Аноним
Конспект проведения интегрированного занятия в старшей группе «Музыка весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема «Музыка весны»
Программное содержание.
• На примере произведений о весне показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии.
• Побуждать вспоминать знакомую музыку и анализировать её.
• Передавать впечатление о музыке в движениях, и на листе бумаги красками.
• Слаженно, выразительно играть на музыкальных инструментах, передавать весёлый характер произведения «Вальс – шутка» Д. Шостаковича.
Публикация «Конспект проведения интегрированного занятия в старшей группе „Музыка весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
• Развивать вокально - хоровые навыки, интонационно точно и выразительно передавать поступенное, скачкообразное движение мелодии, исполнять фразу на одном дыхании.
Предшествующая работа.
• Рассматривание репродукций картин И. Левитана «Март», А. Саврасова «Грачи прилетели», портретов композиторов П. И. Чайковского, А. Вивальди.
• Слушание и анализ фрагментов музыкальных произведений «Песня жаворонка», «Подснежник» П. И. Чайковского, «Жаворонок» Муз. М. Глинки, сл. Н. Кукольника.
• Чтение стихотворений о весне Е. Баратынского, С. Есенина, Ф. Тютчева
• Разучивание Песни «Весна» И. Меньшова
Материал.
• Аудиозапись произведений: «Весна» А. Вивальди, «Апрель. Подснежник» П. Чайковский.
• Репродукции картин «Март» И. Левитана, «Грачи прилетели» А. Саврасова.
• Стихотворения Е. Баратынского, А. Майкова.
• Музыкальные инструменты.
• Листы бумаги, кисти, акварельные краски, баночки с водой, тряпочки, подставки под кисти.
• Музыкальный центр, диски.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под спокойную музыку и садятся на стульчики.
М. р. Наступает весна. Как вы думаете, можно ли изобразить её приход на бумаге или холсте?
Дети. Да.
М. р. А словами?
Дети. Да.
М. р. А что же в музыке? Как вы думаете, можно ли с помощью семи нот выразить радость, грусть, торжество, печаль?
Дети. Да.
М. р. Конечно же, можно. Потому, что музыка, как и другие виды искусства пробуждает у людей различные чувства, настроения. Все виды искусства взаимосвязаны, дополняют друг друга. Попробуем понять, как музыка может быть связана с поэзией, живописью, и как многообразно она может воспеть весну. Я предлагаю вам послушать фрагмент пьесы А. Вивальди «Весна».
Слушание пьесы А. Вивальди «Весна».
М. р. Какое настроение передаёт музыка? О чём она рассказывает? Какие картины вы представили, когда слушали эту музыку?
Дети. Музыка торжественная, светлая, праздничная… Как будто слышится пение птиц.
М. р. Верно, послушайте ещё раз, как беззаботно поёт скрипка, словно птица.
Повторное слушание
М. р. Но вдруг музыка изменилась, стала мрачной и тревожной. Как вы думаете, что же могло случиться, что хотел нам рассказать композитор?
(Дети высказывают свои предположения)
М. р. Возможно подул сильный ветер, и началась гроза! Давайте поиграем: девочки будут птичками, которые радуются приходу весны и вьют себе гнёзда. Мальчики будут грозой с сильным ветром и дождём. Слушайте музыку и передавайте её изменения мимикой, жестами и движениями.
Звучит музыка, дети импровизируют.
М. р. Такое ощущение, что мы с вами оказались на лесной полянке. Давайте наполним весеннюю сказку звуками природы. (Дети берут музыкальные инструменты)
Инсценирование стихотворения «Весна» Г. Сапгира
М. р. Посмотрите на картину, мы рассматривали её в группе. Как называется эта картина?
Дети: «Март», а написал картину Левитан.
М. р. Совершенно верно. Послушайте, как звучит в этой картине стихотворение русского поэта Е. Баратынского. (Читает стихотворение)
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка, Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
…Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне.
М. р. А как красиво воспел весну другой поэт А. К. Толстой! (Читает стихотворение)
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт…
М. р. Один весенний цветок особенно любят поэты и музыканты, за смелость и мужество, несмотря на его хрупкий и нежный вид. Именно о нё м сказал поэт: «И кувшинчик синий расцветает…» Как вы думаете, о каком цветке я говорю?
Дети: Подснежник. Это первый цветок, который появляется из под снега.
М. р. (Читает стихотворение)
Голубенький, чистый
Подснежник цветок!
А подле сквозистый
Последний снежок…
М. р. А великий русский композитор написал музыку об этом цветке.
Слушание фрагмент «Подснежник» пьесы «Апрель» П. Чайковского.
М. р. А сейчас возьмите кисти в руки будем рисовать. А рисовать мы будем музыку. Эта пьеса вам знакома, постарайтесь сразу «нарисовать» свои впечатления на бумаге.
(Дети походят к мольбертам и под звуки музыки рисуют).
М. р. Ребята, узнали ли вы, что за музыка звучала и кто композитор?
Дети: «Апрель» П. Чайковский
М. Совершенно верно, только звучала пьеса в исполнении симфонического оркестра.
(Проводится анализ работ)
М. р. Какие краски вы использовали? Почему в основном преобладают светлые тона?
Дети. Потому что музыка была светлая, нежная, солнечная, немного взволнованная. Кажется, будто цветок качается на ветру.
М. р. Звуки весны, можно ли изобразить их музыкальными инструментами?
Как вы думаете, какими?
Дети. Колокольчик, металлофон, треугольник.
М. р. Попробуем это сделать.
Игра на музыкальных инструментах «Вальс – шутка» Д. Шостаковича
М. р. А закончим мы наше занятие песней о весне.
Пение «Весна» муз. и сл. И. Меньших.