Вечтомова Елена
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Д] в слогах, словах и предложениях
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить представление о правилах артикуляции и характерных особенностях звука [Д].
Задачи:
Образовательные:
• Закрепления представления о правильной артикуляции звука [с];
• Закрепление навыка правильного произношения звука [с] по подражанию;
Коррекционно-развивающие:
• Развивать фонематический слух на звук [Д];
• Развитие фонематического слуха;
• Автоматизация звука [Д] в слогах, словах.
• Развитие мелкой моторики, мимической мускулатуры.
Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Д] в слогах, словах и предложениях» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
• Развитие артикуляционной моторики.
• Формирование сильной длительной воздушной струи.
• Развитие мелкой моторики, мимической мускулатуры.
• Развитие артикуляционной моторики.
• Формирование сильной длительной воздушной струи.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитание контроля над правильностью своей речи и речи других;
• Воспитание самостоятельности, усидчивости;
Материалы и оборудование: картинки звука, слов, чистоговорки, картинки артикуляционной гимнастики.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Здравствуй! Я рада тебя видеть.
Ну что, начнем наше занятие?
2. Артикуляционная гимнастика.
Давай я тебе расскажу сказку о веселом язычке, а ты мне поможешь. Хорошо?
Жил был весёлый Язычок в своем беленьком домике. Подготовка артикуляционного аппарата к выполнению артикуляционных упражнений. Улыбнуться и показать зубы.
Утром рано встал, открыл окошки и дверь. Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.
Начал делать зарядку. Движения кончиком языка вверх и вниз. Развитие точности переключаемости движений языка.
А потом стал убираться в доме. Протирать пыль. Проводить широким кончиком языка по нёбу. Закрепление умения удерживать движение определённое время. Растяжение подъязычной уздечки.
Затем стал готовить себе завтрак. Испёк лепёшку. Поднимание и опускание широкого кончика языка на верхнюю и нижнюю губу. Переключаемость движений.
Лепёшка горячая, надо её остудить, и подуем на неё. Выработка плавного, длительного речевого выдоха.
Язычок стал пить утренний чай. Покажем, из какой чашки он пил чай. Язык чашечкой поднимается внутри ротовой полости. Умение удерживать язык в заданном фиксированном положении близкой к артикуляционной позиции звука «Р».
Чай тоже очень горячий. Надо и его остудить и подуть на него. Задувание на чашечку внутри ротовой полости.
После завтрака Язычок поскакал на лошадке в лес. Как она скачет: Щёлкаем кончиком языка при широко открытом рте. Следить за чистотой, точностью выполнения упражнения т. к. это упражнение близко к кинестетическому образу звука «Р».
В лесу росли грибы. Язычок стал собирать грибы. Это - грузди, маслята, опята, подосиновики, рыжики, лисички, подберёзовики, волнушки, сыроежки. Растяжение подъязычной уздечки, удерживание движения определённое время. Пропедевтическое развитие номинативного словаря.
После сбора грибов Язычок присел отдохнуть под деревом и вдруг услышал какой-то стук: «д-т-д-т-д-т-д-т». Посмотрел на дерево, а там дятел сидит и по дереву стучит, язычок начал повторять за ним. Развитие фонематического слуха.
Отдохнув в лесу, поехал в лесную школу. Щёлкаем кончиком языка.
Приехав в школу, он встретился с друзьями и стал рассказывать свои дорожные приключения. Упражнение «Болтушка» для вызывания вибрации кончика языка.
3. Пальчиковая гимнастика.
Стул: Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это «спинка» стула. К ней приставить кулачок правой руки – это «сиденье».
Спинка и сиденье –
Стул на удивленье!
Мы на стульях посидим,
Друг на друга поглядим!
Стол; Левую руку сжать в кулак – это «ножка» стола. Сверху накрыть «ножку» выпрямленной ладонью правой руки – это «крышка» стола.
Кулачок – это толстая ножка.
Сверху крышка – наша ладошка.
Маленький столик. Время идет…
Вместе с ладошкой и стол подрастет.
Усложненный вариант: меняем положение ладошек стол-стул, стул-стол.
3. Дыхательная гимнастика.
«Воздушный шарик»
Ребенок «надувается» как воздушный шарик, делая 4 глубоких вдоха под счет учителя (от 1 до 4). Потом медленно выдыхает – «сдувается» (учитель считает от 1 до 8). Упражнение способствует улучшению работы легких.
4. Характеристика звука [Д]
Ты уже знаешь, что есть звук [Д]. Давай вспомним, какой он:
- гласный или согласный (согласный, потому что воздух встречает преграду на своем пути – зубы и язык).
- глухой или звонкий (звонкий, потому что говорим его голосом).
- каким цветом обозначается (синим, т. к. он согласный и твердый).
5. Проговаривание полногласных звукосочетаний
Ада – ода – уда – ыда.
Ода – ыда – уда – эда.
Уда – ыда – эда – ада.
Ода – ыда – эда – ада.
6. Автоматизация звука [Д] в словах.
Логопед : Сейчас мы поиграем в игру «Один – много». Я буду называть первое слово, а ты второе будешь записывать к себе в тетрадь.
Дама - дамы
День-…
Дыня. -…
Диск -…
Доска -…
Долька -…
Дуб -…
Долина -…
Дозор - ….
Дом -…
Дым - …
7. Физ. минутка
Руки к верху поднимаем, (Руки вверх)
А потом их опускаем, (Руки вниз)
А потом их разведём (Руки в стороны)
И к себе скорей прижмём, (Руки вниз прижать к бёдрам)
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей (Хлопки в ладоши)
8. Автоматизация звука [Д] в предложениях.
Повтори за мной чистоговорку.
Подадакаем.
Да да да да да да да
В речке теплая вода!
Де де де де де де де
Дети плещутся в воде!
Ди ди ди ди ди ди
По водице не ходи!
До до до до до до до
Вот утиное гнездо!
Ду ду д уду д уду ду
По водице побреду!
Ды ды ды ды ды ды ды
Кабы не было беды
Лучше выйти из воды!
9. Развитие фонематического слуха.
Я буду называть слова, как услышишь слова со звуком [Д] хлопай в ладоши.
Кошка, медаль, тюльпан, машина, какаду, поводок, родина, оттепель, топор, сокол, леденец.
10. Итог занятия
Наше занятие подошло к концу. С каким звуком мы сегодня работали? Что тебе понравилось больше всего? Что не понравилось, с чем были трудности? Мне очень приятно работать с тобой, ты большой молодец!