Приложение МААМ

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова (19 фото)

Надежда Щербакова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования.

Задачи:

1. Познакомить детей с этапами организации и проведения исследовательской деятельности по методике А. И. Савенкова.

2. Упражнять детей в использовании разнообразных методов исследования при организации исследовательской деятельности по методике А. И. Савенкова.

3. Развивать у детей любознательность.

4. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира.

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Сахар“ для старшего дошкольного возраста по методике А, И, Савенкова» размещена в разделах

5. Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы.

6. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать.

7. Развивать умения выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем.

8. Закреплять умение работать в команде.

9. Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке.

Поддерживать двигательную активность детей.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Методы и приемы :

наглядные (наглядное изучение изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации; просмотр видео-фильма, презентаций);

словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, беседа с поваром, вопросы и ответы детей, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали; отгадывание загадки);

практические (проведение эксперимента, получение информации от другого человека, проведение физкультминутки, получение информации из книг, проведение подвижной игры, рисование, организация выставки рисунков).

Материалы и оборудование: карточки с символическими изображениями «методов исследования», фломастеры, бумажные стикеры, детские энциклопедии с информацией про сахар и кондитерские изделия, набор картинок «Кондитерские изделия», головные уборы, халаты, пробирки на штативе, пипетки, вода, сахар-песок, сахар рафинад, палочки, мерные ложки, краски, чашки Петри, лупы, видео-фильм о производстве сахара, телевизор.

Формы организации совместной деятельности :

Двигательная (Выполнение упражнений физкультминутки)

Игровая (Игровая ситуация, подвижная игра)

Восприятие художественной литературы и фольклора (Загадывание загадки)

Познавательно-исследовательская (Проведение эксперимента, проведение исследования)

Изобразительная (Изображение полученной информации)

Коммуникативная (Составление рассказа об увиденном)

Ход НОД:

Воспитатель приветствует детей и сообщает, что в детский сад пришло письмо из Исследовательского института. Сотрудники просят изучить вещество, о котором говорят: «В поле родился, в котле варился, в воде растворился»?

Выработка гипотез, предположений.

Отгадывают загадку воспитателя. Определяют, что темой исследования будет сахар и его свойства.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова

Почему же так говорят о сахаре? Из чего получают сахар? У детей активизирован процесс мышления, памяти, сформированы первичные представления об объектах окружающего мира. Воспитатель предлагает стать настоящими исследователями и изучить свойства сахара. Дети приходят в специально оборудованное для занятие групповое помещение. Надевают фартуки, нарукавники, головные уборы.

Воспитатель показывает изображение сахара. Спрашивает у детей: для чего людям сахар? Где его используют?

Рассматривают изображение. Высказывают свои предположения. Сформировано умение задавать вопросы.

Воспитатель говорит детям о том, что они дают разные предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами. Гипотезу необходимо проверить и чтобы они не забыли все выдвинутые гипотезы, предлагает их зарисовать условными обозначениями. Показывает, как это сделать.

Слушают рассказ воспитателя, зарисовывают выдвинутые гипотезы. У детей совершенствуется умение передавать задуманный образ в рисунке.

Воспитатель рассказывает детям о том, что все ученые проверяют свои гипотезы различными методами. Предлагает детям также проверить высказанные ими гипотезы методами : «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри в книге», «Посмотри по телевизору», «Понаблюдай», «Проведи эксперимент».

Фото «Сахар»

Просит детей всех вместе повторить названные методы, показывает иллюстрации к каждому методу. Сообщает детям, что методы исследования нужно выполнять в определенном порядке, вешает их на доску по порядку.

Слушают рассказ воспитателя. Повторяют за ним методы исследования. Запоминают последовательность. Рассматривают карточки с изображением методов. Дети определяют методы исследования, выдвигают гипотезы и порядок их проведения. Развивается связная речь, умение выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем.

Объявляет детям о том, что они приступают к первому методу «Подумай сам».

Конспект познавательно-исследовательской деятельности  для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова - фото

Предлагает детям вспомнить о том, где используют сахар люди и зарисовать это на листе бумаге. Уточняет, что рисунки не должны быть совершенными, что делать это нужно быстро с помощью понятных символов.

Фиксируют, как используется сахар в конкретной ситуации. У детей закрепляется умение изображать полученную информацию с помощь кратких символов.

Воспитатель говорит о том, что пора перейти к следующему методу «Спроси у взрослого». Спрашивает у детей кому они могут задать вопросы? Что будут спрашивать? Предлагает посмотреть на зарисованные гипотезы и определиться, какой вопрос они будут задавать.

Рассматривают свои зарисованные гипотезы, предлагают спросить у повара детского сада «Зачем нужен сахар. У детей развивается умение планировать предстоящую деятельность.

Вместе с детьми идет к повару детского сада, помогает детям сформулировать вопрос, выслушивает ответ и возвращается с детьми в группу. Вместе с воспитателем идут к повару, задают ей вопрос: «Зачем нужен сахар, выслушивают ответ, возвращаются в группу. У детей развивается умение задавать вопросы, анализировать, делать вывод.

Фото №1 Цель создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования

Воспитатель предлагает детям изобразить на бумаге полученную информацию. Зарисовывают полученную информацию. У детей закрепляется умение изображать полученную информацию с помощь кратких символов.

Фото №2 Познакомить детей с этапами организации и проведения исследовательской деятельности по методике А

Предлагает детям перейти к следующему методу «Посмотри в книге». Спрашивает у детей, подойдут ли им обычные книги или нужно искать информацию в каких то конкретных книгах? Определяют, что информацию нужно искать в энциклопедиях.

Фото №3 Упражнять детей в использовании разнообразных методов исследования при организации исследовательской деятельности по методике А

Развивается умение делать выводы.

Воспитатель вносит приготовленные заранее к теме исследования книги. Предлагает детям внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображены кондитерские изделия, и прочитать информацию всем вместе.

Ищут картинки с сахаром в энциклопедиях, вместе с воспитателем читают информацию. Стимулируется развитие любознательности.

Предлагает обсудить найденную информацию, и зарисовать ее на бумаге.

Фото №4 Развивать у детей любознательность

Обсуждают свою найденную информацию, зарисовывают ее на листочках бумаги. Развивается умение классифицировать информацию.

Закрепляется умение изображать полученную информацию с помощь кратких символов.

Воспитатель предлагает детям устроить физкультминутку и немного расслабиться:

Физминутка «Варим, варим варенье»

Взяли мы кастрюлю – вот такую, - встают в круг, держась за руки

Ягоды в кастрюлю насыпали, - складывают пальцы в горсти

Сахар мы в кастрюлю добавляли -имитируют насыпание ложкой

И мешали, и мешали, и мешали. - дети кружатся вокруг себя

Варенье пыхтело – пых, пых, пых, - руки на поясе, приседают

Варенье кипело – буль-буль-буль, - крутят руками перед собой

Варенье томилось – уф,-уф-уф, - качают корпусом из стороны в сторону

Вот и сварилось – ура! - руки вверх с прыжком

Выполняют упражнения физкультминутки.

Фото №5 Формировать первичные представления об объектах окружающего мира

Снимается напряжение, восстанавливается умственная работоспособность. Дети расслабляются, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему.

Воспитатель предлагает приступить к следующему методу «Посмотреть по телевизору», наводя детей на мысль, что они не знакомы с тем, какой разный бывает сахар и как его производят. Предлагает просмотреть видеофильм о разновидностях и технологии его приготовления.

Просматривают видеофильм о видах сахара, кондитерских изделий и технологии их приготовления.

Фото №6 Конспекты занятий НОД Исследовательская и экспериментальная деятельность Конспекты занятий

У детей стимулируется развитие любознательности.

Просит детей зарисовать новую информацию. Зарисовывают новую информацию.

Закрепляется умение изображать полученную информацию с помощь кратких символов.

Воспитатель предлагает перейти к пункту «Наблюдение» и рассмотреть сахар.

Опыт 1. «Наблюдение за свойствами сахара».

С помощью ложки дети насыпают 1 ложку сахара в тарелку.

Фото №7 Все конспекты Сахар

Обращают внимание на то, что сахар белого цвета, обладает сыпучестью. Рассматривая сахар через лупу, наблюдают кристаллическую структура сахара.

Фото №8 Изучаем сахар Сахар

С помощью ложки пробуют раздавить кристалл сахара. Отмечают его хрупкость.

Вывод: сахар твердое сыпучее хрупкое кристаллическое вещество белого цвета.

Фото №9 Конспекты занятий Сахар

Дети анализируют. Один из детей зарисовывает сделанный вывод. Развивается умение наблюдать, делать выводы.

Воспитатель предлагает детям проверить, как сахар растворяется в воде, тем самым перейти к следующему методу исследования : «Эксперимент».

Опыт 2. «Растворение сахара».

Опускаем кусочек сахара в стакан с холодной водой и в стакан с горячей водой.

Фото №10 Экспериментирование исследовательская деятельность Старшая группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД февраль

Сахар быстрее растворяется в горячей воде, в холодной сахар плохо растворяется даже при размешивании ложкой. Чем теплее вода, тем частицы быстрее двигаются. При холодной воде им тяжело смешаться и поэтому они очень долго смешиваются; при горячей воде сахар с водой смешивается очень быстро.

Вывод: сахар в горячей воде и при перемешивании растворяется лучше, чем в холодной воде.

Дети анализируют. Один из детей зарисовывает сделанный вывод. Развивается умение делать выводы.

Опыт 3. «Цветовая башня»

Сперва строим в чашке Петри башню из двух кубиков сахара, поставив, их друг на друга.

Фото №11 Формировать умение задавать вопросы планировать предстоящую деятельность делать выводы

В стакане с водой разводим немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет.

Фото №12 Развивать умение сравнивать анализировать обобщать

Теперь аккуратно с помощью пипетки добавляем немного жидкости в тарелку (не на башню) и наблюдаем, что происходит с нашей башней.

Фото №13 Развивать умения выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем

Сначала окрашивается основание башни, затем вода поднимается вверх, и окрашивает следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Фото №14 Закреплять умение работать в команде

Вывод: Сахар впитывает в себя воду (гигроскопичен, это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара от подкрашенной воды.

Просит одного ребенка зафиксировать это на бумаге.

Воспитатель спрашивает у детей: узнали ли они о том, какими свойствами обладает сахар и где его применяют? Подтвердились ли их гипотезы? Что они узнали нового, о чем не знали раньше?

Отвечают на вопросы воспитателя.

У детей развивается умение обобщать, анализировать проделанную работу.

Фото №15 Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке

Трое детей готовят доклад, рассказывают о том, что узнали во время проведения эксперимента. Остальные дети выполняют роль слушателей и задают вопросы.

Развивается связная речь, умение выстраивать диалог со сверстниками, монологическая речь с элементами описания. Активизируется словотворчество.

Воспитатель подводит итог исследования. Говорит детям о том, что они сегодня были очень активными и хорошими исследователями и поэтому узнали много нового. Предлагает поиграть в игру «Полезное-вредное». Предлагает детям встать в круг, сам становится водящим. По очереди каждому ребенку кидает мяч и задает вопросы «Чем сахар полезен? Чем сахар вреден.

Встают в круг и играют вместе с воспитателем.

Закрепление, получение новых знаний, расширение имеющихся у них представлений о предметах окружающего мира.

Благодарит всех детей за активную работу. Предлагает организовать выставку рисунков, созданных во время проведения исследования.

Помогают воспитателю организовать выставку рисунков. У детей развивается умение взаимодействовать с коллективом в процессе совместной деятельности.

Фото №16 Поддерживать двигательную активность детей

За основу взят конспект Ольги Орловой (https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-poznavatelno-isledovatelskoi-dejatelnosti-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-metodike-a-i-savenkova.html, переработан с учётом условий в нашем ДОУ и собственными предпочтениями. Спасибо ей за прекрасную идею, которую мы смогли воплотить в жизнь!

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

Отчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возрастаОтчёт о кружковой работе по познавательно-исследовательской деятельности c детьми старшего дошкольного возраста Фотоотчёт о кружковой работе по познавательно– исследовательской деятельности. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением.

Картотека познавательно-исследовательской деятельности детей старшего возраста Картотека познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы. Карточка-1 «Летающие семена» Цель: познакомить детей с.

Конспект занятия по познавательно-игровой деятельности «Архитектура нашего города» для детей старшего дошкольного возраста Конспект по познавательно – игровой деятельности Тема: «Архитектура нашего города»Группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет) Цель: формировать.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова
Опубликовано: 14 февраля 2022 в 17:18
+240Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Щербакова (УИ 2152563) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД