Галина Мохова
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования «Спасаем лягушат»
▼ Скачать
Районное методическое объединение воспитателей младших групп по теме: «Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации у детей 3-4 лет в системе интегрированной образовательной деятельности».
Воспитатель: Мохова Г. В.
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования
«Спасаем лягушат»
Программное содержание
Публикация «Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования „Спасаем лягушат“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лягушка. Конспекты занятий на тему лягушек
- Лягушки, лягушата
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
1. Способствовать формированию у детей представлений о разных состояниях воды и свойствах льда; формировать умение выбирать нужный способ для выполнения поставленной задачи.
2. Развивать мелкую моторику, используя технику комкания бумаги; приучать детей аккуратно пользоваться клеем; развивать фонематический слух.
3. Продолжать вызывать интерес к играм с водой; воспитывать отзывчивость, побуждать оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; способствовать осознанию собственной значимости.
Словарная работа
Обогащение словаря: замороженные лягушата оттаяли, кваканье, комкаю, мну.
Уточнение словаря: мерзнуть, прозрачный, скользкий, гладкий, болотце, кочка, аккуратный, обмакиваю, усаживайте.
Активизация словаря: лед, холодный, твердый, тает, капает.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке, экспериментирование с водой (замораживание на холоде, оттаивание в тёплом помещении); рассматривание картинок с изображением болота, разучивание логоритмической игры.
Оборудование и материалы: аудиозапись с кваканьем лягушки; игрушки: мама-лягушка, лягушата, замороженные во льду – по количеству детей; ёмкость для игр с водой, лейки с тёплой и холодной водой, макет болота.
Ход занятия
1. Игровая мотивация
Воспитатель обращает внимание детей на доносящиеся откуда-то звуки – кваканье лягушки.
Воспитатель. Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?
Дети. Это лягушка.
Воспитатель. Что она делает?
Дети. Квакает.
Воспитатель. Действительно, мы слышим кваканье лягушки. Интересно, где спряталась лягушка? Пойдёмте поищем.
Дети определяют по звуку и находят лягушку.
Воспитатель. Послушайте, о чём рассказывает лягушка.
Мои весёлые ребята –
Озорные лягушата-
В пруду весело играли,
В воду прыгали, ныряли.
Но случилась вдруг беда-
Превратилась в лёд вода!
Что мне делать? Как мне быть?
Как детей освободить?
2. Эксперимент со льдом
Воспитатель. Про кого рассказала нам лягушка?
Дети. Про лягушат.
Воспитатель. Что с ними произошло?
Дети. Вода замёрзла, превратилась в лёд. В ней замёрзли лягушата.
Воспитатель с детьми находят «замёрзших» в льдинках лягушат.
Воспитатель. Вот они, замороженные лягушата. Как же они туда попали?
Дети. Лягушата играли в воде, а вода замёрзла. Вот они и превратились в льдинки.
Дети берут льдинки в руки.
Воспитатель. Что-то мои руки стали мёрзнуть. А ваши замёрзли? Почему?
Дети. Мы держим лед.
Воспитатель. Лед какой?
Дети: Холодный.
Воспитатель. Он выскальзывает из рук, значит, лёд еще какой?
Дети. Скользкий.
Воспитатель. Постучите льдинкой. (Дети выполняют.) Лед твердый. Какой лёд, повторите.
Дети. Твёрдый.
Воспитатель. Ребята, вы видите лягушат? (Да) Почему? (Предположения детей.) Потому что лёд прозрачный как стекло. Повторите, какой лёд?
Дети. Прозрачный.
Воспитатель. Посмотрите, вода почему-то потекла по рукам… Откуда появилась вода?
Дети. Это тает лёд.
Воспитатель. Почему начал таять лёд?
Дети. Руки тёплые, лёд от тепла тает.
Воспитатель. А я знаю, как быстрее можно растопить лёд! Кладите лягушат в ванну. У нас есть лейки с водой. Как вы думаете, какая вода поможет быстрее растопить лёд и освободить лягушат : холодная или тёплая? Правильно, тёплая. (Поливаем из лейки)
Воспитатель. Смотрите, лёд пропал! Что с ним случилось?
Дети. Лёд растаял. Тёплая вода растопила лёд.
Воспитатель. Доставайте лягушат, посадите рядом с мамой на салфетку, пусть они согреются.
Итог:
Воспитатель. Лягушка очень рада и благодарит вас за то, что вы спасли её деток!
3. Физкульминутка (логоритмическая игра)
На болоте лягушата – Дети приседают, подняв полусогнутые руки вверх.
Развесёлые ребята
Утром рано умывались, Имитируют умывание.
Полотенцем растирались, Имитируют растирание.
Лапками топали, Топают.
Лапками хлопали, Хлопают в ладоши.
В салочки играли – Прыгают на обеих ногах друг за другом.
По кочкам скакали.
С кочки на кочку,
С кочки на кочку.
4. Продуктивная деятельность
Воспитатель. Вы замечательно прыгали по кочкам! Наши лягушата тоже любят прыгать по кочкам. Может быть отпустим их на улицу?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. На улице зима, холодно, лежит снег.
Воспитатель. Правильно, пусть они погостят с мамой-лягушкой в нашей группе до теплых дней, а мы сделаем для них кочки.
Воспитатель показывает и объясняет способ изготовления «кочек» из бумаги зеленого цвета.
Воспитатель. Сначала я комкаю бумагу в кулачке. Вот так. Что я делаю? (Ответы детей.) Получился большой комок! Потом мну пальцами, чтобы комочек получился маленький, аккуратный. Вот так. Что получилось? (Зелёная «кочка»). Теперь вы сами будете делать «кочки» и приклеивать их вот на этот лист-болото.
Дети выполняют задание, воспитатель при необходимости оказывает помощь. Даёт индивидуальную оценку.
Воспитатель. Посмотрите, сколько кочек мы с вами сделали – больших и маленьких! Как вы думаете, лягушатам понравится у нас? Усаживайте лягушат на кочки, а я посажу лягушку-маму.
Итог занятия
Воспитатель. Какие вы молодцы! Помогли лягушке спасти её лягушат и сделали для них замечательные «кочки». Им будет тепло и весело у нас в группе.
Анализ занятия :
Цель занятия :
- формирование целостного восприятия окружающего мира,
- развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Мною были поставлены задачи:
• Способствовать формированию у детей представлений о разных состояниях воды и свойствах льда; формировать умение выбирать нужный способ для поставленной задачи.
• Развивать мелкую моторику, используя технику комкания бумаги; приучать детей аккуратно пользоваться клеем; развивать фонематический слух.
• Продолжать вызывать интерес к играм с водой; воспитывать отзывчивость, побуждать оказывать помощь тем, кто в ней нуждается; способствовать осознанию собственной значимости
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей.
Чтобы подвести общий итог занятия я использовала прием-вопрос. Дети отвечали на вопросы и выразили свое отношение к собственной деятельности и общению друг с другом.