Елена Тихомирова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебная вода» с детьми подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Образовательные задачи:
1. Закрепить полученные знания о воде.
2. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями (жидкое, твердое, газообразное).
3. Познакомить детей со свойством воды, как жидкости (способность растворять в себе другие вещества, находиться в любом из 3-х состояний вещества).
4. Сформировать представление о взаимодействии и переходе вещества из одного состояния в другое.
5. Учить задавать вопросы, выслушивать любые ответы и благодарить за них.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Волшебная вода“ с детьми подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
1. Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.
3. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
4. Развивать навыки работы со словарем.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
2. Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в группах, коллективе.
3. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей до конца.
Словарная работа:
Обогащать словарь детей словами: жидкое и газообразное, твердое состояние, испарение; корреспондент; исследователи; ученые; опыты; интервью, слова с частицей «аква».
Активизация словаря:
«вода», «пар», «лед», «газ», «вещество», «растворитель».
Методы и приемы:
1. Наглядные: созданная детьми и воспитателем книга о воде, схемы, толковый словарь.
2. Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказ ребенка.
3. Положительная мотивация.
4. Художественное слово.
5. Практические действия: проведение опытов.
6. Дидактическая игра «Угадай вещество».
Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок.
2. Нахождение материала о воде дома.
3. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
4. Прослушивание музыкальных записей.
5. Создание своей книги.
6. Проведение исследований, опытов.
7. Работа со словарем.
Ход занятия
Формирование положительной мотивации:
Воспитатель:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
Сегодня в нашей группе много гостей. Они вместе с нами побывают в «исследовательской лаборатории» и узнают о чудесных превращениях воды.
В последнее время мы много говорили о воде и создали альбом «Волшебная вода».
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы уже знаем о воде.
Рассматриваем альбом. Дети комментируют.
1. Где в природе встречается вода?
Дети: Вода встречается в морях, океанах, реках, прудах, ручьях, родниках.
2. Какая бывает вода?
Дети: Родниковая, колодезная, минеральная.
Какие свойства воды вы знаете?
Вода – это жидкость, прозрачная, бесцветная, без запаха, растекается, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают, через воду виден рисунок, а через молоко нет, прозрачную воду можно сделать непрозрачной, у воды есть температура,
Для чего нам нужна вода?
Дети: воду можно пить, варить пищу и т. д. ;
Действительно, без воды невозможно прожить на земле, поэтому надо ее беречь и охранять. Как нужно беречь воду?
Дети: рационально использовать, хорошо закрывать кран, не загрязнять воду в природе.
Воспитатель: Ребята! Нам предстоит трудная задача: узнать, в каких состояниях бывает вода и что она умеет делать с другими веществами.
Вы готовы?
Пройдемте в лабораторию и приступим к нашим исследованиям.
Дети садятся на стульчики за столы.
Воспитатель: У вас на столах приборы, приборы, с которыми нужно обращаться аккуратно. Возьмите две пробирки и попробуйте перелить воду из одной в другую и обратно. Какой можно сделать вывод?
Дети: Вода жидкая.
Воспитатель: Вода состоит из мелких капелек, которые соединены между собой, но не очень крепко. Вода – жидкая, и это можно изобразить вот так:
Для следующего опыта нам понадобится лед. Оденьте на одну руку варежку, а я вам положу в каждую руку по кубику льда.
Как вы думаете, в какой руке лед растает быстрее?
Дети: ответы детей.
Положите лед в тарелки, снимите варежки и положите их на край стола.
Воспитатель: Верно, в руке без варежки, а почему?
Дети: высказывания детей.
Воспитатель: правильно, потому что он соприкасается с теплом рук.
Во что превратился лед?
Дети: Лед превратился в воду.
Воспитатель: А почему одетой руке лед тает медленно?
Дети: Перчатки разъединяют тепло рук и холод льда.
Воспитатель: интересно, как же можно получили лед?
Дети: Можно налил воду в формочку и поставил в холодильник. При низкой, холодной температуре вода замерзла и превратилась в лед.
Воспитатель: Значит, вода бывает не только в жидком состоянии, но и в каком?
Дети: Твердом.
Воспитатель: В твердом веществе, капельки расположены очень плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое вещество можно изобразить так:
Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобится термос.
Для чего нужен термос?
Дети: Термос сохраняет тепло, любая жидкость остается горячей долгое время.
Воспитатель: Как вы думаете, почему из термоса выделяется пар?
Дети: Вы вскипятили воду и налили в термос, в термосе находится кипяток, горячая вода.
Воспитатель: Подойдите к моему столу. Будьте аккуратны, вода в термосе горячая.
Воспитатель накрывает термос зеркалом, поднимает зеркало.
Воспитатель: Из термоса выделялся пар, а на стекле мы видим капельки воды, как так получилось? (Ответы детей.)
Что стало с паром, во что он превратился?
Дети: Пар превратился в воду.
Воспитатель: Сядьте на свои места. Значит, пар – это тоже вода. Сильно нагретая вода при высокой температуре превращается в пар (выставляет карточку). А, пар, остывая, превращается в воду. В природе – пар поднимается вверх, остывает в воздухе и выпадает на землю в виде осадков. Назовите, какие бывают осадки?
Дети: дождь, снег, град, роса и т. п.
Воспитатель: В паре расстояние между частичками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние вещества называют газообразным. Газообразное состояние можно изобразить так:
Воспитатель: В каком состоянии может находиться вода?
Дети: Вода может находиться в жидком, в твердом и газообразном состоянии.
Воспитатель: Сколько всего этих состояний?
Дети: Три.
Воспитатель:А теперь пора отдохнуть.
Гимнастика для глаз – петля Базарова. (под музыку)
Игра «Капельки» (Под музыку). Звучит музыка –дети выполняют упражнения, когда музыка прерывается воспитатель говорит: «Вода»(или пар, или лед). Дети образуют цепочку и ходят змейкой (или ходят шагом в рассыпную, или встают плотно друг к другу).
Воспитатель: Продолжим наши исследования. Займите свои рабочие места. Повторим, какие состояния воды мы с вами исследовали.
Дети: Вывод:
1. В парообразном состоянии связей между частичками воды нет, и каждая движется сама по себе.
2. В жидком состоянии связи между частичками воды более сильные, но они очень гибкие, эластичные, поэтому вода в жидком состоянии не имеет четкой формы.
3. Вода в твердом состоянии – лед. В твердом состоянии частички воды прочно связаны друг с другом.
Воспитатель: А сейчас мы узнаем, что происходит с некоторыми веществами в воде. Возьмите мерный стакан и насыпьте него вещество из формочки. Перемешайте ложкой. Возьмите трубочку обмакните ее получившемся растворе и попробуйте на вкус. Какая стала вода по вкусу?
Дети: Вода сладкая. (другие- соленая)
Воспитатель: Почему она стала сладкой, соленой?
Дети: Мы положили туда сахар, в блюдце находился сахар (у других –соль).
Воспитатель: Что же произошло с солью и сахаром в воде?
Дети: они растворились.
Воспитатель: поставьте стаканы на край стола. В баночке знакомое вещество – краска. Положите немного краски в другой стакан и перемешайте. Что стало с водой?
Дети: Вода окрасилась.
Воспитатель: Что же мы узнали из этого исследования?
Дети: Соль, сахар растворяются и придают воде сладкий и соленый вкус; краска растворяется и окрашивает воду.
Заключение:
Воспитатель: Какие состояния воды мы сегодня исследовали?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Дорогие ребята, мне сегодня было приятно снова побывать с вами в нашей лаборатории и проводить исследования. А вам понравилось? (ответы детей).
Я очень рада. Ну что ж давайте попрощаемся с нашими гостями.