Ольга Мамонова
Конспект познавательного занятия «День российской науки» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжить знакомить детей с профессиями.
Задачи:
• уточнить знание детей о деятельности ученых из разных областей знаний;
• воспитывать уважительное отношение детей к представителям разных профессий;
• способствовать развитию речи и логического мышления.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор; альбом, простой карандаш, распечатки с игрой «Собери созвездие».
Публикация «Конспект познавательного занятия „День российской науки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- День науки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
1-я половина дня
Беседа о «Дне российской науки».
Воспитатель: Ребята, 8 февраля отмечается День российской науки. Как вы понимаете, кто такой ученый? Чем занимаются ученые? (Ответы детей.)
Ученые всего мира объединены стремлением к новым знаниям, открытиям, достижениям. Эти люди умственного руда работают в самых разных областях знаний: в химии, физике, математике, биологии, астрономии, геологии, географии… Есть ученые-литературоведы, археологи, генетики.
Давайте подумаем, чем занимается каждый из названных ученых? Так, (Слайд 2) химики превращают одно вещество в другое, умеют получать новые вещества с новыми свойствами; (Слайд 3) физики изучают явления природы - электричество, магнетизм, оптику; (Слайд 4) математики изучают числовые отношения, создают новые теории и теоремы; (Слайд 5) биологи изучают живую природу - животный и растительный мир нашей планеты; (Слайд 6) астрономы - звездное небо, Солнечную систему, космос, и его влияние на человеческую жизнь; (Слайд 7) геологи исследуют землю, ищут полезные ископаемые; (Слайд 8) географы исследуют неизведанные уголки нашей планеты; (Слайд 9) литературоведы заняты изучением литературного творчества писателей, влияния их жизни на их творчество; (Слайд 10) археологи погружены в изучение старины; а (Слайд 11) генетики заняты изучением генов человека и их влиянием на наследственность.
Профессий ученых очень много! Все эти люди работают, чтобы наша жизнь стала еще лучше.
Послушайте стихотворение.
(Слайд 12) Ученый
Ученый изучает мир.
Географ - море и Памир.
Планеты, звезды -
Астроном.
И о созвездьях знает он.
И математик увлечен,
Все теоремы помнит он.
Историк знает старину
И нашу древнюю страну.
Ученым я хотел бы стать
И много нового узнать!
Воспитатель: (Слайд 13) Ребята, вспомните некоторые из профессий ученых.
-Чем занимаются химики?
-А биологи (географы, геологии др. ?
-Вы хотели бы стать учеными? В какой области и почему?
2-я половина дня
Воспитатель: А теперь, ребята, предлагаю вам превратиться на несколько минут в астрономов. Вспомните чем занимаются эти ученые. (Ответы детей.)
(Слайд 14) Игра «Собери созвездие»
Воспитатель: Первые путешественники и астрономы не имели карт и компасов, они ориентировались по звездам. Для удобства они разделили небо на участки – созвездия, напоминающие очертаниями характерные фигуры, и дали им название богов и героев, птиц и животных. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Возьмите простые карандаши и соедините звездочки в соответствии с цифрой, которая стоит рядом (в порядке увеличения).
Информация для воспитателя
История возникновения праздника
Ежегодно 8 февраля российское научное сообщество отмечает свой профессиональный праздник - День российской науки, учрежденный указом Президента РФ в 1999 году.
(28 января) 8 февраля 1724 года Указом правительствующего Сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук. В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991 году - в Российскую Академию наук.
7 июня 1999 года Указом Президента РФ № 717 был установлен День российской науки с датой празднования 8 февраля. В Указе говорится, что праздник был установлен: «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук».
Важно заметить, что в советские времена День науки отмечался в третье воскресенье апреля. При выборе даты руководствовались тем, что в 1918 году между 18 и 25 апреля В. И. Ленин составил «Набросок плана научно-технических работ». До сегодняшних дней некоторые научные коллективы отмечают День науки «по старинке», то есть в третье воскресенье апреля.
Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Петрович Павлов, Дмитрий Иванович Менделеев, Константин Эдуардович Циолковский, Петр Леонидович Капица, Лев Давидович Ландау, Игорь Васильевич Курчатов, Павел Сергеевич Александров, Сергей Павлович Королев, Андрей Дмитриевич Сахаров - вот только малая часть имен российских ученых, внесших вклад в мировую науку.
Россия стала первой страной, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, введена в эксплуатацию первая в мире атомная станция.
Нобелевские лауреаты
Немало российских и советских ученых были отмечены Нобелевскими премиями. Первым из удостоенных, в 1904 году, стал академик Иван Павлов за работу по физиологии пищеварения, далее, в 1908 году, - Илья Мечников за труды по иммунитету, известный советский физик Петр Капица - в 1978 году за открытие явления сверхтекучести жидкого гелия. Последним российским лауреатом из ученых стал физик К. С. Новоселов, в 2010 году получивший Нобелевскую премию за новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена.
Российская академия наук
В настоящее время в структуру Российской академии наук (РАН) входят тринадцать отделений по областям и направлениям науки, три региональных отделения, 15 региональных научных центров, а также многочисленные институты. Академия является правопреемником Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.
Формируются исследовательские инфраструктуры, которые позволят решать масштабные научные задачи. В рамках программы мегагрантов создано более 200 лабораторий мирового уровня, которые возглавляют ученые, определяющие тенденции глобального научного развития.
Всего в Академии насчитывается более тысячи научных учреждений, более 48 тысяч научных сотрудников, в том числе, около 800 академиков и более 1000 членов-корреспондентов.
Основной целью деятельности РАН является проведение и развитие фундаментальных исследований, направленных на получение новых знаний о законах развития природы, общества, человека и способствующих технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию России.
Современность и наука
Как известно, наука является основной движущей силой прогресса, важнейшим ресурсом развития национальной экономики, медицины, образования и социальной сферы. Поэтому от достижений ученых напрямую зависят не только экономический рост и создание новых высокопроизводительных рабочих мест, но и качество жизни миллионов людей.
Сегодня российские ученые продолжают славные традиции - развивают самые перспективные направления в науке, разрабатывают новейшие технологии, готовят учеников. Не удивительно, что и правительство страны уделяет особое внимание поддержке науки и развитию сектора научных разработок, в том числе и молодых исследователей. Ключевыми документами, обеспечивающими реализацию научно-технической политики, являются Стратегия научно-технологического развития до 2035 года, принятая в 2016 году, Национальный проект «Наука», утвержденный в сентябре 2018 года, государственная программа «Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2019-2030 годы», принятая в апреле 2019 года.
Список использованной литературы
1. Космос. - Ростов-на-Дону: Издательский дом «Проф-Пресс», 2017. - С. 28.
2. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. - М. : ТЦ Сфера, 2020. - С. 43-44.
3. Сайт CALEND.RU Календарь событий: https://www.calend.ru