Надежда Щербакова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Сахар» для старшего дошкольного возраста по методике А. И. Савенкова
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития познавательной активности детей с помощью экспериментирования.
Задачи:
1. Познакомить детей с этапами организации и проведения исследовательской деятельности по методике А. И. Савенкова.
2. Упражнять детей в использовании разнообразных методов исследования при организации исследовательской деятельности по методике А. И. Савенкова.
3. Развивать у детей любознательность.
4. Формировать первичные представления об объектах окружающего мира.
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Сахар“ для старшего дошкольного возраста по методике А, И, Савенкова» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сахар. Изучаем сахар
- Сахар. Конспекты занятий
- Сахар. Экспериментирование, исследовательская деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
5. Формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать выводы.
6. Развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать.
7. Развивать умения выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем.
8. Закреплять умение работать в команде.
9. Совершенствовать умение передавать задуманный образ предмета в рисунке.
Поддерживать двигательную активность детей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы :
наглядные (наглядное изучение изображений методов исследования; рассматривание зарисованной информации; просмотр видео-фильма, презентаций);
словесные (рассказ воспитателя о методах исследования, беседа с поваром, вопросы и ответы детей, составление рассказа детьми о том, что нового они узнали; отгадывание загадки);
практические (проведение эксперимента, получение информации от другого человека, проведение физкультминутки, получение информации из книг, проведение подвижной игры, рисование, организация выставки рисунков).
Материалы и оборудование: карточки с символическими изображениями «методов исследования», фломастеры, бумажные стикеры, детские энциклопедии с информацией про сахар и кондитерские изделия, набор картинок «Кондитерские изделия», головные уборы, халаты, пробирки на штативе, пипетки, вода, сахар-песок, сахар рафинад, палочки, мерные ложки, краски, чашки Петри, лупы, видео-фильм о производстве сахара, телевизор.
Формы организации совместной деятельности :
Двигательная (Выполнение упражнений физкультминутки)
Игровая (Игровая ситуация, подвижная игра)
Восприятие художественной литературы и фольклора (Загадывание загадки)
Познавательно-исследовательская (Проведение эксперимента, проведение исследования)
Изобразительная (Изображение полученной информации)
Коммуникативная (Составление рассказа об увиденном)
Ход НОД:
Воспитатель приветствует детей и сообщает, что в детский сад пришло письмо из Исследовательского института. Сотрудники просят изучить вещество, о котором говорят: «В поле родился, в котле варился, в воде растворился»?
Выработка гипотез, предположений.
Отгадывают загадку воспитателя. Определяют, что темой исследования будет сахар и его свойства.
Почему же так говорят о сахаре? Из чего получают сахар? У детей активизирован процесс мышления, памяти, сформированы первичные представления об объектах окружающего мира. Воспитатель предлагает стать настоящими исследователями и изучить свойства сахара. Дети приходят в специально оборудованное для занятие групповое помещение. Надевают фартуки, нарукавники, головные уборы.
Воспитатель показывает изображение сахара. Спрашивает у детей: для чего людям сахар? Где его используют?
Рассматривают изображение. Высказывают свои предположения. Сформировано умение задавать вопросы.
Воспитатель говорит детям о том, что они дают разные предположения. Ученые называют эти предположения – гипотезами. Гипотезу необходимо проверить и чтобы они не забыли все выдвинутые гипотезы, предлагает их зарисовать условными обозначениями. Показывает, как это сделать.
Слушают рассказ воспитателя, зарисовывают выдвинутые гипотезы. У детей совершенствуется умение передавать задуманный образ в рисунке.
Воспитатель рассказывает детям о том, что все ученые проверяют свои гипотезы различными методами. Предлагает детям также проверить высказанные ими гипотезы методами : «Подумай сам», «Спроси у взрослого», «Посмотри в книге», «Посмотри по телевизору», «Понаблюдай», «Проведи эксперимент».
Просит детей всех вместе повторить названные методы, показывает иллюстрации к каждому методу. Сообщает детям, что методы исследования нужно выполнять в определенном порядке, вешает их на доску по порядку.
Слушают рассказ воспитателя. Повторяют за ним методы исследования. Запоминают последовательность. Рассматривают карточки с изображением методов. Дети определяют методы исследования, выдвигают гипотезы и порядок их проведения. Развивается связная речь, умение выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем.
Объявляет детям о том, что они приступают к первому методу «Подумай сам».
Предлагает детям вспомнить о том, где используют сахар люди и зарисовать это на листе бумаге. Уточняет, что рисунки не должны быть совершенными, что делать это нужно быстро с помощью понятных символов.
Фиксируют, как используется сахар в конкретной ситуации. У детей закрепляется умение изображать полученную информацию с помощь кратких символов.
Воспитатель говорит о том, что пора перейти к следующему методу «Спроси у взрослого». Спрашивает у детей кому они могут задать вопросы? Что будут спрашивать? Предлагает посмотреть на зарисованные гипотезы и определиться, какой вопрос они будут задавать.
Рассматривают свои зарисованные гипотезы, предлагают спросить у повара детского сада «Зачем нужен сахар?». У детей развивается умение планировать предстоящую деятельность.
Вместе с детьми идет к повару детского сада, помогает детям сформулировать вопрос, выслушивает ответ и возвращается с детьми в группу. Вместе с воспитателем идут к повару, задают ей вопрос: «Зачем нужен сахар?», выслушивают ответ, возвращаются в группу. У детей развивается умение задавать вопросы, анализировать, делать вывод.
Воспитатель предлагает детям изобразить на бумаге полученную информацию. Зарисовывают полученную информацию. У детей закрепляется умение изображать полученную информацию с помощь кратких символов.
Предлагает детям перейти к следующему методу «Посмотри в книге». Спрашивает у детей, подойдут ли им обычные книги или нужно искать информацию в каких то конкретных книгах? Определяют, что информацию нужно искать в энциклопедиях.
Развивается умение делать выводы.
Воспитатель вносит приготовленные заранее к теме исследования книги. Предлагает детям внимательно пролистать книги и найти страницы с картинками, на которых изображены кондитерские изделия, и прочитать информацию всем вместе.
Ищут картинки с сахаром в энциклопедиях, вместе с воспитателем читают информацию. Стимулируется развитие любознательности.
Предлагает обсудить найденную информацию, и зарисовать ее на бумаге.
Обсуждают свою найденную информацию, зарисовывают ее на листочках бумаги. Развивается умение классифицировать информацию.
Закрепляется умение изображать полученную информацию с помощь кратких символов.
Воспитатель предлагает детям устроить физкультминутку и немного расслабиться:
Физминутка «Варим, варим варенье»
Взяли мы кастрюлю – вот такую, - встают в круг, держась за руки
Ягоды в кастрюлю насыпали, - складывают пальцы в горсти
Сахар мы в кастрюлю добавляли -имитируют насыпание ложкой
И мешали, и мешали, и мешали. - дети кружатся вокруг себя
Варенье пыхтело – пых, пых, пых, - руки на поясе, приседают
Варенье кипело – буль-буль-буль, - крутят руками перед собой
Варенье томилось – уф,-уф-уф, - качают корпусом из стороны в сторону
Вот и сварилось – ура! - руки вверх с прыжком
Выполняют упражнения физкультминутки.
Снимается напряжение, восстанавливается умственная работоспособность. Дети расслабляются, снимают мышечную утомленность, успокаивают нервную систему.
Воспитатель предлагает приступить к следующему методу «Посмотреть по телевизору», наводя детей на мысль, что они не знакомы с тем, какой разный бывает сахар и как его производят. Предлагает просмотреть видеофильм о разновидностях и технологии его приготовления.
Просматривают видеофильм о видах сахара, кондитерских изделий и технологии их приготовления.
У детей стимулируется развитие любознательности.
Просит детей зарисовать новую информацию. Зарисовывают новую информацию.
Закрепляется умение изображать полученную информацию с помощь кратких символов.
Воспитатель предлагает перейти к пункту «Наблюдение» и рассмотреть сахар.
Опыт 1. «Наблюдение за свойствами сахара».
С помощью ложки дети насыпают 1 ложку сахара в тарелку.
Обращают внимание на то, что сахар белого цвета, обладает сыпучестью. Рассматривая сахар через лупу, наблюдают кристаллическую структура сахара.
С помощью ложки пробуют раздавить кристалл сахара. Отмечают его хрупкость.
Вывод: сахар твердое сыпучее хрупкое кристаллическое вещество белого цвета.
Дети анализируют. Один из детей зарисовывает сделанный вывод. Развивается умение наблюдать, делать выводы.
Воспитатель предлагает детям проверить, как сахар растворяется в воде, тем самым перейти к следующему методу исследования : «Эксперимент».
Опыт 2. «Растворение сахара».
Опускаем кусочек сахара в стакан с холодной водой и в стакан с горячей водой.
Сахар быстрее растворяется в горячей воде, в холодной сахар плохо растворяется даже при размешивании ложкой. Чем теплее вода, тем частицы быстрее двигаются. При холодной воде им тяжело смешаться и поэтому они очень долго смешиваются; при горячей воде сахар с водой смешивается очень быстро.
Вывод: сахар в горячей воде и при перемешивании растворяется лучше, чем в холодной воде.
Дети анализируют. Один из детей зарисовывает сделанный вывод. Развивается умение делать выводы.
Опыт 3. «Цветовая башня»
Сперва строим в чашке Петри башню из двух кубиков сахара, поставив, их друг на друга.
В стакане с водой разводим немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет.
Теперь аккуратно с помощью пипетки добавляем немного жидкости в тарелку (не на башню) и наблюдаем, что происходит с нашей башней.
Сначала окрашивается основание башни, затем вода поднимается вверх, и окрашивает следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.
Вывод: Сахар впитывает в себя воду (гигроскопичен, это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара от подкрашенной воды.
Просит одного ребенка зафиксировать это на бумаге.
Воспитатель спрашивает у детей: узнали ли они о том, какими свойствами обладает сахар и где его применяют? Подтвердились ли их гипотезы? Что они узнали нового, о чем не знали раньше?
Отвечают на вопросы воспитателя.
У детей развивается умение обобщать, анализировать проделанную работу.
Трое детей готовят доклад, рассказывают о том, что узнали во время проведения эксперимента. Остальные дети выполняют роль слушателей и задают вопросы.
Развивается связная речь, умение выстраивать диалог со сверстниками, монологическая речь с элементами описания. Активизируется словотворчество.
Воспитатель подводит итог исследования. Говорит детям о том, что они сегодня были очень активными и хорошими исследователями и поэтому узнали много нового. Предлагает поиграть в игру «Полезное-вредное». Предлагает детям встать в круг, сам становится водящим. По очереди каждому ребенку кидает мяч и задает вопросы «Чем сахар полезен? Чем сахар вреден?».
Встают в круг и играют вместе с воспитателем.
Закрепление, получение новых знаний, расширение имеющихся у них представлений о предметах окружающего мира.
Благодарит всех детей за активную работу. Предлагает организовать выставку рисунков, созданных во время проведения исследования.
Помогают воспитателю организовать выставку рисунков. У детей развивается умение взаимодействовать с коллективом в процессе совместной деятельности.
За основу взят конспект Ольги Орловой (https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-poznavatelno-isledovatelskoi-dejatelnosti-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta-po-metodike-a-i-savenkova.html, переработан с учётом условий в нашем ДОУ и собственными предпочтениями. Спасибо ей за прекрасную идею, которую мы смогли воплотить в жизнь!