Людмила Синицына
Конспект ОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений (с помощью блоков Дьенеша)
Составила Воспитатель старшей группы Синицына Л. В.
Цель:
- Развитие классификационных умений, опираясь на свойства блоков;
Задачи:
обучающие:
- познакомить детей с логическими блоками Дьенеша;
- закрепить знания детей о свойствах геометрических фигур (цвет, форма, толщина, размер);
Публикация «Конспект ОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, двигаться в заданном направлении, меняя его в соответствии со знаками — указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.);
развивающие:
- развивать слуховое восприятие;
- развивать ориентацию в пространстве;
- развивать логическое мышление;
- развивать геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, толщине, размеру.
- уметь угадывать форму предметов на ощупь;
- уметь описывать предметы по свойствам (цвет, форма, величина, толщина)
воспитывающие:
- воспитывать любознательность и интерес к новому;
- воспитывать умение работать в коллективе, считаться с мнением сверстников.
Оборудование: набор блоков Дьенеша, простынка, сотовый телефон; три обруча синего, красного и желтого цвета, четыре обруча одного цвета, тонкий бумажный ключ, игрушки-Чебурашка и Винни-Пух.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, мне пришло какое-то смс! От Чебурашки и Винни Пуха…Что же там написано, узнаем? (Читает)
«Дорогие ребята! К вам обращаются Чебурашка и Винни-Пух. С нами случилась беда – кто-то запер нас в каком-то замке и мы никак не можем выбраться оттуда. Помогите нам, пожалуйста!»
Воспитатель (хватается за голову) : Ай-ай-ай! Бедные они, бедные! А как-же мы им поможем? Мы ведь не знаем, где находится замок! Подождите, тут еще что-то написано! (Читает) «Чтобы найти замок, где мы находимся, нужно пройти вот такой путь – от вашей двери пройти 3 шага прямо, повернуть направо, потом 5 шагов прямо, повернуть налево, пройти 7 шагов прямо и увидите замок».
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем нашим героям? Давайте сначала пройдем тот путь, который они указали. А чтобы не запутаться, мы сделаем карту, этот путь сначала прорисуем, запомним его и найдем замок.
ИГРА «НАЙДЕМ ЗАМОК»
Материал: лист А-4 с прорисованными большими клетками, маркер
Ход игры: воспитатель рисует путь на карте по «инструкции» из смс, опираясь на рассуждения детей. Далее по этой карте желающие проходят путь, строго следуя указаниям. В конце пути находится «замок» с героями.
Воспитатель: Ага, вот они где, бедненькие! Сидят спиной друг к другу. А как-же нам их освободить? Может, в смс еще что-то написано? Давайте посмотрим. Вот, нашла: «Чтобы нас освободить, нужно найти волшебный ключ, который находится под стеной из геометрических фигур. Надеемся, что все ребята знакомы с ними. Только помните – у вас есть всего 1 попытка, иначе ключ исчезнет и мы навсегда останемся в замке».
Ребята, вы все знаете о геометрических фигурах? Давайте закрепим знания о них, чтобы нам не ошибиться и найти ключ, иначе наши друзья никогда не выйдут из замка. Поиграем в игру «Собери по цвету».
ИГРА «СОБЕРИ ПО ЦВЕТУ»
Материал: 3 обруча (синего, красного и желтого цвета, блоки Дьенеша.
Ход игры: Разложить все блоки по цвету в соответствующий обруч. По окончании игры – коллективное обсуждение правильности выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы, одно свойство- цвет- закрепили. А теперь закрепим такое свойство геометрических фигур, как форма.
ИГРА «СОБЕРИ ПО ФОРМЕ»
Материал: 4 обруча (одного цвета, блоки Дьенеша.
Ход игры: Разложить все блоки по форме в соответствующий обруч (в одном обруче – блоки треугольной формы, в другом – квадратной и т. п. Задание озвучить устно) По окончании игры – коллективное обсуждение правильности выполнения задания.
Воспитатель: И с этим заданием справились – все знают формы фигур. А теперь вспомним о таком свойстве, как толщина.
ИГРА «СОБЕРИ ПО ТОЛЩИНЕ»
Материал: 2 обруча (одного цвета, блоки Дьенеша.
Ход игры: Разложить все блоки по толщине в соответствующий обруч – в обруч слева кладем все толстые фигуры, независимо от цвета, а в обруч справа – все тонкие. Задание озвучить устно) По окончании игры – коллективное обсуждение правильности выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы, и это свойство закрепили. У нас осталось еще одно свойство. Может быть, кто-нибудь подскажет, какое? (ответы детей)
ИГРА «СОБЕРИ ПО РАЗМЕРУ»
Материал: 2 обруча (одного цвета, блоки Дьенеша.
Ход игры: Разложить все блоки по толщине в соответствующий обруч – в обруч слева кладем все толстые фигуры, независимо от цвета, а в обруч справа – все тонкие. Задание озвучить устно) По окончании игры – коллективное обсуждение правильности выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы! Все свойства повторили. А теперь, может быть, попробуем описать каждую фигуру, чтобы уж точно нам не ошибиться и найти ключ именно под той фигурой, о которой сказано в письме? Поиграем в игру «Волшебный мешочек». Достаем любую фигуру и описываем ее.
ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»
Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка достать первую попавшуюся фигуру из мешочка, не подглядывая, и дать ей характеристику по четырем свойствам.
Воспитатель: Вот и молодцы! Теперь у каждого из вас в руке по одной фигуре, которую вы описали по свойствам. А давайте найдем ей пару, ведь вместе веселее!
ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ»
Материал: Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Предложить детям каждой фигуре найти пару, например, по размеру: большой круг встает в пару с маленьким кругом, по толщине и т. д. и т. п.
Воспитатель: Вот теперь вы всё-всё знаете о каждой геометрической фигуре. Даже пару смогли отыскать каждой фигуре! А теперь попробуем открыть замок и выпустить наших героев из плена? Только помните условие – у нас ведь всего одна попытка! Но где же искать ключ? Под какой фигурой? Посмотрим, что написано в смс.
Читает: «Ключ находится под большой толстой желтой фигурой прямоугольной формы». Давайте думать, ребята, про какую фигуру говорится в смс. У нас только одна) попытка.
ИГРА «НАЙДИ КЛЮЧ»
Материал: забор из блоков Дьенеша, бумажный ключ под одним из блоков, (необходимое условие - ключ не должен высовываться из-под фигуры)
Ход игры: Под одним из блоков находится ключ. Коллективное обсуждение, какую именно фигуру надо поднять, чтобы найти ключ. Дети называют фигуру.
Воспитатель: Ура! Молодцы, ребята! Своими знаниями о геометрических фигурах вы спасли наших героев! Давайте этим ключом откроем замок и выпустим наших пленников. Сделаем для них дорожку из фигур. Пусть мальчики делают дорожку для Винни-Пуха, а девочки – для Чебурашки.
ИГРА «ПОСТРОЙ ДОРОЖКУ»
Материал: набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Дети строят дорожку для героев, мальчики – для Винни-Пуха,, девочки – для Чебурашки.
Ну, и напоследок – давайте построим из блоков общий дом для Чебурашки и Винни-Пуха. Пусть они живут там долго и счастливо, и никто их не обидит.
ПОСТРОЙКА ОБЩЕГО ДОМА ИЗ БЛОКОВ