Артемьева Татьяна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Такой разный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со свойствами песка через опытно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей о песке и его свойствах;
- формирование умения осуществлять осознанную деятельность (Как это сделать, Что я знаю? Что сделано);
Развивающие:
- развивать память, логическое мышление, внимание, речь и мелкую моторику;
- развивать навыки опытно-экспериментальной деятельности с использование схем;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста „Такой разный песок“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать чувства ответственности и работы сообща.
Оборудование: демонстрационный воздушный шар, стилизованный под профессора, корзинка, коробочка с песком, ведерки, рисунки по теме: «Песок в природе», «Песок в деятельности человека», схематическое изображение мокрого и сухого песка, оборудование для проведения опытов на каждого ребенка: фартуки, нарукавники, ракушки, камни, раздаточные контейнеры с песком, лупы, краски, рисунки на плотной бумаге, клеевые карандаши, одноразовые тарелки, вода, влажные салфетки.
Предварительная работа: чтение стихов Л. Квитко «На песке», С. Маршак «Желтая страница», В. Берестов «Песочница», игры с песком: «Забавные отпечатки», «Узоры на песке», «Секретики» и др., ролевые игры: «Строители», «Дом», «Дорога», «День рождения куклы»; наблюдения на прогулке; беседы о мерах осторожности во время игр с песком.
Ход занятия:
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел гость. Давайте с ним поздороваемся. Вы наверно заметили, что он необычный. (Воспитатель обращает внимание на воздушный шарик, гелиевый шарик, стилизованный под человеческое лицо, привязанный к корзине).
2. Создание проблемной ситуации. Ситуативная беседа.
Воспитатель: Это знаменитый профессор Всезнайка. Он летает по всему миру и узнает много интересных вещей. И наверно, неспроста появился у нас. Посмотри-ка, какое у него дело к нам. (Достает из корзины коробочку.) Попробуем угадать, что там находится. Если отгадаем загадку, она откроется, и мы узнаем, что там находится.
Из камней он появился
Зернами на свет явился
Желтый, красный, белый
Или светло- серый
То морской он, то речной
Отгадайте кто такой? (песок)
Воспитатель: Давайте посмотрим, правильно ли вы отгадали, откроем коробочку. Правильно, это песок. Но посмотрите, здесь еще какое-то письмо. Хотите узнать, что там написано? («Дорогие друзья, профессор Всезнайка рад вас приветствовать. Я знаю, что песок это, с чем вы играете в детском саду и во дворе в теплое время года. Однажды по телевизору я видел картины из цветного песка. Они были красивыми и мне очень понравились. До этого я видел только желтый песок. Мне очень интересно, откуда берется цветной песок, и смогу ли я сам сделать его цветным»).
Воспитатель: Ребята, что будем делать? Надо профессору помочь. Где можно провести эти исследования?
Дети: В лаборатории.
Воспитатель: Правильно. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к работе. Сначала мы изучим песок и объясним профессору, как можно покрасить песок.
3. Проведение опытов-экспериментов.
Опыт 1.
Воспитатель: Как вы считаете, ребята, имеет ли песок запах?
Дети высказывают предположения:
- Песок имеет запах.
- Я думаю, что песок не имеет запаха.
Воспитатель: Давайте проверим. Имеет ли песок запах?
Вывод: песок не имеет запаха.
Опыт 2.
Воспитатель: А сейчас опытным путём узнаем, пропускает ли песок воду? Как вы думаете?
Дети: Да, нет.
Воспитатель: Мнения разделились. Проверим. Берём стаканчик с воронкой. Насыпаем в воронку ложку песка. В воронку, наполненную песком, медленно наливаем воду. Пока песок сухой, вода медленно течёт. Как только промок, вода потекла быстрее.
Воспитатель: Так какой мы можем сделать вывод?
Дети: Песок пропускает воду. Сырой песок быстрее пропускает воду.
Вывод: песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды; сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой.
Воспитатель: А теперь предлагаю отдохнуть. Ребята, давайте представим, что мы стали песчинками.
Физкультурная минутка.
Мы песчинки, мы песчинки
Покружиться мы не прочь.
Мы песчинки, мы песчинки
Танцевали б день и ночь.
Встанем дружно все в кружок
Получается песок.
Воспитатель: Отдохнули, ребята? А сейчас давайте пройдём к нашему лабораторному столу.
Опыт 3.
Воспитатель: Предлагаю вашему вниманию два сосуда, наполненные песком. Как вы думаете, в каком сосуде песок сухой, а в каком влажный? И почему?
Дети определяют по внешнему виду, где какой песок. Делают вывод.
Дети: Мокрый песок - темнее. Сухой песок – светлее.
Воспитатель: Ребята, ваше наблюдение абсолютно верно. Давайте возьмём в руку ведерко с мокрым песком, а теперь – ведерко с сухим. Какой песок легче?
Дети: Сухой песок легче. Мокрый песок тяжелее.
Воспитатель: А почему?
Дети: В мокром песке есть вода. Вода увеличивает вес.
Вывод: сухой песок легче, мокрый песок – тяжелее.
Опыт 4.
Воспитатель: Давайте попробуем слепить колобок из сухого песка. Что у нас получилось?
Дети: Из сухого песка колобок слепить нельзя. Он рассыпается.
Воспитатель: Давайте слепим колобок из мокрого песка.
Дети: Из мокрого песка получился колобок.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод?
Вывод: сухой песок – сыпучий, мокрый песок – вязкий.
Опыт 5.
Воспитатель: Какого цвета в природе встречается песок?
Дети: Белый, желтый, красный, серый.
Воспитатель: А как вы думаете, можно песок покрасить?
Дети: Да, нет.
Воспитатель показывает опыт. Аккуратно разминает цветной мелок и смешивает его с песком. Перемешивает.
Воспитатель: Что стало с песком?
Дети: Он стал цветным.
Вывод: песок можно покрасить в любой цвет.
Воспитатель: А можно использовать краски гуашь. (Выполняют эксперимент).
Воспитатель: А теперь предлагаю в подарок профессору нарисовать песочные картины.
Дети берут готовые рисунки, обводят по контуру рисунок клеем карандаш, наносят цветной песок, стряхивают лишний песок.
Дети показывают свои работы.
4. Итог.
Воспитатель:
- О каких свойствах песка мы сегодня узнали? (Песок не имеет запаха; песок пропускает воду, может изменить свои свойства под воздействием воды; сырой песок пропускает воду быстрее, чем сухой; сухой песок легче, мокрый песок – тяжелее; сухой песок – сыпучий, мокрый песок – вязкий.)
- Благодаря какому свойству песка мы смогли нарисовать картины? (сыпучесть)
- Как удалось сделать песок цветным?