Галина Шаврина
Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе «Грач на горе — весна на дворе»
Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе на тему : «Грач на горе – весна на дворе».
Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать знания детей о жизни птиц весной.
Задачи:
Развивающие: развивать эмоционально-положительное отношение к птицам, наблюдательность, интерес к жизни птиц, воображение, внимание, память, мышление.
Публикация «Конспект познавательной прогулки в подготовительной группе „Грач на горе — весна на дворе“» размещена в разделах
- Весенние прогулки и наблюдения
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Грач, грачи. Все о грачах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные: формировать желание заботиться о птицах, бережное отношение к природе, инициативу и самостоятельность.
Образовательные: расширить представления о перелетных птицах, знания детей о видах птиц, название птиц, их внешние признаки, питание, повадки, условия проживания.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, репродукции с картины художника Саврасова «Грачи прилетели»; чтение рассказа «Грач» Г. А. Скребицкого, просмотр презентации «Перелетные птицы».
Ход наблюдения:
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение.
«Скоро весна»
За окном уже последний зимний месяц…
Значит, скоро к нам заявится весна…
Юный март, смеясь, опять закуролесит
И… природа вмиг проснётся ото сна,
Зазвенят вовсю жемчужные капели,
По дорожкам расплескаются ручьи…
Зазвучат волшебно, нежно птичьи трели,
Чаще будут литься солнышка лучи
Воспитатель: совсем скоро наступит прекрасное время года – весна,
как вы можете описать весну? Какая она? (солнечная, зеленая, ласковая,
теплая, светлая, радостная).
Воспитатель: какие изменения происходят в природе с приходом весны?
Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите (ответы
детей).
Воспитатель: Дети, а что вы знаете о перелетных птицах? (ответы детей)
Почему весной перелётные птицы возвращаются на Родину? (ответы
детей)
Воспитатель: солнце пригревает сильнее, насекомые вылетают из зимних
убежищ, и на родину возвращаются насекомоядные птицы,
какие перелетные птицы поселились дружной компанией на высоких деревьях? Да, дети. это грачи – первые вестники весны.
Воспитатель читает стихотворение
«Грачи прилетели» А. Усачёва.
Еще не утихли метели.
Еще не проснулись ручьи.
Но в город грачи прилетели.
Грачи прилетели! Грачи!
Расселись они на берё зах:
Шумят, суетятся, кричат…
Спешат обустраивать гнёзда,
Чтоб высидеть к маю грачат.
Какое повсюду веселье!
Едва опустившись с высот,
Как будто букетик весенний,
Грач веточку в клюве несёт.
И с новой надеждой и верой
Посмотрит вокруг человек:
На мутное небо и серый,
Слежавшийся мартовский снег.
Растает на Вербной неделе,
А может быть, и на Страстной.
Но в город грачи прилетели,
И в воздухе пахнет весной.
Воспитатель: дети, о каких птицах идет речь в стихотворении? Правильно, о грачах. Ребята, а скажите, как называется место селения птиц?
Да, грачевник, давайте понаблюдаем за их поведением
Дети наблюдают за поведением грачей, рассматривают внешний вид птиц, их гнёзда.
Сообщение воспитателя о грачах.
Воспитатель: дети, а вы знаете, что грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. К формированию гнезда птица относится серьё зно: в ход идут прутики и ветви, сухая трава, мягкие шерстинки, гнёзда птица строит на высоких деревьях, чтобы отложить яйца, высидеть и выкормить птенцов.
Обычно в апреле месяце мама-самка откладывает от трех до пяти зелёных с пятнышками яиц, время насиживания – до двадцати дней. Спустя месяц после рождения,птенцы оставляют гнездо. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых, а мы этому рады- как правило, это насекомые-вредители.
Грач относится к семейству вороновых, это стройная черная птица, длиной до 50 см, весом более 300 граммов. В оперении грача присутствует, в основном, чёрный цвет, самцы крупнее самок, между собой птицы общаются, громко каркая.
Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от вороны, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.
Грач – перелётная птица, она возвращается на родину обычно в марте, и, как говорится, открывает весну. Зимуют грачи на побережье Черного моря, для весеннее -осенних перелётов грачи собираются в огромные стаи.
Воспитатель: дети, 17 марта отмечается народный праздник Герасим-грачевник, который совпадает обычно с прилетом грачей.
«Грач зиму расклевывает», — говорят в народе.
«Грач на крыльях весну приносит».
В этом году очень теплая зима и грачи прилетели почти на целый месяц раньше срока.
В народе бытует мнение " Если грачи прямо на гнездо летят – впереди дружная весна".
«Грач носастый
уселся на антенне,
эй, грач, здравствуй,
наше вам почтенье» .
Воспитатель: каких перелетных птиц вы еще можете назвать? (ответы детей, -из чего строят гнезда грачи? (из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
-чем заняты птицы? (ответы детей).
Воспитатель: ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (сделать и развесить скворечники, развесить по кустам мох, тряпочки для гнезд и т. д.)
Воспитатель: представьте, что вы очутились в лесу, как вы себя будете вести (не шуметь, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов и др., и всегда весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц, которые за лето успевают поймать миллионы различных мошек, комаров, гусениц.
Большую пользу приносят хищные птицы, они уничтожают полевок и других грызунов, которые наносят большой вред урожаям.
Взрослые грачи питаются мелкими грызунами, улитками, способны поймать даже молодого зайчонка.
Воспитатель: почему птиц называют помощниками? (ответы детей,
-правильно, дети, всю весну и лето работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады, поэтому говорят: “Птицы – наши помощники! ”
Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.
В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.
Подвижная игра «Перелёт птиц»
Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга. Развивать ловкость, смелость, внимание, умение действовать по сигналу.
Ход игры:
Стая птиц собирается на одном краю площадки - дети стоят врассыпную. По сигналу воспитателя «полетели», птицы разлетаются по площадке, расправив крылья. По сигналу «буря», птицы летят к деревьям. Когда воспитатель говорит – буря прошла, птицы спокойно спускаются с деревьев, продолжают летать.
Воспитатель: дети мы с вами сегодня побывали в грачевнике, много наблюдали, многое узнали о грачах, надеюсь, вам было интересно.
Шаврина Галина Александровна.