Вера Власова
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР III уровня «Рукавичка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня № 2
Тема: «Рукавичка»
Цель: знакомство с понятием «слово-предмет».
Задачи:
- учить дифференцировать вопросы «кто?», «что?»;
- развивать слуховое внимание;
Публикация «Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР III уровня „Рукавичка“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
- учить задавать вопросы;
- знакомить с понятием «слово-предмет».
Материал: Ширма, куклы на подставке (дед, мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, медведь, рукавица.
Ход работы:
1. Орг. момент. Педагог спрашивает у детей, понравилось ли им в прошлый раз в театре, и предлагает сегодня снова поиграть в театр.
2. Основная часть. Дети садятся перед ширмой, начинается кукольный театр:
Шел дед лесом. А за ним бежала собачка.
Появляется дед, идет не спеша, осматривает деревья, снимает варежки, одну нечаянно теряет.
Педагог: «Дети, посмотрите-ка, что это? (Поднимает рукавицу.) Чья рукавичка? Твоя? Может быть, твоя? Нет? Так чья же?» (дети рассказывают, что эту рукавицу потерял дедушка).
Педагог: «Верно, большая рукавичка! Замерзнут теперь у него руки. Что же делать? Может, попытаться позвать дедушку!» (Зовут.)
Дед не откликается, тогда они зовут громче.
Педагог: «Наверное, далеко ушел дедушка, не слышит. Что ж, положим рукавичку на видном месте. (Оставляет на сцене-столе.) Если вспомнит дедушка, вернется и сразу найдет пропажу. Кто-то идет… листва шуршит. … Да это мышка бежит!» (Жестом показывает на мышку.)
Мышка обнюхивает рукавичку, попискивает.
Педагог: «Что, понравилась рукавичка?»
Мышка: «Да, тут я буду жить».
Педагог: «Вот умница, спряталась от холода. Разрешим ей жить в рукавичке, дети?»
Мышка с согласия детей залезает в рукавичку и выглядывает.
Педагог: «А теперь чьи прыжки в лесу слышны?» (появляется лягушка)
Педагог: «Спросим вместе с лягушкой: кто в рукавичке живет?»
Все вместе: «Кто-кто в рукавичке живет?»
Мышка: «Я мышка-поскребушка, а ты кто?»
Лягушка: «Я лягушка-квакушка, ква-ква-ква».
Лягушка: «Пусти, мышка, меня в домик!»
Мышка: «Иди!» (Обе весело выглядывают из рукавички.)
Педагог: «Сколько их стало?» (двое)
Педагог: «Вдвоем веселее, правда? А теперь чьи прыжки в лесу слышны? (зайчик) Тоже увидел рукавичку и спрашивает.
Зайчик. Кто-кто в рукавичке? Что вы притаились, зверята? Отзовитесь!
Мышка: «Я — мышка-поскребушка».
Лягушка: «Я — лягушка-квакушка. А ты кто?»
Заяц: «А я зайчик-побегайчик. Пустите и меня».
Педагог жестом побуждает зверят и детей сказать: «Иди!»
Педагог: «Сколько их теперь стало?» (Трое)
Педагог: «Втроем еще веселее, чем вдвоем. А кто это так легонько бежит, следы хвостом заметает?» (Лисичка-сестричка бежит) Ведущий: «Заметила рукавичку, хитрая лиса!»
Лиса: «Кто-кто в этой рукавичке?»
Зверята (выглядывают): «Тут мышка-поскребушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик. А ты кто?»
Лиса: «Я лисичка-сестричка. Пустите и меня!»
Педагог: «Кто может сосчитать, сколько зверят в рукавичке? Вам не тесно?»
Педагог: «Почему зверят много, но им не тесно? Потому что они дружные, не мешают друг другу. А кто там еще бежит? (Вызывает волка.) Верно, дети, это волк, он тоже нашел рукавичку. Хочешь узнать, кто в рукавичке?
Волк: «Кто-кто в рукавичке живет?»
Звери отвечают (дети могут самостоятельно ответить за животных)
Волк: «Да я же волчок — серый бочок, р-р-р! Пустите и меня!»
Волк прячется в рукавичку.
Педагог: «Как вас много! Все вместе попробуем вас сосчитать: один, два, три, четыре, пять. А рукавичка-то как растянулась! То была маленькая, а теперь, дети. большая. Прислушайтесь, кто-то тяжелый бежит, да как хрюкает! Верно, тоже хочет на зиму дом найти» (Выбегает кабан).
Кабан: «Хро-хро-хро. Кто-кто в этой рукавичке?»
Дети отвечают за животных, и спрашивают, кто это.
Кабан: «Я кабан-клыкан, хро-хро-хро. Пятачком землю рою, вкусные корешки отыскиваю, всех прокормлю».
Педагог: «Много их. В тесноте, но не в обиде. Посмотрите, все веселые, никто не жалуется! Прислушайтесь: трещат кусты, тяжело ступает да ревет кто-то. Что делать? Кто в лесу, каждый к рукавичке спешит.
Появляется медведь.
Педагог: «Тебе что, Миша, тоже погреться?»
Медведь: «Кто-кто в рукавичке живет?»
Педагог: «Дети, помогите зверятам, а то Миша стар да немного глуховат».
Дети помогают ответить.
Медведь: «Гу-гу-гу! Как вас много! А я - медведюшка-батюшка. Пустите и меня».
Зверята: «Куда мы тебя пустим, когда и так тесно?»
Педагог: «Что же нам делать, дети? Как поступим с Мишей? Может, пустим его хотя бы с краю? Влез медведь — семеро стало. Не лопнет ли рукавичка?»
Слышен лай собаки, возвращается дед.
Дед: «Где моя рукавичка? (Ищет.) Ищи, Гавкуша! Дети, помогите найти рукавичку, руки замерзли. Да вот она, еще и шевелится. Ой, да кто это в ней?»
Собачка лает в рукавичку. Зверята разбегаются в разные стороны. Дед незаметно забирает рукавичку и уходит.
Педагог: «Где же рукавичка? Приходите, зверята, к нам еще в гости, а то и на всю зиму. Потеснимся, дети? Всем хватит места? Наши дети — дружные ребята. Они знают: «Товарища всегда выручай».
Затем педагог предлагает детям самим разыграть спектакль самостоятельно. Детям предлагается выбрать роли, педагог в случае затруднения подсказывает детям слова. Педагог в ходе работы контролирует, чтобы дети соблюдали выразительность речи, передавали роль с помощью интонации и мимики.
3. В итоге занятия педагог предлагает детям ответить на вопросы:
- кто были героями сказки?
- какой предмет участвовал в сказке?
- почему про животных мы спрашиваем «кто?», а про рукавичку «что?». Педагог знакомит детей с понятием «слово-предмет». Дети самостоятельно подбирают подходящие «слова-предметы», которые использовались в данной сказке.