ольга викторовна суховей
Конспект познавательно-исследовательской НОД «Чудо-вода» в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ " ЧУДО - ВОДА ".
Цели:
- познакомить детей с некоторыми свойствами воды;
- закрепить знание об агрегатном состоянии воды;
- развивать анализирующее восприятие предметов неживой природы;
- развивать творческое воображение, умение проводить несложные эксперименты;
- развивать любознательность; познавательный интерес в процессе
экспериментирования с жидкостями.
Задачи:
- развивать внимание и наглядно-действенное мышление;
- воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру;
- развивать любознательность, речь;
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- воспитывать бережное отношение к воде.
Словарная работа:
- знакомые слова: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;
- новые слова: лаборатория, микроскоп, исследователь, опыт.
Оборудование и материалы:
микроскоп, соль, сахар, молоко, таблички «Мы-исследователи» с эмблемой, стаканчики, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки - по числу детей.
Ход занятия:
Воспитатель. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Для того, чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательным, не кричать, слушать друг друга. ·
Я загадываю вам загадку, попробуйте её отгадать.
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
у нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, шуршит. (Вода)
Сегодня мы с вами будем говорить о воде. Как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети: Люди пьют воду,_ варят суп, моют грязные овощи и фрукты. Каждый день моют руки и лицо. Поливают растения, чтобы не засохли. Вода нужна рыбам. Люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель. Ребята, я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, которая называется «Мы - исследователи». Здесь вы видите эмблему нашей лаборатории. Что на ней изображено?
Дети. Это микроскоп.
Воспитатель. Что такое микроскоп? Что с помощью микроскопа можно делать? (Ответы детей) Предлагаю вам надеть таблички и превратиться в учёных - исследователей. (Каждый ребенок прикрепляет к себе н,а грудь табличку «Мы - исследователи»).
Итак, теперь мы с вами исследователи. Уважаемые коллеги, а кто же такие учёные - исследователи? (Предположения детей. )
Воспитатель. Одно из любимых занятий всех учёных - это проведение опытов и экспериментов. Опыты и эксперименты, словно фокусы, помогают узнавать учёным больше обо всех вещах, которые нас окружают. Сегодня нам предстоит трудная задача: узнать о том, что такое вода, о её свойствах. Послушайте стихотворение о воде.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить!
(Н. Рыжова)
Вы готовы, уважаемые коллеги? Приступим!
Опыт №1: " Вода - жидкость".
Дать детям два стаканчика: один - с водой, другой пустой. Предложить аккуратно перелить воду с одного в другой.
Воспитатель. Что происходит с водой?
Дети. Она льётся.
Воспитатель. Почему она льется? (Предположения детей). Вода льётся, потому что она жидкая. Уважаемые исследователи" подумайте, как в жидкости расположены частички и как они держатся друг за друга? (Ответы детей. )
Между частичками воды большое расстояние, и они держатся друг за друга свободно. Итак, вода какая? (Жидкая. )
Воспитатель. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт №2: «У воды нет запаха»
Воспитатель предлагает детям, понюхать воду.
Воспитатель. Дети, чем пахнет вода? Правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете, вода может иметь запах? (Ответы детей. ) Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №З: «У воды нет вкуса»
Предложить детям через соломинку попробовать воду.
Воспитатель. Скажите, пожалуйста, есть ли ' вкус у воды? (Ответы детей. ) Правильно, у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная
вода!»
А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Дождик».
Дождик песенку поёт: кап, кап. (Дети свободно встряхивают кистями. )
Только кто её поймёт - кап, кап? (Недоуменно разводят руки в стороны. )
Не поймём ни я, ни ты, (Показывают на себя, на соседа. )
Да зато поймут цветы, (Изображают пальцами, как распускаются цветы. )
И весенняя листва, (Удерживают руки перед собой. )
И зелёная трава. (Сидя на корт. очках, разводят в сторону руки, шевелят пальцами
словно гладят траву. )
Лучше всех поймёт зерно: (Показывают, как держат в руках зерно. )
Прорастать начнет оно. (Совершают змеевидные движения руками снизу вверх)
.
Воспитатель. Молодцы! Мы немного отдохнули и теперь можем продолжить.
Опыт №4: "Вода прозрачная"
Перед детьми стоят два стаканчика: один - с водой, другой - с молоком. В оба
стаканчика положены ложки.
Воспитатель. В каком стаканчике видна ложка? Правильно, в стаканчике с водой.
Как вы думаете, почему в этом стаканчике видна ложка?
Дети. Вода прозрачная, а молоко - нет.
Воспитатель. Уважаемые исследователи, предлагаю вам подумать, что бьmо бы, если бы речная вода бьmа непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Дети. Нет.
Воспитатель. Как вы думаете, почему? (Предположения детей. ) Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках и озерах не могут жить растения.
А если не будет. растений - не будет рыб и животных, потому что многие животные
питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это значит, что водоёма загрязнять нельзя.
Опыт №5: "Вода - растворитель"
Воспитатель. Ребята, у меня на столе стоят три блюда, накрытые салфетками.
Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки.
Белый камень в воде тает. (Сахар.)
В Воде родится, а воды боится. (Соль. )
Как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды?
Дети. Потому что они исчезают.
Воспитатель. Предлагаю, уважаемые исследователи, перейти дальше.
Дети переходят к столу, на котором расположены четыре больших стакана с водой и тарелочки с сахаром и солью.
В первом стакане воспитатель растворяет сахар. Детям предлагает попробовать раствор - он сладкий. Во втором стакане растворяется соль. Детям предлагается попробовать раствор - он солёный.
Воспитатель. Дети, какая у нас вода на вкус? (Ответы детей.) Итак, мы определили ещё одно свойство воды - она растворитель.
Уважаемые исследователи, проделав ряд опьпов, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей.) Правильно, вода жидкая, не имеет запаха и вкуса, может быть прозрачной, может растворять некоторые вещества.
Уважаемые коллеги, пора из нашей лаборатории возвращаться назад в детский сад.
Но мы с вами обязательно еще раз встретимся. Благодарю всех за отличную работу!