Елена Шестопалова
Конспект опытно-экспериментального занятия «Вода. Круговорот воды в природе» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Вода. Круговорот воды в природе
Программное содержание:
1. Формировать представления о круговороте воды в природе.
2. Учить умению устанавливать причинно-следственные связи.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материал: игровой персонаж – Капитошка; прозрачные стаканчики для воды; баночки с пеной; пипетки; гуашь синяя; картина круговорота воды в природе.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект опытно-экспериментального занятия „Вода, Круговорот воды в природе“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Наблюдение за облаками, снегом, льдом. Чтение художественных произведений о воде. Дидактическая игра «Путешествие капельки».
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, искать капельку. Как вы думаете, где она может прятаться? (Выслушиваются предположения детей).
Давайте, ребята поищем капельку. Только договоримся, что вы идете за мной. Договорились?
Дети: Да!
Подходим к фикусу. На листке лежит вырезанная из бумаги капелька воды. Воспитатель подходит к растению и говорит детям: «Ребята, посмотрите, что это такое на листике?». Осторожно встряхиваю лист, и мне на руку падает капелька.
Дети: Капелька.
Воспитатель: Ребята, а у капельки, наверное, тоже есть имя. Как тебя зовут, капелька? (Подношу капельку к уху и говорю за нее)
Воспитатель: Дети капельку зовут Капитошка.
Воспитатель: Что ты здесь делаешь, Капитошка?
Капитошка пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у нас в детском саду.
(Дети водят Капитошку и показывают те места в группе, где есть вода.)
Капитошка, говорит вам, ребята, спасибо. Она порадовалась за своих сестричек, что им у вас живется хорошо. Теперь я приглашаю вас всех в путешествие. Но посмотрите на капельку, она маленькая, а мы – большие. Что же делать?
Дет: Нужно стать такими же, как капелька, - маленькими.
Воспитатель: А как нам это сделать?
Дети: Вспомнить волшебную считалочку - превращение.
Педагог (вместе с детьми произносит считалку-превращение) :
Без меня не будет моря, океана и реки,
Даже лужицы, в которой бултыхаются Щенки.
Раз, два, три…Стали капельками мы.
Воспитатель: Ребята, Капитошка приглашает нас в путешествие.
Путешествие капельки (круговорот воды в природе). Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. А вода у нас состоит из множества таких капелек - сестричек Капитошки. Подойдите, пожалуйста, к столу по 4 человека к каждому. У нас на столах маленькие водоемы. Давайте окунем наши ручки в воду. Посмотрим, как вода у нас переливается.
Ребята, а у воды есть цвет? (нет, вода бесцветная, прозрачная).
Давайте понюхаем, есть ли у воды запах? (полным ответом «У воды нет запаха»)
У воды есть вкус? (у воды нет вкуса)
(Дети вместе с Капитошкой рассматривают, как вода переливается, какая она прозрачная, взяв в ладони, смотрят, как протекает между пальцами.)
Вытираем салфеточками ручки. Наше путешествие продолжается. Присаживайтесь на стульчики.
Опыт «Дождевые облака».
Цель: развивать у детей интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- углублять представления детей о неживой природе;
- расширять представление о круговороте воды в природе;
- формировать умение наблюдать, делать вывод;
Развивающие:
- развивать мышление, внимание, наблюдательность;
Воспитывающие:
- воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.
Дети сидят за столом. Перед каждым ребенком стоит банка (стакан) с водой, сверху пена для бритья.
Воспитатель:
- Дети, мне очень нравится одно стихотворение. Я хочу, чтоб вы послушали и сказали про что оно.
Послушайте.
Облака, облака: пышные, белые!
Расскажите, облака, из чего вас сделали?
Может вас, облака, делали из молока?
Может быть из мела? Может быть из ваты?
Может быть из белой, из бумаги мятой?
- Никогда! Никогда!- отвечали облака.
- Никогда не делали нас из молока!
Мы дождевые, мы снеговые.
Если летом плывем –
Мы с собой грозу несем.
Если мы плывем зимою-
Мы пургу несем с собою.
Вот какие мы!
(И. Мазнин).
Дети:
- Стихотворение про облака.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, у вас в банках тоже есть облака. Облако на самом деле – это большое скопление мелких капель воды. Можно сказать, это пар, собранный в кучу.
- Дети, посмотрите на свои облака и скажите, какие они? (Белые, пушистые, легкие, мягкие)
- Закончите предложение «Облака легкие как ….(пух, вата, перышко).
Воспитатель:
-Молодцы! Дети, я вам расскажу, почему идет дождь. Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.
- Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком. Что мы видим? Капля прошла через облако и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.
Дети наблюдают опыт. Еще капают на облако. Наблюдают за окрашенными каплями.
Воспитатель:
- Ребята, давайте поиграем в игру «Круговорот воды».
Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Представьте, что мы с вами большая лужа. Лужа может быть разной формы: круглая, овальная. Давайте покажем разные лужи. Вот нашу лужу стало пригревать солнышко (присесть). Вода в луже начала нагреваться и пары стали подниматься вверх (подняться стать на носочки, им стало, тепло и они разлетелись в разные стороны (разбежались). Но летя все выше, им становилось холодно (обнять себя, капельки стали соединяться и из них стали образовываться облака (соединиться в облако). Капелек стало много, они пролились на землю дождем (Присесть).
Капитошка: Молодцы, ребята. Вы очень порадовали меня! До свидания.
Литература
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»