Eлена Колпакова
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми с ОНР 6–7 лет «Дифференциация звуков «[С]-[Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Дифференциация звуков «С-Ш»
Цель: закрепить правильное произношение слогов, слов и предложений со звуками [С] – [Ш] .
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам и соотносить их с буквами;
- уточнить артикуляцию и характеристикузвуков[С], [Ш];
- закрепить навык правильного произношения звуков[С], [Ш]
на материале слогов, слов, предложений.
Темочки:
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические конспекты занятий
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие:
- совершенствовать фонематическое восприятие;
- развивать межполушарное взаимодействие;
- активизировать точки на стопе;
- развиватьзрительно-пространственные ориентациии чувство ритма,;
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивации к занятиям;
- воспитывать навык сотрудничества, умения аргументировано объяснить свои действия.
Оборудование: аудиозапись песни «Буги-вуги», массажная дорожка, конверты с заданиями, буквы С и Ш. символы – характеристики звуков «С» и «Ш». ребус: (кот, утка, банан). Куб с открывающейся стороной, сундук, картинки со звуками «С» и «Ш», 2 куклы, игрушка – солнышко, мяч, звуковые домики, карточки со словами.
Предварительная работа: решение ребусов, использование различных видов здоровьесберегающих технологий; заучивание скороговорок, составление предложений с любым заданным словом, отгадывание и составление загадок.
Речевой материал: активизация слов: ум, смелость, решительность, дружба, взаимопомощь, смекалка…
Скороговорка «Пастушок к пастушке спешит. Пастушок пастушку смешит».
Используемые технологии: квест-игра, массаж стоп, гимнастика Брейн-Джим, ИКТ (аудиозапись, телефонное сообщение, элементы ТРИЗ (рассуждения, поиск решения проблемы)
План занятия
1. Оргмомент
Приглашение пройти квест – игру
2. Гимнастика для мозга. (Технология Брейн-джим)
3. Сообщение цели и правила игры
4. Артикуляционная и звуковая характеристика звуков «С-Ш»;
5. решение ребуса; упражнение «Наоборот»;
6. массаж стопы ног;
упражнение «Подарки куклам» - выделение звуков «С-Ш» в словах
7. Танцевальная пауза с ориентировкой в пространстве.
8. Определение места звуков «С-Ш» в словах
9. Составление предложений с заданным словом.
10. Соотнесение звуков «С» и «Ш» с буквами. Графическое написание буквы
11. Составление мнемодорожки со скороговоркой и заучивание.
12. .Итог занятия с элементами рефлексии.
Ходзанятия
1. Организационный момент.
Логопед:
- Ребята, сегодня я получила смс-приглашение. Нам с вами предлагают квест-игру. Давайте вместе решим, будем мы играть или нет? (Дети решают и дают согласие. Логопед «отправляет» смс-ответ)
- Как вы думаете, чтобы пройти всю игру до конца, что нам понадобится? (ум, смелость, решительность, дружба, взаимопомощь, смекалка)
- Нам надо настроится на игру. И я думаю, что гимнастика для мозга нам не помешает.
2. Гимнастика для мозга.
Перекрёстные движения на активизацию взаимодействия обоих полушарий мозга.
(В это время приходит смс)
3. Сообщение цели
- Вот и ответ. Нам прислали правило игры (читает):
«Нужно найти и выполнить все задания, чтобы собрать скороговорку. После правильно выполненного задания, мы будем находить части (фрагменты) скороговорки.
4. Станция «Отгадай-ка»
Первое задание найдёте, если отгадаете загадку.
Прибили к стенке ловко,
Теперь я стала… (полка)
(Ищем на полке задание и находим конверт. Читаем)
- Найдите отличие в словах МИСКА и МИШКА.
(Дети называют звуки «С» и «Ш»)
-Чем отличаются эти звуки?
(Дети самостоятельно дают артикуляционную и звуковую характеристики, выставляя нужные символы к буквам. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Под коробочкой с символами находится часть скороговорки с цифрой 1 и название следующей станции.
5. Название станции читаем вместе с детьми: «Наоборот»
Логопед: Как нам найти эту станцию? Смотрите, картинки. Может они нам помогут? (Дети делают предположение. .Если никто не догадался, то помочь наводящими вопросами:
-Ребята, может это зашифрованное слово? Помните, мы с вами ребусы отгадывали. Давайте попробуем прочесть.)
Дети отгадывают ребус, читая слово по первым звукам (кот, утка, банан- КУБ)
Ищем в группе «волшебный» куб. Внутри куба задание.
Задание 2: «Скажи наоборот» (упражнение с мячом)
• Слоги : СА- (ША) ШО- (СО) СА-СО –(ША-ШО) СТА –(ШТА) …
• Слова сок – шок, сутки — шутки каска — кашка касса — каша маска — Машка, солить- шалить, шитый - сытый, мишка -миска, башня -басня, уши -усы, шуметь -суметь, пашу -пасу, шкала -скала, крыша -крыса.
После выполненного задания дети находят в кубе фрагмент скороговорки с цифрой 2.
Логопед: Куда же нам теперь идти? Может эта дорожка нам покажет следующую станцию?
Дети идут по массажной дорожке и находят сундук.
6. Ребята, станция называется «Подарки».
Открываем сундук. Там картинки и две куклы.
Логопед читает задание:
«Подарите картинки куклам. Кукле Свете - картинки со звуком «С», а кукле Маше – картинки со звуком «Ш».
Дети «дарят» картинки и объясняют, почему они подарили той или иной кукле.
На дне сундука дети находят ещё один фрагмент скороговорки с цифрой 3 и указание к следующей станции.
Это комплекс простых
Упражнений для всех,
Улучшает здоровье
Без особых помех.
Это танец особенный,
Зрелищный вид,
На него и ленивый
Свой взор обратит.
7. Станция «Танцевальная» -
Дети танцуют под песню «Мы танцуем буги вуги»
Руку правую вперед, а потом ее назад.
А потом опять вперед и немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге
И в ладоши хлопаем вот так.
Буги-вуги окей! Буги-вуги окей!
Буги-вуги окей! Буги-вуги окей!
Руку левую вперед, а потом ее назад.
А потом опять вперед и немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги, поворачиваем в круге
И в ладоши хлопаем вот так.
Буги-вуги окей! Буги-вуги окей!
Буги-вуги окей! Буги-вуги окей!
Логопед: Вы так замечательно танцевали, но пора продолжить игру.
-Смотрите новая станция. Только как называется, не могу разобрать, все буквы рассыпались.
Дети помогают собрать слово «ДОМ».
8. Станция «Дом»
На магнитной доске 3 домика. Дети берут по одной картинке и распределяют их в нужный домик, находя место звука в слове.
За одним из домиков часть скороговорки с цифрой 4.
Логопед: Ребята, вы хорошо справились ещё с одним заданием и смотрите, над домиками появилось солнышко (в руках логопеда игрушка солнышко).
Вот и новая станция.
9. Станция «Солнечная».
Задание4. Составьте предложения со словом «Солнышко».
Дети составляют предложения, передавая солнышко друг другу.
Затем солнышко дарит фрагмент скороговорки с цифрой 5 и провожает детей к новой станции «»Пиши-читай».
10. Станция «Пиши-читай»
Логопед: Как вы думаете, ребята, какое нас ждёт задание на этой станции? (Дети рассуждают)
Логопед: Давайте проверим. (открывают коробочкуи достают карточки. На карточках напечатаны слова с пропущенными буквами С и Ш. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Логопед: Что-то здесь не так. Слова какие-то странные, непонятные. (Дети догадываются, что не хватает букв и предлагают дописать их).
Логопед: Вот и последний фрагмент с цифрой 6
11. Дети по цифрам составляют мнемодорожку.
Логопед: Ребята, вот мы и сложили скороговорку. Давайте произнесём её
«Пастушок к пастушке спешит, пастушок пастушку смешит»
Дети произносят скороговорку.
12. Итог занятия с элементами рефлексии
Логопед: Вот мы и прошли все испытания.
Трудными были задания?. Какое понравилось больше всего?
За вашу смелость и находчивость нам пришла посылка с
сушками. (Дети угощаются сушками).