Людмила Рябых
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12»
«Волшебница вода» конспект познавательно – исследовательской деятельности
в старшей группе
Подготовила: воспитатель старшей группы
Рябых Л. Н.
г. Махачкала, 2019 г.
Конспект
познавательно-исследовательской деятельности
«Волшебница вода»
в старшей группе
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Волшебница вода“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2019
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, физическое, художественно – эстетическое.
Цель: путем эксперимента закрепить ранее полученные знания о воде и раскрыть новые представления детей о ее состояниях.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.
- способствовать умению детей определять физические свойства воды (запах, вкус, форма, прозрачность, хороший растворитель).
Развивающие:
- развивать навыки проведения лабораторных опытов;
- развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, логического мышления;
- развивать любознательность и наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать желание исследовать окружающий мир доступными способами – экспериментирование;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, беседа, художественное слово, игровые действия.
Оборудование: глобус, микроскоп с подключенным к ноутбуку (смартфону, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка, белые халаты, два стакана, чайные ложки, сахар – рафинад,песок, подносы, салфетки, карточки – схемы (плакат) «Свойства воды», емкость с водой, аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева.
Предварительная работа: беседа с детьми о воде; рассматривание воды после рисования красками; дидактическая игра «Разноцветные капельки»; чтение сказки народов Сибири «Живая вода» и сказки горцев «Два ручья»; загадывание загадок о воде; просмотр познавательного фильма : «Урок чистой воды», сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку»; выполнение дидактических заданий на прогулке, связанных с водой; оформление карточек-схем; чтение рассказов и стихотворений о воде.
Ход образовательной деятельности
Вос – ль: Ребята сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
Дети:
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро всем нам
Добрым, хорошим друзьям!
Воспитатель приглашает детей:
-1, 2, 3, 4, 5,
Приглашаю всех играть!
Всё хотим на свете знать,
Тайны мира раскрывать!
Пальчиковая игра «Дружат в нашей группе…»
Поиграем в игру «Дружат в нашей группе»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (соединяем пальцы в «замок»)
С вами мы подружимся маленькие пальчики. (касаемся кончиками пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы считать. (парное касание пальцев от мизинцев)
Раз, два, три, четыре, пять - мы закончили считать. (руки вниз, встряхиваем кистями)
(На столе стоит глобус накрытый салфеткой)
В: Ребята посмотрите, что я принесла, а что это, вы узнаете из загадки.
На ноге стоит одной
Кружит, вертит головой
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны. (глобус)
В: А что такое глобус?
Д: Это наша планета
В: Правильно, дети, глобус это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. Посмотрите какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем?
Д: Синий, желтый, коричневый, зеленый.
В: А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим?
Д: Леса, пустыни, горы, моря и реки.
В: А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит?
Д: Значит, что воды больше.
В: Для чего вода нужна человеку?
Д: Пить, мыться, купаться, готовить еду, поливать растения, мыть посуду и т. д.
В: Ребята как вы думаете, могут ли без воды прожить растения, животные, мы с вами?
(Ответы детей)
В: Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вы хотите узнать, какими свойствами обладает вода. Ребята, а как вы думаете кто занимается исследованиями, изучают нашу планету?
Д: Ученые.
В: А сейчас я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем учеными -исследователями.
(Дети проходят в лабораторию, надевают халаты)
Проведение опыта-эксперимента
Опыт 1. Вода не имеет запаха
В: И так коллеги ученые, как вы считаете, вода имеет запах?
Дети высказывают предположения
- Вода имеет запах
-Я думаю, что вода не имеет запах.
В: Давайте проверим. Имеет вода запах?
- Вода не имеет запаха.
-Какой делаем вывод?
( Воспитатель обращается к детям: ученый Ахмед, ученая Султанат и т. д.)
Вывод: вода не имеет запаха.
В: Ребята, обозначим это свойство этой схемой.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Опыт 2. Вода не имеет вкуса
В: Ребята, как вы думаете, имеет ли вода вкус?
Предположения детей:
- Я считаю, что вода не имеет вкуса.
- А я думаю, что вода имеет вкус.
В: Попробуйте воду на вкус. Имеет вода вкус?
Примерные ответы детей:
- Вода не имеет вкуса.
-Какой делаем вывод?
Вывод: вода не имеет вкуса.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Опыт 3. Вода прозрачная
В: Ребята, как вы считаете, имеет ли вода цвет?
Предположения детей:
- Я считаю, что вода не имеет цвет.
- А я думаю, что вода имеет цвет.
В: Перед вами два стакана. Один с водой, другой с молоком. Если в оба стакана положить ложки. В каком из стаканов ложка будет видна: в стакане с водой или в стакане с молоком?
Предположения детей:
- Я думаю, что ложка будет видна в стакане с водой.
- А я считаю, что ложка будет видна в стакане с молоком.
В: Проверим. Опускаю ложку в стакан с водой и в стакан с молоком. В каком из стаканов ложка видна? Почему?
Примерные ответы детей:
- В стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком ложка не видна.
В: Какой вывод можно сделать?
Вывод: - Вода не имеет цвета, вода прозрачная.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
Опыт 4. Вода не имеет формы
В: А теперь воспользуемся другой посудой, стоящей на ваших столах. Обратите внимание на форму чашек, она разная: одни низкие широкие, другие высокие и узкие, третьи овальной формы.
На ваших столах есть мелкие предметы, положите их в чашки. Они изменились? (ответы детей)
- Их форма совсем не зависит от того, в каком сосуде они лежат.
В: Перельем воду в эти сосуды. Льется? Почему?
Вада та же самая, а форма у нее осталась или стала другой?
(ответы детей)
Вывод: Вода жидкая, не имеет формы.
В: Ребята, специально для нашего занятия я замораживала воду, и посмотрите что с ней произошло?
Д: Она превратилась в лед.
В: Какой лед?
Д: Твердый.
В: А что с ним сейчас происходит?
Д: Он тает и теряет форму.
В: А в этом сосуде у меня, сами видите какая вода.
Д: Горячая
В: Что мы с вами видим?
Д: Из сосуда подымается пар.
В: Это состояние воды называется газообразным. Хотите увидеть как пар превращается в воду? Накрываю стеклянным блюдцем кипяток и видим капельки воды на нем.
Игровое упражнение «Мы – капельки»
(звучит аудиозапись «Музыка дождя» муз. С. Бурцева)
- Ребята, а сейчас мы поиграем, превратимся в волшебные капельки. Произносим волшебные слова : вправо, влево повернись, в волшебную капельку превратись! Ой, как много капелек! Давайте вместе потанцуем, покружимся, польем растения. Скучно стало капелькам играть друг без друга. Собрались капельки парами и потекли маленькими, веселыми ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой (цепочкой). Текла, текла река и попала в большое море (в круг). А тут и солнышко пригрело! И капельки вернулись к тучке.
Проведение опытов-экспериментов
Опыт 4. В воде растворяется сахар, песок не растворяется
В: Ребята, как вы думаете, какие вещества растворяются в воде?
Предположения детей:
- В воде растворяется сахар.
- В воде растворяется мука.
В: Если в стакан с водой положить кусочек сахара, что произойдет?
Примерные ответы детей:
- Сахар в воде растворится.
- А я думаю, что сахар не растворится.
В: Давайте проверим. Положим в стакан кусочек сахара. Попробуйте воду ложкой. Что произошло?
Примерные ответы детей: сахар в воде растворился, и вода стала сладкой. - Какой сделаем вывод?
Вывод: сахар в воде растворяется.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
В: Что получится, если в стакан с водой опустить песок?
Примерные ответы детей:
- Песок растворится в воде.
- А я считаю, что песок не растворится в воде.
В: Давайте проверим. Положим в стакан с водой песок, размешаем ложкой.
Растворился песок в воде?
- Песок в воде не растворился.
- Какой вывод делаем?
Вывод: Песок в воде не растворяется.
(Воспитатель сопровождает вывод показом карточки-схемы)
В: Предлагаю рассмотреть каплю воды из стакана, где мы старались растворить песок под микроскопом. Пипеткой я капну на стеклышко и помещу под микроскоп, а изображение я выведу на экран ноутбука (смартфона, чтоб было видно всем.
Игровое упражнение «Вода какая?»
-В: Ребята, поиграем в игру «Вода какая?» Передаем капельку и говорим: вода какая?
Примерные ответы детей:
- Вода чистая, вода родниковая, вода прозрачная, вода холодная, вода газированная, вода грязная.
- Молодцы, ребята!
Игра «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)
-В: Ребята, вода хорошо - почему?
Примерные ответы детей:
- Вода – хорошо, потому что можно купаться.
- Вода – хорошо, потому что можно пить воду.
- Вода – хорошо, потому что можно полить растения.
- Вода – хорошо, потому что можно сварить компот и т. д.
В: Ребята, вода – плохо - почему?
Примерные ответы детей:
- Вода – плохо, потому что можно заболеть, если пить холодную воду.
- Вода – плохо, потому что можно намокнуть под дождем
- Вода – плохо, потому что можно выпачкаться, если бегать по лужам.
- Вода – плохо, потому что, если затопит квартиру и т. д.
Беседа о свойствах воды по схемам.
В: Ребята, давайте расскажем о свойствах воды по схемам.
Примерные ответы детей:
- Вода не имеет запаха.
- Вода не имеет вкуса.
- Вода не имеет цвета, она прозрачная.
- Сахар в воде растворяется, а песок не растворяется
- Вода становится цветной, если добавить краску.
- Вода отражает предметы, как зеркало.
В: Молодцы! Сколько интересного мы узнали о воде.
Ситуативный разговор «Берегите воду!»
В: Ребята, вода у нас много, она - везде. А нужно беречь воду? Как будем беречь воду?
Примерные ответы детей:
- Нужно не забывать закрывать краны.
- Если заметили, что кран неисправен, сразу сообщить взрослым.
- Не засорять водоемы.
- Не мусорить на берегах рек.
- Не мыть в водоемах машины.
-Правильно, ребята, воду нужно беречь! Вода – это жизнь!
(Воспитатель читает отрывок из стихотворения)
Без воды нам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Фокус с водой
В: А вы любите фокусы? Тогда - смотрите!
У меня есть стеклянная баночка. Я наливаю в нее воду. Посмотрите, вода чистая, прозрачная. Закрываю баночку крышкой, произношу волшебные слова : «Крибли, крабли, бумс! (в это время потрясти баночку).
И какая вода у меня получилась (получилась окрашенная вода).
Попробуйте показать такой фокус дома.
Ребята, вы были любознательными учеными, примите на память маленькие капельки (дети получают сувениры-капельки).