Зоя Виталиевна Разумная
Конспект познавательной прогулки «Секреты камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательной прогулки "Секреты камней"
Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с разнообразием камней;
Публикация «Конспект познавательной прогулки „Секреты камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
учить классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть - тонет в воде;
закрепить представления детей о том, что камни - это компонент неживой природы.
Развивающие:
развивать сенсорные ощущения, умение обследовать камни разными органами чувств;
развивать память, внимание, связную речь, наблюдательность;
логическое мышление, умение устанавливать причинно- следственные связи в природе.
Воспитательные:
воспитывать интерес к объектам неживой природы.
Предварительная работа: чтение сказки Бажова "Хозяйка медной горы", работа с иллюстрациями о камнях.
Ход прогулки:
Воспитатель: сегодня мы будем говорить о неживых объектах природы.
Дети, кто загадки мои отгадает, тот этот предмет по приметам узнает.
Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают. (камень)
Не птица, а летает.
В лоб попадет - фонарь зажжет. (камни)
Воспитатель: ребята, а что вы знаете о камнях? (ответы детей)
.
Воспитатель: камень - это общий термин, который обозначает всякий твердый кусок горной породы, кроме песка и металлов.
Воспитатель: кто из вас хочет узнать секреты камней (ответы детей)
Воспитатель: предлагаю рассмотреть камни. Как вы думаете, на какие группы их можно разделить? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, камни бывают большие, маленькие, разных цветов, разной формы. Мы открыли один секрет камней.
Воспитатель: сейчас закройте глаза и погладьте камешки.
Воспитатель: все ли камни одинаковы на ощупь? (ответы детей)
Воспитатель: выберите самый неровный, шершавый камень. (дети выбирают)
Воспитатель: а теперь отыщите самый гладкий камешек?
Воспитатель: подумайте, где можно чаще всего встретить гладкие камешки? (у моря)
Воспитатель: как вы думаете, почему у гладких камешков нет острых углов? (ответы детей)
Воспитатель: вода двигает камни, ударяет их друг о друга, они трутся и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится гладким.
Воспитатель: ребята, какой секрет камней мы еще разгадали? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, камни бывают гладкими и шероховатыми.
Воспитатель: наша кожа может определять температуру. Приложите ладошки к щекам. Что чувствуют ваши щечки? (тепло)
Воспитатель: а теперь положите ваши ладошки на холодный камень и быстренько на щёки. Что вы почувствовали? (ладошки стали прохладные)
Воспитатель: наша кожа может быстро определять температуру.
Воспитатель: из всех камней попробуйте выбрать самый тёплый и самый холодный.
Как это можно сделать? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, зажать в ладонях и поднести к щеке.
Дети экспериментируют.
Воспитатель: какой еще один секрет камней мы узнали? (ответы детей)
Воспитатель: правильно, камни имеют разную температуру.
Воспитатель: возьмите в ладошки разные по размерам камни.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Воспитатель: какой еще один секрет камней мы можем отметить? (ответы детей)
Воспитатель: молодцы, правильно, камни по весу бывают разные: легкие и тяжелые.
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, есть ли в камнях воздух? (ответы детей)
Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким)
Воспитатель: посмотрите внимательно на камни и скажите, можете ли вы найти совершенно два одинаковых камня? (ответы детей)
Воспитатель: вы не смогли найти два совершенно одинаковых камня, отсюда вывод - все камни разные.
Исследовательская деятельность.
Можно рассмотреть камень через лупу. Что видно? (трещины, узоры, кристаллики)
Рефлексия.
Какие бывают камни?
Назовите рассыпчатые камни. (мел, уголь, графит)
Назовите твердые камни.
Какими камнями легче рисовать на асфальте?
Какие камни прочнее?
Как вы думаете, человек где-нибудь использует камни?
В сережках у мамы огнем он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий - в ладошке лежать.
Тяжелый, большой - одному не поднять. В. Мирясова
Игра «Камень, ножницы, бумага».
Цель: развивать внимательность, усидчивость.
Игра с камешками.
Дети стоят друг от друга на расстоянии одного шага лицом в круг. Дети передают камешек одной рукой по кругу сначала в правую сторону, потом в левую сторону.
В зависимости от числа играющих может быть три камешка и более. Тот, кто уронил камешек, выходит из игры. Игра повторяется несколько раз.
Трудовая деятельность.
Сбор камней на участке и выкладывание из них композиции.
Цель: учить трудиться сообща, развивать творческое воображение.
Благодарю за внимание и поддержку!