Оксана Кардаш
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие Капельки, или Круговорот воды в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие Капельки или круговорот воды в природе»
Программные задачи:
- расширять и закреплять знания детей о свойствах воды, ее формах и видах через опытно – экспериментальную деятельность;
- уточнить представления детей о значении воды в жизни человека, о том, что вода важна для всех живых существ;
- дать элементарные представления о круговороте воды в природе;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Путешествие Капельки, или Круговорот воды в природе“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- развивать логическое мышление, умение делать умозаключения, навыки проведения лабораторных опытов;
- развивать познавательный интерес к природе
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу
- способствовать воспитанию умения работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Методы и приемы: беседа, вопросы, объяснение, художественное слово, опыты, продуктивная деятельность дошкольников, выводы, умозаключения, подведение итогов.
Предшествующая работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера, опыты с водой, беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде», рассматривание глобуса, карты мира, отгадывание загадок о воде.
Материалы и оборудование: видеоролик «Путешествие капельки воды»; стакан с водой, пипетка, изображение Капельки, иллюстрации водоемов, карточки схемы воды, обруч, картинки для модели путешествия капельки, кувшин с водой и электрический чайник, зеркало, лед в термосе, салфетки, глобус, картинка айсберга, стаканчики с землей и стаканчики с водой, кусочек оргстекла, для отчета: картинки последовательности круговорота воды, карандаши, клей.
Ход:
- Ребята, закройте глаза, а руки вытяните вперед ладошками вверх (воспитатель проходит и капает каждому ребенку капельку воды из пипетки)
- Что у вас на ладошках?
- Правильно, это капелька воды и сегодня она у нас в гостях (на доске изображение капельки). Мы с вами продолжим говорить о воде. На Земле вода содержится во многих водоемах. Назовите их (Моря, океаны, реки, ручьи, озера, родники, болота, пруды).
Дети рассматривают иллюстрации.
- Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что синего цвета – воды на нем очень много. Вода – одно из самых удивительных веществ на планете.
- Давайте вспомним о каких свойствах воды мы узнали на прошлом занятии, а помогут нам в этом карточки свойств воды.
Дети рассказывают о свойствах воды по карточкам свойств воды, воспитатель уточняет и направляет ответы детей.
- Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.)
- А как вы думаете, животным, растениям, нужна вода? (ответы детей).
- Вода нам может принести как пользу, так и вред. Сыграем в игру «Хорошо – плохо». Разобьемся на 2 команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо. Почему?», другая – «Вода – это плохо. Почему?»
Хорошо:
1. Вода нужна для питья - пить можно только чистую вода.
2. Овощи и фрукты всегда перед едой моют водой.
3. Вода нужна, чтобы умыться, вымыть руки.
4. Водой можно закаляться, играть с водой.
5. На воде готовят еду, водой моют полы, посуду, игрушки.
6. В воде стирают одежду.
7. Нужна для полива цветов, растений в саду и огороде.
8. В воде живут разные живые организмы, нужна для питья животным.
9. Вода работает на гидроэлектростанциях – добывает ток.
10. Вода – самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, по океанам и морям день и ночь плывут суда – везут тяжелые грузы и пассажиров.
Плохо:
1. Нельзя пить холодную воду, если в жару напиться холодной воды, можно заболеть.
2. Горячей водой можно обжечься.
3. Если пролить воду на пол, можно поскользнуться и упасть.
4. Под дождем можно промокнуть и заболеть.
5. Если часто поливать растения, они могут погибнуть.
6. Если не умеешь плавать, можно утонуть.
7. Бывает наводнение, тогда вода разрушает, затопляет дома.
- Без воды не замесить тесто для хлеба, не сделать ни бумаги для книг, ни ткань для одежды, ни конфеты – ничего не сделать без воды! Вот она, какая, вода!
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать? Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)
- Ребята, а если вся вода пропадет? Что будет? (подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).
- Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Воду нужно беречь, а как мы можем беречь воду? (ответы детей)
- Казалось бы, на Земле много воды, проблем не будет. Но большая часть воды сосредоточена в морях и океанах и содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению. На долю пресных вод приходиться малая часть. Потому воду нужно беречь.
- Чем отличается вода в морях и океанах от воды в озерах, реках, родниках, болотах? В морях и океанах вода соленая, она непригодна для питья. В реках, озерах, прудах вода пресная, после очистки ее используют для питья.
- Откуда вода попадает в наши квартиры? (с водоочистных станций).
- Наш город большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы?
- Чтобы в этом разобраться предлагаю отправиться в сказку. Чтобы попасть в сказку превратимся мы все в капельки, и спустимся в этот волшебный колодец. Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).
- Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса. Смотрите, а Водяной, то какой, грустный - прегрустный сидит. Что же случилось?
- Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил и неглавными водяными командовал. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был, подозрительный. Боялся все, что вдруг вся вода пропадет.
- Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась нигде, ни появлялась. Но куда-то же она подевалась?
- Ребята, а вы как думаете, где может быть потерянная вода? (гипотезы детей)
- Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Нужно Водяному помочь найти пропавшую водичку. Делать то, что будем? (предложения детей)
- Ребята, Капелька открыла мне один секрет, и я хочу поделиться им с вами: оказывается, вода умеет путешествовать. Как спросите вы?
- Давайте посмотрим видео от Капельки и узнаем
Просмотр видео «Путешествие капельки»
- Давайте попробуем составить модель путешествия капельки :
* Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.
- Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается. Наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара.
* Переместите капельку на небо и положите на облако.
- На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.
-Остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей.
* Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю.
*Переместите капельку на землю.
- Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря. Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».
- А Водяной все не верит, кажется ему что вода куда-то исчезает, доказательства ему требуются!
- Мы с вами настоящие ученые и сможет доказать Водяному, что вода никуда не исчезает.
- Первым делом нужно нам выяснить, может ли вода испаряться.
Опыт №1 «Испарение воды»
- Ребята смотрите что там, на камушке стоит, скатертью волшебной прикрыто (дети поднимают скатерть, там кувшин с водой и электрический чайник).
- Ух ты! Откуда здесь чайнику взяться? Наверное, Водяной нам помогает. Давайте вскипятим воду в электрическом чайнике.
Дети помогают налить воду в чайник, воспитатель включает чайник, все вместе наблюдают за ним, находясь на безопасном расстоянии.
- Что выходит из носика чайника при закипании воды? Откуда пар появился в чайнике — мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар)
Опыт №2 «Капли на зеркале»
- А вдруг это не вода? У меня есть один способ проверить.
Воспитатель подносит к струе пара холодное зеркало, держит некоторое время над паром, выключает чайник, убирает в недоступное место и приглашает детей посмотреть, что произошло с зеркалом.
- Посмотрите, что произошло с зеркалом. Откуда появились капельки воды на зеркале? Перед опытом оно было чистым и сухим.
Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале.
- Когда пар попал на холодное зеркало, он опять превратился в воду.
- Точно! Капельки воды. Значит пар – это вода.
- Горячая вода испаряется, в пар превращается.
- Выходит, может вода испаряться?
- Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (ответы детей)
- Пар – это малюсенькие капельки воды, они легче воздуха, поэтому вместе с теплым воздухом поднимаются вверх и образуют облака.
Физминутка
- Ребята давайте представим, что мы капельки воды (присядьте); пригрело солнышко, мы превратились в пар и поднимается в небо (медленно встать); теперь мы стали облаками и легко парим по небу (покружиться). Подул ветер-ветерок. Холодно-холодно. Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку (собраться в круг, стать плотно плечом к плечу). Капелькам-дождинкам скучно и тесно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.
И из тучки идет дождик поливает все вокруг (разойтись и попрыгать на месте).
- Ребята, в видео капелька рассказывала, что если тепло, то идет дождь, а если холодно?
- Верно, снег или даже град (капельки-льдинки). Почему так происходит?
Опыт №3 «Превращение воды в лед обратно»
- При каких условиях вода превращается в снег или лед? (от холода, мороза)
-Посмотрите, я заморозила воду в холодильнике в формочке. Возьмите лед в руки. Какой он? (холодный)
- Имеет ли форму лед? Какую?
- Вода принимает форму сосуда, в который ее налили и при замерзании сохраняет эту форму.
- Постучите им по столу. Какой он? (твердый)
- Выходит, что вода, превратившись в снег или лед исчезает? Она же стала твердой? (ответы детей)
- Когда вы держали лед в руках, какими стали ваши руки? (мокрыми). Почему?
- Лед от тепла тает и снова превращается в воду.
Значит лед — это вода, только в твердом состоянии.
- Где на Земле больше всего льда?
Воспитатель обращает внимание детей на карту или глобус и продолжает рассказывать о том, что льда много в Арктике, Антарктике. Самый большой ледник в мире - ледник Ламберта в Антарктике.
- Как вы думаете, как ведут себя ледники под лучами солнца?
- Они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Арктическое лето короткое и не жаркое.
- Слышали ли вы что-то об айсбергах? Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике или Антарктике и течением их вынесло в море.
- Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут?
Опыт №4 «Почему не тонут айсберги»
- Давайте проверим. Берите лед и опускайте его в воду. Что происходит? Почему лед не тонет? Выталкивающая сила воды больше веса льда. Почему не тонут айсберги? (Показ картинки айсберга)
- Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6—12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части.
- Опасны ли айсберги? Для кого?
- Айсберги большую опасность представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Вы, наверное, о нем слышали? Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.
- Ребята! Водяной зря время не теряет, да и нас подгоняет. Не терпится ему поскорей узнать, где его водица. Вот он нам и стаканчики с землей доставил, хочет узнать может ли вода сквозь землю просочиться. Сейчас мы это с вами проверим.
Опыт №5 «Сквозь землю»
- У нас на столе стаканчики с землей и стаканчики с водой. Польем землю водой. Смотрим, что же получается? Что происходит?
- Вода просачивается, и земля становится влажной.
(одновременно дети с воспитателем поливают землю)
- Ну и как? может вода сквозь землю просочиться? (ответы детей)
- Вода сквозь землю просочилась. А дальше что? Так там под землей и останется? (гипотезы детей)
- В реки подземные попадет и потечет не спеша. А как к земле пробьется, родником обернется. Ручейками по земле потечет. А ручейки в озёра, реки впадают. А из реки потечет вода в моря и океаны.
- Почему вообще вода течет, а не остается на месте? (вода жидкая)
- Как вы можете доказать, что вода жидкость? (ответы детей)
(перелить воду из стакана в стакан – перемещается и принимает форму сосуда)
- А как реки знают, что им надо течь к морю?
Опыт №6. «Куда течет вода?»
- Возьмем кусочек стекла, нальем на стекло немного воды. Что получилось? А теперь наклоним стекло. Речка потекла, а если сильно наклонить? Теперь совсем быстро потекла. Вот так и в природе : если река течет с гор, то течет быстро, если по равнине – течет медленно.
- Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (ответы детей)
- Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не денется.
- Давайте составим для него отчет о путешествии воды в картинках. Вспомните фильм, который мы смотрели о том, как капелька путешествует. И в той же последовательности разложите на схеме картинки и наклейте их.
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием. Отправим эти отчеты Водяному, пусть больше не грустит и не переживает никуда его вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к нему же и вернется.
- Водяному помогли?
- Воду, пропавшую нашли?
- А теперь детвора! Нам в обратный путь пора.
Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).