Илякова Юлия
Диагностика уровня сформированности у старших дошкольников представлений о целостном образе лидера
▼ Скачать + Заказать документы
Лидер - лицо, способное воздействовать на других в целях интеграции совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов данного сообщества, в общественной жизни, лидера, как центральную, наиболее авторитетную фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период. [1]
Термин (лидер) имеет два значения: - индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения внутригруппового интереса) качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным (эталоном, к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы, влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности (т. е. идеальном представлении других членов группы. [ 2]
Темочки:
Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе старшей дошкольной группы МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 25 «Светлячок» г. Ельца, Липецкой области. Для данного исследования была отобрана группа из десяти детей старшего дошкольного возраста.
Цель – определение уровней сформированности у дошкольников представления о целостном образе лидера.
Задачи:
- разработать критерии, показатели и уровни о целостном развитии лидера у дошкольников;
- разработать содержание диагностического эксперимента;
- представить результаты в таблице (в общем виде, в % соотношении).
В ходе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие методы эмпирического исследования: наблюдение, социометрия, беседа с педагогом группы, тест «Кто вы?» выявление личностных качеств лидера, методика «Какой я?» выявление самооценки дошкольника.
Первым этапом изучения лидерских качеств у дошкольников явилось наблюдение.
В ходе констатирующего этапа эксперимента нами было использовано наблюдение, которое проводилось в естественных условиях, в течение одной недели. Мы изучали проявление лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста. Наблюдение проводилось в процессе совместной деятельности взрослых и детей и в период самостоятельной деятельности детей. Наблюдение за детьми показало: среди изучаемых нами детей двое постоянно стремились к лидерству, другие пять детей – не во всех видах деятельности стремились к лидерству. У остальных пяти – вообще не проявляли стремление к лидерству. Результаты исследования были занесены в протоколы, где отражались индивидуальные показатели формирования лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста. Для определения уровней лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста, нами были использованы критерии и показатели, предложенные Е. И. Тихомировой [5 ], которые помещены в таблице №1.
Таблица 1
Критерии и показатели лидерских качеств
Критерии лидерских качеств Показатели Качественные показатели Количественные показатели
Коммуникательность Имеет много друзей - сверстников, получает удовольствие от общения с ними Имеет много друзей 3
Имеет мало друзей 2
Не имеет друзей 1
Участвует в делах группы; любит коллективные игры Активно участвует 3
Участвует в зависимости от ситуации 2
Редко участвует 1
Легко общается со взрослым Легко общается со взрослыми 3
Общается со взрослым в зависимости от ситуации 2
Испытывает затруднение 1
Творческий потенциал Любит искать и пробовать новое Любит искать и пробовать новое 3
Ищет и пробует с помощью взрослых 2
Не любит искать и пробовать новое 1
Готов к выдвижению идей, предложений Готов к выдвижению идей, предложений 3
Выдвигает идеи и предложения с помощью взрослых 2
Не готов 1
Активность Умение действовать энергично Действует энергично 3
Действует энергично в зависимости от ситуации 2
Пассивен 1
Знает как преодолеть трудности Знает как преодолеть трудности 3
Преодолевает трудности в зависимости от ситуации 2
Не знает 1
Проявляет настойчивость при решении проблемы Проявляет настойчивость при решении проблемы 3
Частично проявляет настойчивость при решении проблемы 2
Не проявляет 1
Организаторские способности Самостоятельно организовывает игру Умеет самостоятельно организовывать игру 3
Организовывает игру с помощью взрослых 2
Не умеет 1
Стимулирует работу своих товарищей Всегда стимулирует работу своих товарищей 3
Стимулирует работу своих товарищей в зависимости от ситуации 2
Не умеет 1
Тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей Всегда тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей 3
Не всегда тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей 2
Не осуществляет 1
При процедуре обработки данных, по протоколам наблюдения, определялся качественный показатель формирования лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста, а также количественный.
Суммировав количество проявлений лидерских качеств, мы установили следующие уровни формирования представления о целостном образе лидера у детей старшего дошкольного возраста: низкий уровень (НУ, средний уровень (СУ) и высокий уровень (ВУ).
Ниже представим содержание наполнение уровней лидерских качеств у дошкольников, выявленных в процессе наблюдения за ними в разных видах деятельности.
Высокий уровень - качественный показатель: коммуникабелен - имеет много друзей, участвует в делах группы, любит коллективные игры, легко общается со взрослыми; творческий потенциал - любит искать и пробовать новое, готов к выдвижению новых идей, предложений; активен - действует энергично, знает как преодолеть трудности, проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности - умеет самостоятельно организовать мероприятие, стимулирует работу своих товарищей, тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей; количественный показатель более 22 баллов. Баллы мы получили по следующей методике: мы разделили качественные показатели на 3 уровня и к ним проставили количество баллов.
Средний уровень - качественный показатель: имеет мало друзей, участвует в зависимости от ситуации в делах группы, общается со взрослыми в зависимости от ситуации; творческий потенциал - ищет и пробует новое с помощью взрослых, выдвигает идеи и предложения с помощью взрослых; активность - действует энергично в зависимости от ситуации, преодолеть трудности в зависимости от ситуации, частично проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности - может организовать мероприятие с помощью взрослых, стимулирует работу своих товарищей в зависимости от ситуации, не всегда тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей; количественный показатель 11 – 13 баллов.
Низкий уровень - коммуникабельность - не имеет друзей, редко участвует в делах группы, испытывает затруднения в общении со взрослыми; творческий потенциал - не любит искать и пробовать новое, не готов к выдвижению новых идей, предложений; активность - пассивен в деятельности, не знает как преодолеть трудности, не проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности - не умеет организовывать мероприятия, не умеет стимулировать работу своих товарищей, не умеет осуществлять контроль за деятельностью своих товарищей, количественный показатель менее 10 баллов.
По итогам проведения наблюдения нами были получены следующие результаты в группе (см. приложение №1.)
На втором этапе констатирующего эксперимента была проведена беседа с детьми с целью изучения их представления о лидерских качествах личности методика «Социометрия». [3 ]
Вопросы задавались для выявления лидеров в старшей группе со слов детей.
- С кем ты хотел (а) бы дружить, а с кем дружить никогда не станешь?
- Кого ты позвал (а) бы к себе на день рождения, а кого ни за что не позовешь?
- С кем ты хотел (а) сидеть за одним столом, а с кем нет?
Старшие дошкольники достаточно осознанно отвечали на вопросы о том, кого из сверстников они предпочитают, а кто не вызывает у них особой симпатии. В результате беседы с детьми из данной группы предполагаемые лидеры получали определенное количество положительных и отрицательных выборов со стороны своих сверстников. Ответы детей были занесены в протокол.
Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).
В ходе этой методике было выявлено. Дети были разделены на 3 группы:
- популярные (высокий уровень) - дети, получившие наибольшее количество (более четырех) положительных выборов;
-предпочитаемые (средний уровень) — дети, получившие два – три положительных выбора;
- отвергаемые (низкий уровень) — дети, получившие в основном отрицательные выборы.
Высокий уровень – 2 (20%)
Средний уровень -5 (50%)
Низкий – 3 (30%)
(См. приложение №2)
Следующим этапом констатирующего эксперимента было изучено мнения педагога о лидерах в группе дошкольников.
Текст беседы с педагогом представлен в (приложении №2).
В ходе беседы с педагогом выяснилось в группе присутствуют дети с проявлением лидерских качеств. Эти дети больше всего стараются организовывать игры, активны в процессе обучения, сверстники тянутся к ним, дошкольники творчески более развиты, чем другие дети. Педагог из этой группы выделил 10 детей которые по её мнению являются лидерами. (См. приложение №3)
Следующая методика тест «Кто вы?» выявить личностные качества лидера.
В этой методике были предложны геометрические фигуры, которые старшие дошкольники должны расставить в зависимости от их отношения к этим фигурам: «нравится», «не совсем нравится», «не нравится».
Каждая фигура в этой методике определяет качества личности.
Круг – качества доброжелательности; квадрат – трудолюбие; прямоугольник – любознательность; треугольник - символизирует лидерство; зигзаг – творчество. [6 ]
Подробно данная методика представлена в (проложении№4.)
Заключительным этапом в изучении и диагностики уровней представлений о целостном образе лидера у дошкольников была методика «Какой я?», предполагавшая выявить самооценку дошкольника. [ 4]
Эта методика предназначена для определения самооценки дошкольника. Пользуясь протоколом детям задавались вопросы как он себя воспринимает и оценивает по 5 различным положительным качествам личности предложенные Е. И. Тихомировой. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, представлены в соответствующем протоколе, а затем были переведены в баллы.
Высокий уровень – (4 – 5баллов).
Средний уровень – (2 – 3 балла).
Низкий уровень – (0 - 1 балл).
(см. приложение №5)
После проведения названных методик не безъинтересно выявить, из каких источников дети узнали о сущности лидера.
Предлагаемые ответы:
А) самостоятельное наблюдение за действием лидера (в сказках, в мультфильмах, в книгах и т. д.);
Б) из рассказов и дискуссий с родителями;
В) из бесед с педагогом;
Г) не смогли пояснить как они понимают сущность лидера.
Высокий уровень - 2 (20%)
Средний уровень -4 (40%)
Низкий уровень – 4 (40%)
Исходя из этого, мы выделили следующие критерии оценки уровня представления о целостном образе лидера у старших дошкольников.
1. Все 4 методики совпадают по показателям.
2. Имеются расхождения между мнением детей и остальными методиками.
3. Расхождение заметное (почти не соответствуют 4 методикам).
Уровни по методикам.
На высоком уровне – 30% дошкольники имеют много друзей, активно участвуют в делах группы, легко общаются со взрослыми, любят искать и пробовать новое, готовы к выдвижению идеи, умеют действовать энергично, знает как преодолевать трудности, проявляют настойчивость при решении проблем, стимулируют работу своих товарищей, тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей. Популярные среди своих сверстников. Выбрали по методике фигуру соответствующую лидеру, по выявлению определения самооценки все качества присутствуют.
Средний уровень – 50% имеет мало друзей, участвует в зависимости от ситуации в делах группы, общается со взрослыми в зависимости от ситуации; творческий потенциал - ищет и пробует новое с помощью взрослых, выдвигает идеи и предложения с помощью взрослых; активность - действует энергично в зависимости от ситуации, преодолеть трудности в зависимости от ситуации, частично проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности - может организовать мероприятие с помощью взрослых, стимулирует работу своих товарищей в зависимости от ситуации, не всегда тактично осуществляет контроль за деятельностью своих товарищей. Предпочитаемые среди своих сверстников. Выбрали по методике фигуру не соответствующую лидеру, по выявлению определения самооценки все качества присутствуют.
Низкий уровень – 20% коммуникабельность - не имеет друзей, редко участвует в делах группы, испытывает затруднения в общении со взрослыми; творческий потенциал - не любит искать и пробовать новое, не готов к выдвижению новых идей, предложений; активность - пассивен в деятельности, не знает как преодолеть трудности, не проявляет настойчивость при решении проблемы; организаторские способности - не умеет организовывать мероприятия, не умеет стимулировать работу своих товарищей, не умеет осуществлять контроль за деятельностью своих товарищей. Отвергаемые среди своих сверстников. Выбрали по методике фигуру не соответствующую лидеру, по выявлению определения самооценки не все качества присутствуют.
Таким образом, в ходе констатирующего этапа нашей исследовательской работы, использовав, следующие методы: наблюдение, социометрия, беседа с педагогом группы, тест «Кто вы?» выявление личностных качеств лидера, методика «Какой я?» выявление самооценки дошкольника., мы выяснили, что дети группы имеют средний уровень формирования представления о целостном образе лидера. Для формирующего этапа исследования мы обозначили группу как экспериментальную.
Всё выше сказанное позволяет нам говорить о недостаточном формировании представления о целостном образе лидера у старших дошкольников и определиться в дальнейшем ходе нашего исследования, предполагающего использование: беседа о представлении целостного образа лидера, рассказ (отрывок) о лидерах, видео на этапе формирующего эксперимента в формировании представления о целостном образе лидера у старших дошкольников, также работа с родителями: анкета, беседа, рекомендации.
Проанализировав различные технологии представления о целостном образе лидера у старших дошкольников, такие как: беседа о представлении целостного образа лидера, рассказ (отрывок) о лидерах, видео.
Таким образом, мы определили цель формирующего этапа эмпирического исследования – сформировать у детей представление о сущности целостного образа лидера.
Список литературы
1. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В. Г. Асеев. - М. : Мысль, - 2000.
2. Бердюгина О. Г. Социология лидерства: методические рекомендации к спецкурсу [Текст] / О. Г. Бердюгина. - Екатеринбург, - 1998.
3. Методики социально-психологической диагностики личности и группы. — М., 2002.
4. Учебное пособие: Психология Немов Р. С. Книга 3 Психодиагностика. М., - 2001.
5. Тихомирова Е. И. Социальная педагогика. [Текст] / Е. И. Тихомирова. - М., - 2005.
6. Электронный ресурс http://ped-kopilka.ru/psihologija/vyjavlenie-liderov-v-kolektive.html