтори все стихотворение. Не забывай четко и правильно произносить звук [Р].Сорока произносит предложение, а ребенок заканчивает его подходящим словом.
Рока-рока-рока-сидит на дереве….(сорока).
Року-року-року-мы видели (сороку).
Рока-рока-рока-целый день трещит (сорока).
Рока-рока-рока-разносит новости (сорока).
Логопед. Посмотри, какой предмет принесла сорока. Что это?
Ребенок: Это веер.
Ребенок вместе с логопедом выполняет пальчиковую гимнастику.
«Веер»
(слайд № 12)
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер-
Пусть прохладою повеет.
(Соединить пальцы рук. Расслабить руки от локтя и превратить их в большой веер).
Логопед. Сорока принесла нам веточку с листочками, хочет свить гнездо из веточек и листьев, но вот беда сдуть листья она не может, давай научим нашу птицу,как нужно дуть на листочки.
Ребёнок выполняет упражнение “Подуй на листочки”.
Логопед: Наша сорока любит всё красивое и собирает разные предметы. Давай посмотрим предметы, которые принесла нам сорока и назовём те предметы, в названии которых есть звук [Р]
(слайд №13)
(слайд № 14)
Ребенок вместе с логопедом проговаривает название предметов на звук [Р].
Логопед. Сорока немного устала. Давай вместе с ней отдохнем.
Логопед и ребенок проговаривают слова и выполняют соответствующие действия
(слайд № 15)
Динамическая пауза:
Продолжается игра,
Раз присели, два привстали,
Как сороки полетали,
Повернулись, покружились,
И на землю приземлились.
Игра «Где спрятался звук».
Логопед. Сорока принесла тебе письмо с картинками, в названии которых спрятался звук [Р]. Нам нужно определить место звука [Р] в словах : в начале, в середине или конце слова. Посмотри на эту картинку, что это?
Ребенок. Это ромашка. (слайд № 16)
Логопед. В какой части слова слышится звук [Р]?
Ребенок. Звук [Р] слышится в начале слова.
Логопед. А на этой картинке, что это?
Ребенок. Это ворона.
Логопед. В какой части слова слышится звук [Р]?
Ребенок. Звук [Р] слышится в середине слова.
Логопед. А на этой картинке, что это?
Ребенок. Это комар.
Логопед. В какой части слова слышится звук [Р]?
Ребенок. Звук [Р] слышится в конце слова.
Логопед. А на этой картинке, что это?
Ребенок. Это ракета.
Логопед. В какой части слова слышится звук [Р]?
Ребенок. Звук [Р] слышится в начале слова.
Логопед. А на этой картинке, что это?
Ребенок. Это корова.
Логопед. В какой части слова слышится звук [Р]?
Ребенок. Звук [Р] слышится в середине слова.
Логопед. А на этой картинке, что это?
Ребенок. Это мухомор.
Логопед. В какой части слова слышится звук [Р]?
Ребенок. Звук [Р] слышится в конце слова.
Логопед. Сорока решила посмешить тебя и придумала забавные предложения. Послушай их внимательно и исправь ошибки.
Ребенок слушает и исправляет.
(слайд № 17)
В розах растут сады.
Мусор убирает Рому.
Арбуз угостил Артема.
Куры кормят Марусю.
Рыба поймала рыбака.
Торт подарил Раю на день рождения.
В помидорах и огурцах растут огороды
Заключительный этап:
Логопед. С каким звуком мы сегодня работали?
Ребенок: со звуком [Р]
Логопед:Как ты думаешь, у нас в гостях сороке понравилось?
Ребенок отвечает.
Логопед: А тебе понравилось с сорокой играть?
Ребенок отвечает.
Логопед: Сороке очень понравилось с тобой играть, и она дарит тебе свою фотографию.
(слайд № 18)