Шабунина Лидия
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [ш] и [щ] для старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [ш] и [щ] для старших дошкольников с ОНР III
Тема: дифференциация звуков [ш] и [щ].
Цель: вырабатывать дифференциацию звуков [ш] и [щ].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1) Формировать умения различать звуки [ш] и [щ] в слогах, словах, предло-жениях;
2) Развитие фонематического слуха на восприятие и различение звуков [ш] и [щ] в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [ш] и [щ] для старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2020
4) Развивать навыки звуко - буквенного анализа и фонематического восприя-тия.
5) Различение букв Ш-Щ в слогах, словах, предложениях;
6) Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.
Коррекцuонно-развивающие:
1) Развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;
2) Развитие фонематического слуха;
3) Развитие мелкой моторики пальцев рук:
Коррекционно-воспитательные:
1) Воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
2) Развивать навыки работы в группе.
Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, ситуативные картинки, буквы-фигурки, счётные палочки, карандаши; раздаточные карточки с предложением для анализа и текстом «Даша и щенок Шарик».
Ход занятия
Этапы занятия Содержание
1 Организационный момент
Введение темы занятия
Л. : Ребята, послушайте слова: шапка, машина, камыш. Что общего у этих слов?
(В этих словах есть звук [ш]).
Л. : Послушайте чистоговорку. Назовите повторяющийся звук.
Ща-ща-ща – в реке поймали леща.
(Часто повторяется звук Щ).
Л. : Сегодня на занятии будем учиться различать звуки [ш]-[щ] и буквы Ш, Щ.
2 Артикуляционная гимнастика
Логопед вместе с детьми выполняет основ-ные артикуляционные позы для шипящих звуков: чашечка, лопата, вкусное варенье, отработка поз с выдохом.
Основная часть
3 Уточнение и сравнение артикуляции
(перед зеркалом)
Внимание детей обращается на то, что при произнесении звука [Ш] губы округляются и слегка выпячиваются вперед, язык (поднят) в форме чашечки за сомкнутыми зубами. При произнесении звука [Щ] язык опускается вниз, уголки губ плотно сжимаются.
Упражнение «Узнайте звук». Логопед без-звучно произносит звуки [ш]-[щ], а дети, ориентируясь на положение губ, угадывают произнесённый педагогом звук.
4 Сравнительная характеристика звуков [ш]-[щ] Обращается внимание детей на то, что звук [ш] - всегда твёрдый, в схеме всегда обозна-чаем синим квадратиком; звук [щ]- всегда мягкий, всегда обозначаем его зелёным квадратиком. Оба звука глухие, шипящие.
5 Сравнение букв Ш и Щ
Обсуждение схожих и отличающихся эле-ментов обеих букв.
а) «написание» в воздухе,
б) складывание из счетных палочек;
6 Развитие фонематического слуха
На доске картинки и буквы Ш, Щ.
Л. : Сначала надо назвать картинки со звуком [ш] и разместить их под буквой Ш, потом назовите картинки со звуком [щ] и прикрепите картинки под буквой Щ.
Логопед уточняет значение незнакомых слов.
Картинки: щётка, шапка, щепка, шар, каша, ящерица, камыш, калоши, овощи, клещи, уши, душ.
7 Физминутка.
1) Звук [ш] протяжно звучит, (руками раздувать шар.)
А [щ]- прерваться спешит (шар лопнул).
Звук [ш] можно тянуть (руки тянуть, как гармошку).
Звук [щ] спешит улизнуть (руки опустить).
2) Мяч подскакивает вверх. Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Тише, тише, мяч устал,
Прыгать мячик перестал
И под парту закатился. (Ходьба на месте.)
Ну и мы за стол садимся. (Дети садятся за парты.)
8 Упражнение «Закончите слово» Л. : К данным слогам добавьте слоги ША или ЩА, назовите получившееся слово:
ПИ… (ЩА)
РО… (ЩА)
ГУ… (ЩА)
КА… (ША)
МА… (ША)
9 Развитие навыков образования прилагательных Логопед показывает картинки и задаёт вопросы:
-Этот человек спешит на работу. Какой он? (Спешащий.)
-Звуки Ш, Ж, Ч, Щ произносятся с шипением. Значит, какие они? (Шипящие.)
- Бумага, которая шуршит. (Шуршащая бумага.)
-Фантик, который блестит. Какой он?
10 Дифференциация в предложении
Маша любит овощи.
В каком слове «спрятался» звук [ш] и [щ]?
11 Дифференциация в тексте
Л. : Послушайте рассказ.
Даше подарили щенка. Девочка назвала его Шарик. Шарик подрос и провожал Дашу в школу каждый день.
Ответьте на вопросы. а) Как Даша назвала щенка? б) Что умел делать Шарик?
Прослушивание пересказа.
12 Итоги занятия
Л. : Какие звуки и буквы мы учились различать?
- Чем отличаются звуки [ш]-[щ]?
(Ш – всегда твёрдый, Щ – всегда мягкий).
- Чем похожи и чем отличаются буквы Ш и Щ? (У обеих букв три «зубца» — этим они похожи, но у буквы Щ есть петелька – этим она отличается от буквы Ш).
- Вы сегодня хорошо потрудились — молодцы!
13 Домашнее задание
Назвать картинки и определить, какой из звуков [ш]-[щ] в них «живет» (Кошка, мешок, щетка, вешалка, борщ, щенок).