Ирина Семкина
Конспект поисковой лаборатории по теме «Волшебная бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи:
– закреплять представления детей о свойствах воздуха и бумаги;
– формировать у детей умение обсуждать проблему, высказывать предположения и формулировать гипотезу,
– формировать у детей умение осуществлять деловое сотрудничество: высказывать свое мнение, выслушивать и учитывать мнения партнеров;
– формировать у детей умение создавать и использовать условно-символические модели в деятельности (таблица, наглядный алгоритм);
– стимулировать интерес детей к поисковой деятельности.
Публикация «Конспект поисковой лаборатории по теме „Волшебная бумага“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Вид поисковой лаборатории: опытно-экспериментальная, продуктив-ная, испытательная, тематическая, временная, групповая.
Содержание деятельности детей (дидактические единицы:
– свойства бумаги (плотность, прочность); виды бумаги (салфеточная, альбомная, картонная);
– воздух, его свойства (прозрачный, сила);
– вертушка как вид игрушки, признаки (строение, назначение, функ-ции);
Виды интегрированной деятельности детей: коммуникативно-познавательная, познавательно-игровая, конструктивно-познавательная.
Материалы и оборудование.
Стимульный материал: письмо от детей средней группы с просьбой об изготовлении вертушек для игр с ветром.
Материалы для деятельности детей:
– комплекты для проведения эксперимента:
– листы трех видов бумаги (салфеточная, альбомная, картонная) фор-мата 15*15 см, 21*21 см (по количеству детей);
– простые карандаши (по количеству детей);
– ножницы (по количеству детей);
– деревянные палочки (ручка для вертушки) с отверстием для гвозди-ка, диаметр 1см, длина 30 см (по количеству детей);
– гвозди (мебельные, строительные гвозди разных размеров, кнопки, бусинки (по количеству детей);
– шило, молоток;
– карточки-заготовки с кармашками и листочки формата 10*10 для со-ставления наглядного алгоритма проведения эксперимента (7);
– карточки с таблицей для записи результатов (по горизонтали – условные символы материалов для выявления вида бумаги для изготовления вертушки, по вертикали – вписывает каждый ребёнок свой результат, на пе-ресечении – дети заполняют качество бумаги);
– демонстрационная доска.
Дидактический материал:
– карточка с наглядным алгоритмом подготовки сообщения (доклада) о результатах эксперимента (цель, гипотеза, действия по ее проверке, резуль-тат);
– карточка с наглядным алгоритмом изготовления вертушки.
Этапы деятельности детей:
1. Предъявление проблемной ситуации и обсуждение письма от детей средней группы.
Проблемная ситуация: воспитатель демонстрирует вертушки, которые сломаны (порваны бумажные лопасти, прорвано в месте крепления).
Текст письма: «Здравствуйте, ребята! Помогите нам починить вертуш-ки. Они во время игр сломались, и мы не можем играть». Дети средней груп-пы.
Вопросы:
– Почему сломались вертушки у детей?
– Из чего сделана вертушка?
– Почему оторвались лопасти?
– Что мы можем сделать в данной ситуации?
2. Создание игровой ситуации (предложить детям стать изобретателя-ми вертушек) и обсуждение действий изобретателей:
– Кто такие изобретатели?
– Зачем нужны изобретатели? Что было бы, если бы их не было?
– Что они делают?
– Какие действия выполняют изобретатели? (при ответе опираться на карточку с наглядным алгоритмом деятельности изобретателя).
3. Обсуждение действий по решению поисковой задачи «Как сделать вертушку?»:
– Что такое вертушка?
– Какой должна быть вертушка, чтобы она стала прочной?
Гипотеза: вертушка станет прочной, бумажные лопасти не будут рваться, в месте крепления, если правильно выбрать материал и конструк-цию крепления.
– Из чего состоит вертушка? (её строение)
– Какие виды бумаги и какое крепления подойдут для вертушки? (вы-сказать предположение по предложенным материалам)
– Как можно изготовить вертушку самим?
4. Обсуждение алгоритма изготовления вертушки:
– Что нужно сделать сначала? (подумать, что и как нужно сделать).
– Что нужно сделать до начала работы? (подобрать все материалы).
– С чего нужно начать работу?
– Что следует сделать затем?
– Что нужно сделать в конце работы? (подумать, удалось ли сделать прочную вертушку).
5. Объяснение детям задания по проведению эксперимента «Какая бу-мага подойдёт для вертушки?»
Инструкция: проведите эксперимент по выявлению вида бумаги для изго-товления вертушки. Отберите тот вид бумаги, которые лучше подходят для изготовления вертушки. Проведите эксперименты по выявлению прочности. Результаты занесите в карточки-таблицы: впишите свой результат в пустые графы и заполните пустые окошки (контур «квадрат», рвется, ломается, сги-бается).
6. Беседа - обсуждение результатов эксперимента:
– Что вы узнали в результате проведения эксперимента?
– Как вы определили, что ваша вертушка самая лучшая (прочная?
– В чем сходство и отличия вертушек?
– Как вы думаете: удалось ли нам быть изобретателями?
7. Итоговая беседа:
– Смогли ли мы помочь детям средней группы?
– Как мы это сделали?
– Что было интересным?
– Чье сообщение показалось вам наиболее интересным? Полным?
– Что нового вы узнали? Чему научились?