Ольга Жлуднева
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) «В царстве воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности
(подготовительная группа)
Тема: «В царстве воды»
Цель: обратить внимание детей на происходящие в окружающем мире превращения с водой.
Задачи:
- формирование представлений о нагревании, охлаждении и испарении воды;
- формирование действий превращения;
- формирование целостного представления об агрегатных состояниях воды : лед – вода – пар;
- формирование умения делать выводы в процессе эксперимента;
Публикация «Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (подготовительная группа) „В царстве воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
- закрепление знаний правил безопасности при проведении экспериментов с водой;
- развитие способностей к преобразованию;
- развитие представлений об источниках тепла;
- воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе совместной деятельности.
Оборудование: презентация к занятию, ноутбук, экран, кусочки льда, аудиозапись классической музыки, нарисованные капельки воды, костюм Капитошки, фотографии групповых уголков, стакан молока, стакан воды, маленькая игрушка, пластиковые стаканы, графин с водой, видеозапись опытов по превращению льда в воду, кипения воды и превращению воды в пар, магнитная доска, магниты, стакан с водой, чайная ложка, сахарница с песком, стакан с чистой водой, стакан с грязной водой, заготовки для чеканки, ручки с пустыми стержнями, конфеты «Капелька»
Ход занятия:
1 Вступление. (дети под музыку входят в зал) Ребята, сегодня у нас необычное занятие – не только потому, что к нам пришли гости, но и потому, что мы с вами сегодня много нового узнаем.
2 Отгадывание загадки. А для того, чтобы узнать, о чем сегодня пойдет речь, отгадайте загадку:
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг –
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без (воды)
Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое. Будем рассуждать, играть.
3 Подвижная игра «Тучка и капельки». Давайте представим, что я – мама тучка, а вы – мои детки. Делайте все, что я скажу.
Капельки нам пора отправляться в путь (звучит музыка). Полетели капли на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми (дети составляют ручейки, взявшись за руки).
Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).
Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу).
Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-Тучка наказала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка и вернулись к маме-Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчики).
4 Сюрпризный момент. Воспитатель: Где встречается капелька воды? ( ответы детей: в капельке дождя, в ручейке, в реке, в океане, в водопаде).
(под музыку в зал вбегает капелька)
Воспитатель: А кто это к нам пришел? Ты кто?
Капелька: Капелька я Поливайка,
Отмывайка, Выпивайка –
Для воды сестра родная,
Про меня все люди знают.
Воспитатель: А зачем ты к нам пришла?
Капелька: Я пришла в гости к своим сестричкам – капелькам, которые живут у вас в группе.
5 Беседа о значении воды. Воспитатель: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, какую пользу приносят капельки у нас в группе.
Дети: Растения. Цветы надо поливать, они живые. Без воды они засохнут, завянут – им нужна вода. (приклеить капельку)
Воспитатель: Игровой уголок. А здесь где вода нужна? Зачем?
Дети: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду (приклеить капельку)
Воспитатель: Мойка в столовой.
Дети: Помощнику воспитателя нужна вода, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе (приклеить капельку).
Воспитатель: Туалетная комната.
Дети: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполняли гигиенические требования. (прикрепить капельку).
Воспитатель: Ну вот, Поливайка, сколько в нашей группе живет сестричек капелек, которые приносят нам большую пользу.
Вода из большой реки течет по специальным трубам и попадает в наш детский сад и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы? (Дети повторяют)
Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду и умываться и мыть руки, нужно беречь воду и не тратить ее зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрыть кран.
6 Подвижная игра «Дождик».
Капля раз,
(прыжок – руки на поясе)
Капля два,
(прыжок – руки на поясе)
Очень медленно сперва,
(4 прыжка)
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(бег на месте)
Мы зонты свои раскроем
(руки в стороны)
От дождя себя укроем.
(руки полукругом над головой)
7 Экспериментальная деятельность. А теперь приступаем к исследованиям. Но сначала послушайте правила поведения в лаборатории:
- не шуметь, чтобы не мешать друг другу,
- аккуратно обращаться с оборудованием.
- слушать воспитателя,
- внимательно следить за результатом опыта,
- закончив наблюдение, сделать вывод.
8 Беседа о свойствах воды. Ребята, а какими свойствами обладает вода? Кто хочет мне помочь сделать опыт? Воспитатель вызывает двух детей.
Один опускает в стакан с молоком мелкую игрушку – видна она или нет? (ответы детей) Другой - в стакан с водой - видна она или нет? (ответы детей) Значит вода какая? (прозрачная)
А теперь подойдите все к столу, возьмите стакан, сделайте глоток воды. Есть ли вкус у воды? (ответы детей) Пахнет ли вода? (ответы детей) Правильно, вода не имеет запаса и вкуса.
Кто еще хочет мне помочь? (воспитатель вызывает еще одного ребенка)Насыпь ложечку сахарного песка в стакан с водой. Что происходит с сахаром, когда мы кладет его в воду? (он растворяется)
Где в жизни это можно наблюдать? (за завтраком, когда кладем сахар в чай)
Каким чай становится? (сладким) Значит, в воде растворяются различные вещества. Давайте еще раз повторим свойства воды ( ответы детей: прозрачность, нет запаха, без вкуса, растворитель).
Ребята. А вы знаете, что такое превращение? (ответы детей)
Какие вы знаете сказки, где происходят превращения? В кого превратились герои этих сказок. ( ответы детей:
- Царевна –лягушка,
- крошечка-Хаврошечка,
- сказка о царе Салтане,
- Аленушка и братец Иванушка,
- Снегурочка)
И сегодня мы с вами узнаем во что же может превратиться вода. Возьмите по кусочку льда. Какой он? (холодный, твердый).
А теперь давайте превратим его в воду (дети растапливают лед в руках). Лед холодный, а ладошки у вас теплые, получается вода. Лед мы нагреваем и водичку получаем! Теперь вы знаете, что твердый лед превращается в жидкую воду.
А как из воды сделать лед? (поставить в морозильную камеру). Правильно, воду охладить и она превратиться в (лед). (видео с опытом превращения льда в воду) Ребята, а как еще можно нагреть лед, чтобы он превратился в воду? Что дает еще тепло? (солнышко, огонь). Правильно, и солнышко согреет лед, и огонь… И об этом нам прочитает стихотворение Артемий:
Солнце дарит нам тепло,
Солнце нагревает,
Солнышко горячее
Землю освещает!
А еще огонь горячий
И горячая плита.
Греют, греют, нагревают,
Много нам несут тепла!
Ребята, а что будет, если мы эту воду будем и дальше нагревать? (вода станет горячей). (видео с кипением воды)Правильно, а если еще сильнее нагревать будем? (ответы детей). (видео с образованием пара)
9 Выводы по экспериментальной деятельности. Вода испаряется, испаряется, превращается в пар, если ее нагревать. Была вода жидкая, а превратилась в пар. Сначала у нас был твердый лед, затем жидкая вода, а из воды получился пар. Итак, твердое – жидкое – пар! Значит, вода у нас может быть и твердой, и жидкой и может быть пар. Пар какой? (белый, легкий) Да, пар белый, легкий, он улетает. Посмотрите на свои руки. Они мокрые или сухие? (сухие) А были мокрые, ведь вы в них держали лед… Кто ответит мне, куда с рук исчезла вода? (впиталась, испарилась) Правильно, вода испарилась. А почему мы не видим пар в руках? ( педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: пар не видно, потому что руки у нас не такие горячие, как огонь и плита, и пара образуется мало.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо поработали. А сейчас немного отдохнем.
10 Пальчиковая игра
Я – веселая вода,
Я бегу туда-сюда.
(«бежать» пальчиками по коленкам)
Я и в ванне, и в реке,
И вблизи, и вдалеке.
(большой пальчик здоровается по очереди с другими пальцами)
Превращаюсь в пар и в лед,
(руки поднять вверх, а потом сжать в кулачки)
А могу наоборот!
(руки сжать в кулачки, а потом поднять вверх)
11 Художественно-эстетическая деятельность детей («Рыбки»). Ребята, посмотрите у меня два стакана с водой. В одной чистая, прозрачная вода, а в другой – грязная. Как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки? (в чистой)
Воспитатель: Да, ребята, только в чистой речке могут жить рыбы. Давайте создадим своих рыбок методом чеканки. Садитесь за столы. Перед вами лежат заготовки. Давайте придадим рисунку объем. Набивайте рисунок аккуратно: не заходите за края, ручку держите правильно, стучите не сильно, чтобы не было больших дырочек в вашей работе.
Молодцы, дети! Какие красивые рыбки у вас получились. Их могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. А теперь улыбнитесь гостям и подарите им своих рыбок (дети дарят рыбок воспитателям из других детских садов).
12 Итог занятия :
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, речке, океане
И в водопроводном кране.
На плите у нас кипит,
Пар из чайника валит.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воду вы в пруду найдете,
И в сыром лесном болоте,
Путешествуем всегда,
Наша спутница – вода!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Видишь, Поливайка, дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.
Капелька: Спасибо, ребята! Вы много знаете о воде и ее свойствах. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (раздает всем конфеты)
Литература:
1 Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-80с.