МААМ-картинки

Конспект познавательного занятия «Всемирный день театра» для детей старшего дошкольного возраста

Ольга Мамонова
Конспект познавательного занятия «Всемирный день театра» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: продолжить знакомить детей с профессиями.

Задачи:

• уточнить знание детей о профессии актера;

• расширять словарный запас детей: «театральное фойе», «оркестр», «оркестровая яма», «декорации», «художник-декоратор», «художник по костюмам», «костюмер», «гример», «драматург», «режиссер», «актер-кукольник», «жонглер», «акробат»;

• воспитывать уважительное отношение детей к представителям разных профессий;

• способствовать развитию речи и логического мышления.

Публикация «Конспект познавательного занятия „Всемирный день театра“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Предварительная работа: чтение сказки В. Одоевского «Городок в табакерке»; рассматривание иллюстраций к произведению.

Материалы и оборудование: мультимедийный проектор.

1-я половина дня

Беседа о «Всемирном дне театра»

Воспитатель: Ребята, 27 марта отмечается Всемирный день театра. (Слайд 2.) Думаю, многие из вас уже были в театре, а тем, кто никогда не видел детского спектакля, поставленного на театральной сцене, еще предстоит увидеть это яркое и запоминающиеся зрелище.

Представьте себе, что мама уже купила билеты, и в ближайшие выходные вы отправляетесь смотреть какой-нибудь интересный спектакль. Может быть, «Золушку», «Белоснежку и семь гномов», «синюю птицу» или «Морозко».

(Слайд 3.) Вы открываете дверь театра, раздеваетесь в гардеробе и оказываетесь в нарядном зале, на котором развешены портреты актеров и фотографии сцен из спектаклей. Этот зал называется театральным фойе. Перед началом спектакля здесь можно познакомиться с историей театра и творчеством артистов.

Но вот слышится негромкая мелодичная трель звонка, напоминающая о том, что пора занимать места в зрительном зале. Вы и ваша мама - зрители!

Что делают зрители в театре? (Ответы детей.)

(Слайд 4.)

«Зритель - не пассивный наблюдатель спектакля. Зритель сопереживает тому, что происходит на сцене. Мы аплодируем, смеемся, плачем, настороженно молчим - сопереживаем. Это наша реакция. И она понятна артистам»

(Ю. Алянский)

Но пока артистов на сцене нет. Красивый шелковый или бархатный занавес закрыт.

(Слайд 5.) Музыканты настраивают инструменты. Они располагаются в пространстве между сценой и зрительным залом, называемом оркестровой ямой. Оркестровой - потому что в ней располагается оркестр - группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных музыкальных инструментах.

Почему же площадка, на которой располагается оркестр в театре, называется оркестровой ямой? Потому что она располагается ниже сцены и зрительного зала.

После третьего звонка в зале гаснет свет, звучит негромкая музыка и занавес медленно и торжественно поднимается.

(Слайд 6.) Представьте, перед вами на ярко освещенной сцене - зимний сосновый бор. Пышным снегом укутаны пеньки, стволы и ветви деревьев. В воздухе медленно кружатся крупные снежинки.

Что за чудо? Из светлого майского дня вы, словно на невидимых крыльях, перенеслись в морозный день!

А сделать вам это помогли декорации. Так называется оформление сцены, выполненное художниками.

(Слайд 7.) Ведь и деревья в лесу, и пышный снег созданы искусными мастерами - художниками-декораторами.

Из ледяной избушки выходит Дед Мороз в атласной голубой шубе, отороченной пушистом белым мехом, такой же шапке, а в руках ледяной посох. Щеки Дедушки Мороза разрумянились от холода, у него пышная белая борода и усы. Седой волшебник ударяет ледяным посохом о землю, и тотчас к нему сбегаются зайчата и белочки.

(Слайд 8.) И Деда Мороза, и зайчат, и белок и грают актеры. Они исполняют роли, создавая на сцене определенные образы. Актер как бы превращается в своего героя, «перевоплощается», как говорят в театре.

Искусство перевоплощения - очень сложное дело!

Перевоплотиться актеру в своего героя помогают театральные костюмы и грим.

Зайчата наряжены в белые комбинезоны и шапочки с длинными ушами, а у белочек - комбинезоны серебристо-серые.

Кто же придумывает костюмы для актеров? (Ответы детей.)

(Слайд 9.) Это художники по костюмам. (Слайд 10.) Костюм актеру художник подбирает с помощью костюмера.

(Слайд 11.)

«Костюм для роли подбирается отнюдь не по вкусу актера. Эскизы, зарисовки всех видов одежды для персонажей спектакля делает художник, обычно тот, кто оформляет весь спектакль. По его эскизам шьют костюмы в костюмерных мастерских театра»

(Ю. Алянский)

Костюм помогает актеру ощутить и передать характер действующего лица.

(Слайд 12.) Наверное, вы слышали, что перед началом спектакля актеров гримируют.

Зачем это делают и что такое грим? (Ответы детей.)

Представьте себе, что Деда Мороза играет молодой человек. Чтобы актер соответствовал своей роли, ему наклеивают густые кустистые брови, белую бороду и пышные серебристые усы, наносят на щеки слой румян, рисуют морщины на лбу. Теперь пред нами уже не юноша, а сказочный Дедушка Мороз. Помог актеру перевоплотиться в образ сказочного персонажа гример.

Итак, спектакль вам очень понравился, актеры прекрасно исполнили свои роли, но у вас возник вопрос, а кто же автор этого спектакля, кто написал актерам текст ролей?

Писателя, который создает пьесы для театра, называют драматургом. (Слайд 13.) Конечно, вы слышали имя гениального английского драматурга Уильяма Шекспира. Он написал около 40 исторических пьес, трагедий, комедий. Другой всемирно известный драматург - Жан-Батист Мольер жил во Франции. Многие роли в своих комедиях он играл сам.

(Слайд 14.) Самый известный в мире русский драматург - Антон Павлович Чехов. Запомните имя еще одного выдающегося русского драматурга - Александр Николаевич Островский. Его пьесы и сейчас нес ходят с театральных подмостков.

Ребята, а кто по вашем мнению является самым главным человеком в театре? (Ответы детей.)

(Слайд 15.) Самый главный человек в театре - режиссер. (Слайд 16.)

«Он выбирает пьесу, назначает на роли актеров, осуществляет постановку на сцене, вместе с художником решает, как будет выглядеть спектакль внешне, какими будут декорации»

(Ю. Алянский)

Теперь вы знаете, дорогие друзья. Чтобы зритель смог посмотреть в театре интересный спектакль, нужен творческий труд многих людей самых разных профессий: драматурга, который напишет пьесу; режиссера, который поставит ее на сцене; художников, которые оформят спектакль и придумают костюмы для актеров; костюмеров, которые создадут костюмы; гримеров, которые загримируют актеров; композитора, который напишет музыку для спектакля, и музыкантов, которые ее исполнят; работников сцены и осветителей, и, наконец, актеров, которые сыграют свои роли и в награду услышат бурные аплодисменты зрителей.

А мы будем волноваться за любимых героев, горевать, если они попадут в беду, смеяться удачным шуткам и от души хлопать в ладоши.

2-я половина дня

Беседа о «Всемирном дне театра» (окончание беседы)

Воспитатель: Продолжим нашу беседу о театре. (Слайд 17.) Бывал ли кто-нибудь из вас на спектакле кукольного театра? (Ответы детей.)

(Слайд 18.) Особенность творчества актеров-кукольников состоит в том, что сам человек на сцене не появляется, но пред зрителями действует, двигается, танцует, прыгает кукла, им управляемая. Иногда даже свой естественный голос актер изменяет с помощью особой мембраны, делающий его «кукольным».

Самое главное для актера кукольного театра - руки! Они должны быть пластичными, гибкими. Ведь работа с куклой требует ловкости, виртуозности и силы рук.

А кто из вас, ребята, видел балет? (Ответы детей.)

(Слайд 19.) Сочетание прекрасной музыки, отточенных движений создает впечатление дивной гармоничности этого вида искусства.

Послушайте стихотворение.

Балет

Гаснут яркие лучи,

Тихо музыка звучит.

Скрипки и виолончели

Нежно менуэт запели.

Под напев его старинный

Закружились балерины,

Словно сказочные феи.

Скрипок сладостное пенье,

Грациозный пируэт,

Красоту и вдохновенье

Дарит зрителям балет!

Кажется, что без малейшего усилия плетут балерины кружево танца. Но так ли это на самом деле?

Жизнь артиста балета - беспрерывный изнуряющий физический и духовный труд.

Стать артистом балета может далеко не каждый! Здесь важны и рост, и телосложение, и чувство ритма, и музыкальный слух, и координация движений, и очень крепкое здоровье! Ведь тело артиста балета должно стать гибким, чутким, способным выполнить любое движение легко и красиво!

(Слайд 20.) А как часто вы бывали в цирке, ребята? (Ответы детей.)

Очень многие дети, да и взрослые, любят яркие, эффектные цирковые представления! Звучит веселая зажигательная музыка, сияют разноцветные огни прожекторов. Все блестит, сверкает позолотой и блестками! В центре любого циркового представления - артист цирка - главное лицо сложного циркового искусства. (Слайд 21.) Это и ловкий жонглер, подбрасывающий сразу несколько предметов и успевающий подхватить их на лету. Предельная ловкость, мгновенная реакция, развитое чувство ритма - вот качества необходимые жонглеру. Это и акробат - физически сильный, бесстрашный, с развитой мускулатурой, он восхищает зрителей полетами под куполом цирка.

Какие еще вы знаете цирковые профессии? (Ответы детей.)

Верно! Дрессировщик, клоун, фокусник…

Дрессировщик занимается с различными животными. Он учит их танцевать, прыгать через обручи, возить повозку, играть в футбол.

Многие дрессировщики работают с собаками. Собаки понятливы, не боятся ни яркого света, ни громких аплодисментов. Другие дрессировщики работать с крупными хищниками - львами, тиграми, а третьи - дельфинами, моржами, морскими котиками.

Послушайте стихотворение.

Собачка цирковая -

Веселая, живая.

В голубой кафтан одета,

Пышную везет карету,

А каретой правит кот,

Кошку он на бал везет.

С ними рядом две болонки

В желтых шляпах из соломки.

Ловко поправляя шляпки,

Кружатся на задних лапках,

Забавляя в цирке нас,

Весело танцуют вальс.

А что делают на арене клоуны? (Ответы детей.)

Они нас смешат, развлекают, то подражаю другим артистам, то отпуская остроумные реплики. Нескладная клоунская фигура уже сама по себе вызывает смех.

Попробуйте рассказать, как выглядит клоун. (Ответы детей. )

(Слайд 23.) Верно! У него рыжий или малиновый парик, красный нос, нелепая шляпа и огромные башмаки с загнутыми носами.

А теперь давайте вспомним фокусника.

То он вытягивает из кармана целую сотню шелковых платков, то выпускает из рукава стаю голубей… Его трюки так загадочны!

Вот с какими разными артистами мы с вами познакомились, ребята! Все они способны доставить нам радость своим творчеством, оставить в памяти незабываемые впечатления.

А теперь проверим, кто из вас самый внимательный! (Слайд 24.) Ответьте на вопросы.

- Какой зал называется театральным фойе?

- Где в театре располагается оркестр?

- Что такое декорация?

- Как называются художники, которые создают декорации?

- Кто создает костюмы для актеров?

- Зачем актеры гримируются?

- Кто пишет актерам тексты ролей?

- Хотите ли вы стать артистом? Почему? Что вас привлекает в этой профессии?

- Как вы думаете, когда артист исполняет какую-либо роль он показывает самого себя или другого человека?

- Что помогает артисту перевоплощаться?

- Расскажите о кукольном театре?

- Ставили или вы в детском саду какой-либо спектакль? Участвовали ли вы в нем?

- Расскажите, что вам особенно запомнилось, когда вы были на балете, в цирке.

Ребята, надеюсь, вы узнали много нового о театре и в ближайшее время вы с родителями сходите на какую-нибудь интересную постановку!

Информация для воспитателя

Всемирный день театра (World Theatre Day) установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (International Theatre Institute, ITI) и ежегодно 27 марта отмечается Центрами ITI и международными театральными обществами. Традиционно он проходит под единым девизом: «Театр как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами».

Деятельность Международного института театра (МИТ, согласно его уставу, направлена на «укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех театральных деятелей мира».

Ежегодно, по решению исполнительного совета МИТ, по случаю Международного дня театра к мировому театральному сообществу обращаются крупнейшие деятели мировой культуры. Первое международное послание в честь Всемирного дня театра было написано в 1962 году французским писателем и художником Жаном Кокто (фр. Jean Cocteau, 1889 1963).

Сегодня Международный институт театра при ЮНЕСКО - крупнейшая в мире неправительственная организация, занимающаяся исполнительским искусством. Национальные центры, региональные советы и комитеты представлены в почти 100 странах мира. Советский Союз получил членство в МИТ еще в 1959 году. С 1961 года СССР, а затем Россия - постоянный член его исполнительного комитета.

Как известно, слово «театр» произошло от древне-греческого слова theatron (, что значит «место, где смотрят». Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра - комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски.

Упоминание о первой театральной постановке датируется 2500 годом до нашей эры. Первая театральная игра состоялась в Египте, сюжетом послужили образы египетской мифологии - истории бога Осириса. Это было зарождением долгой и прочной связи между театром и религией. В древней Греции театр стал формироваться как искусство, устанавливались четкие определения трагедии и комедии, а также других театральных форм. Древнегреческие театральные представления также использовали мифологические образы.

Международный день театра - это не просто интернациональный профессиональный праздник мастеров сцены и всех работников театра, это наш праздник - праздник миллионов неравнодушных зрителей.

Конечно же, по случаю этого замечательного Дня в театрах многих стран мира проводятся различные театральные фестивали, праздничные постановки и показы лучших спектаклей, а чиновники и представители общественности не скупятся в этот день на поздравления и комплименты, адресованные работникам театров и художественных коллективов.

Список использованной литературы

1. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. - М. : ТЦ Сфера, 2020. - С. 53-63.

2. Сайт CALEND.RU Календарь событий: https://www.calend.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Театрализованное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День театра»Театрализованное развлечение для детей старшего дошкольного возраста «День театра» Цель: создание условий для театрализованной деятельности, формирование умений изображать героев сказки через голос, жесты, мимику, воспитание.

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Всемирный день китов и дельфинов»Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста «Всемирный день китов и дельфинов» 23 июля Всемирный день китов и дельфинов. Цель беседы: расширить представление детей о морских млекопитающих, об их образе жизни, среде.

Конспект познавательного занятия «День российской науки» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательного занятия «День российской науки» для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжить знакомить детей с профессиями. Задачи: • уточнить знание детей о деятельности ученых из разных областей знаний; • воспитывать.

Конспект познавательного занятия «День российской печати (13 января)» для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжить знакомить детей с профессиями. Задачи: -уточнить знание детей о профессии писателя и журналиста; -познакомить с профессиями:.

Конспект познавательного занятия «День защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательного занятия «День защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжить знакомить детей с профессиями. Задачи: • уточнить знание детей о различных военных профессиях; • расширять словарный запас.

Конспект познавательного занятия «Международный день ювелира» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательного занятия «Международный день ювелира» для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжить знакомить детей с профессиями. Задачи: • уточнить знание детей о профессии ювелир; • познакомить с название драгоценных.

Конспект познавательного занятия «Этикет в детском саду» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект познавательного занятия «Этикет в детском саду» для детей младшего дошкольного возраста Цель: обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду. Задачи: • познакомить с понятием «этикет»; •.

Конспект занятия «Всемирный день комплимента» для детей младшего школьного возрастаКонспект занятия «Всемирный день комплимента» для детей младшего школьного возраста Цель: познакомить учащихся с праздником – Всемирный день комплимента. Задачи: - познакомить с понятием «комплимент» и средствами его выражения.

Планирование тематического дня для детей старшего дошкольного возраста «9 октября — Всемирный день почты»Планирование тематического дня для детей старшего дошкольного возраста «9 октября — Всемирный день почты» Из истории праздника: 9 октября работники почтовой связи отмечают Всемирный день почты. В этот день в 1874 году была основана главная международная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия «Всемирный день театра» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 марта 2022 в 09:33
+197Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательного занятия «Всемирный день театра» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Мамонова (УИ 701386) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 76.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД