Людмила Владимировна Скоробогатова
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [с] и [ш] для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Дифференциация звуков [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях
«У нас Смешарики в гостях».
Цель: совершенствование навыков дифференциации свистящих и шипящих звуков в слогах, словах и предложениях, развитие связной речи через использование элементов мнемотехники.
Задачи:
1. Коррекционно-развивающие:
• закреплять умение сравнивать, различать и правильно произносить звуки [с] и [ш] в слогах, словах, фразах по акустическим и артикуляционным признакам;
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [с] и [ш] для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
• учить определять позицию звука в слове;
• развивать фонематический слух, мелкую моторику.
2. Коррекционно-образовательные:
• повышать познавательную и речевую активность детей;
• обогащать словарный запас;
• отрабатывать навык использования разных форм мнемотехники при составлении характеристики звуков, придумывании истории;
• развивать психологическую базу речи: слуховое и зрительное внимание, память, мышление.
3. Коррекционно-воспитательные:
• воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, желание помогать другим;
• формировать положительную учебную мотивацию.
Оборудование: мультимедийная установка с презентацией, запись с музыкой из мультфильма, столы, стулья, изображения героев мультфильма, разрезанных в форме пазлов на каждого ребенка, мнемотаблицы характеристики звуков, карточки-связки для составления истории.
Раздаточный материал: таблицы с незаполненными символами звуков, подносы со значками звуков [с] и [ш], напальчники с изображениями Смешариков, значки-оценка занятию: радостный смешарик и грустный.
Ход занятия:
1 часть. Организационный момент
Дети входят в группу, приветствуют логопеда.
Логопед здоровается с детьми и предлагает обратить внимание на экран. На нём появляется Лосяш – герой мультфильма «Смешарики» - (анимация)
Лосяш: «Меня зовут Лосяш (нечетко произносит звуки [с] и [ш]). Мои друзья ждут от вас помощи. Они затрудняются правильно произносить некоторые звуки. Это звуки [с] и [ш]. И вокруг многие не понимают, о чем они говорят».
Логопед: Пройдите к столам. Сложите пазлы, и вы узнаете, кому вы будете помогать.
/По мере выкладывания пазлов, на экране появляются персонажи мультфильма/
- Дети, стоя около столов, складывают из пазлов изображения героев мультфильма «Смешарики» и называют их.
Логопед: Кому ты будешь помогать, знаешь имя? Ребёнок: Крош. …. /Дети называют имена «помощников». (спросить каждого)/.
Логопед: А теперь я буду называть имена героев мультфильма, а вы, если услышите в имени звук [ш], топните ногой, если звук [с] – хлопните в ладоши: …Крош, Потапыч, Совунья, Бараш, Нюша, Ёжик, Кар-Карыч, Копатыч, Пин, Лосяш. /Дети выполняют/. Вы были очень внимательными.
(Звучит музыка из мультфильма «Смешарики» - появляются все персонажи мультфильма) Логопед: Из какого мультфильма эта музыка? Дети: «Смешарики»
Логопед: Полюбуйтесь, вот они все вместе. Помните их? Все их называют … Дети: Смешариками.
Логопед: Смешарики написали письмо: /появляется на экране письмо/
«Мы знаем, что звуки [с] и [ш] – очень трудные, но Вы, ребята, уже научились их произносить. Мы тоже хотим этому научиться. Поэтому просим вас составить таблицы об этих звуках, нам будет легче правильно произносить их».
Логопед: Сегодня мы вспомним всё о звуках [с] и [ш], чтобы Смешарики научились правильно и красиво говорить, а ещё будем упражняться в правильном произношении этих звуков, когда они находятся в одном слове. Это сложно, но мы постараемся, да?
II часть. Основная.
2.1. Актуализация имеющихся знаний у детей.
Логопед предлагает детям пройти за столы, сесть на места
Логопед:. Вначале поговорим о том, что мы знаем о каждом из этих звуков. Какой звук я выделяю голосом в имени Крош? Дети: Звук [ш].
Логопед: Скажите, есть ли звук [ш] в именах других героев, которых я называла? Дети: Не во всех именах. Логопед: Назовите тех, в имени которых есть этот звук. Произносите звук [ш] четко. Дети называют: Нюша, Бараш, Лосяш.
2.1.1. Упражнение «Расскажи о звуке».
Логопед: Предлагаю рассказать про звук [ш]. Есть в имени «Нюша» звук [ш]? Где стоит этот звук? Дети: В середине слова. Логопед: Нюша, ты слушай и запоминай. Помните, когда мы с вами говорим о каком-либо звуке, нам помогает таблица про этот звук? А сегодня вы для каждого из Смешариков сами составите таблицу, и мы отправим её героям мультфильма. У вас в контейнерах лежат символы, значки звуков. Вы находите нужный и раскладываете на карточке. Первый символ – это на что похож звук. Нюша спрашивает, какой значок надо взять? Дети: С изображением змеи, она шипит – ш-ш-ш. Логопед: Уточним: звук [ш] - гласный или согласный? Дети: Согласный, его петь нельзя. Логопед: Продолжайте рассказывать и выкладывать символы этого звука /ответы детей по цепочке/. Дети рассказывают: Губы округлены и слегка сближены,
Зубы выдвинуты вперед. Язык в форме чашечки поднят вверх, к верхним зубам и произносим: ш-ш-ш-ш….
Логопед: Что помогает нам и поможет Смешарикам узнать, куда смотрит язычок? Дети: Стрелка. Продолжай, Света. Ребенок: Когда произносишь звук Ш, воздух теплый, поэтому надо положить символ солнышко.
Логопед: Нюше интересно узнать, какой символ надо подготовить, если знаешь, что звук глухой? Дети: Перечеркнутый колокольчик.
Логопед: Что можно ещё добавить про звук? Дети: Звук [ш]- всегда твердый, обозначается синим квадратом. Это звук обозначается буквой Ш (ша). Буква состоит из четырех элементов.
Логопед: Проверьте, такая таблица для звука [ш] у вас получилась? /выставляется на экране мнемотаблица/ Дети сравнивают свои таблицы с таблицей на экране/.
Логопед: Молодцы. /Логопед фотографирует таблицы/ Я сфотографировала ваши таблицы. Нюша уверена, что у Смешариков этот звук будет получаться хорошо, как у вас.
/появляется на экране Совунья/.
Логопед: Как зовут эту симпатичную особу? Дети: Совунья.
Логопед: Её имя начинается со звука … Дети: Со звука [с]
Логопед: Это её любимый звук. Совунья будет наблюдать, как вы составите таблицу с её звуком и научится сама заполнять таблицу символами. Аналогично дается характеристика звука [с].
Составляем таблицу для Смешариков о звуке [с]. Рассказываем и находим символы звука.
Дети: Берем символ звука - насос. Звук [с] - согласный, он не поется, губы в улыбке, зубы -
заборчиком. Стрелка смотрит вниз, язычок опускаем к нижним зубам и поем с-с-с-с. Если подставим ладошку, почувствуем, что воздух выходит холодный, он отмечается снежинкой. Звук глухой, колокольчик перечеркнут.
Логопед: У звука [с] – есть мягкая пара, это … Дети: Это звук [с,]. Логопед: Как обозначаются эти звуки? Дети: Обозначаются или синим или зеленым квадратом, потому что бывает твердым или мягким. Эти звуки обозначаются буквой С (эс).
Логопед: Проверьте эту таблицу и свою. /выставляется мнемотаблица - характеристика звука/. Всё так же вы составили? Дети проверяют, сравнивают таблицы на экране и свою. Логопед фотографирует таблицы. Логопед: Я довольна вами. Теперь Смешарики сумеют и звуки [с] и [с,] правильно произносить.
2.2. Физкультминутка
/на экране появляются все Смешарики/
Логопед: Посмотрите, какие весёлые Смешарики! Они любят прыгать, веселиться. А мы знаем гимнастику про Смешариков. Научим их, да? Выходите, становитесь в круг.
/Дети проговаривают текст физкультминутки и выполняют движения согласно тексту/
Шарики - смешарики
Любят умываться,
К солнышку лучистому
Любят подниматься.
Влево, вправо наклоняться,
Прыгать, бегать, кувыркаться.
Скачут на носочках.
Надувают щёчки,
Вот какие шарики -
Весёлые Смешарики.
Логопед: Как вы думаете, понравилась гимнастика Смешарикам? Дети: Кажется, понравилась.
2.3. Дифференциация звуков.
Логопед предлагает вновь вернуться за столы.
Логопед: А теперь попробуйте произнести сразу 2 звука: вдохните и на выдохе произносим: с – ш, с-ш, с-ш. Не забывайте, что нужно более четко произносить эти звуки, тогда и получится всё хорошо! /Дети произносят/. Логопед: А теперь наоборот: ш – с, ш – с, ш – с. Произносим вместе четко. А теперь Света, Вадим - индивидуально. Дети, скажите, похожи ли звуки [с] и [ш]? Что у них общее? Дети: Звуки [с] и [ш] – согласные, глухие. Логопед: Какие же вы молодцы! А чем отличаются эти два звука: [с] и [ш]?
Дети: Звук [с] может быть твердым и мягким, обозначается квадратами синего и зеленого цветов, а звук [ш] – бывает только твердым и обозначается 1 квадратом синего цвета.
Логопед хвалит детей: Мне понравилось, как вы отвечаете.
2.3.1. Упражнение «Будь внимательным».
Логопед предлагает детям поучить Смешариков произносить слоги.
Логопед: В них 2 звука [с] и [ш], и поэтому будьте внимательными. Логопед произносит, дети повторяют слоги: САШ, ШАС, ШУС, СУШ, ШОС, СОШ, СЫШ, СЭШ, ШЕС.
Логопед: Смешарикам понравилось, что так у вас хорошо получается, а самое главное - вы правильно произносите звуки.
2.3.2. Развитие фонематического слуха.
Логопед обращается к Смешарикам: Вы знаете, чтобы правильно произносить 2 звука [с] и [ш] в одном слове, нужно слышать их. Вот дети сейчас и покажут.
К детям:
Если услышите 2 звука [с] и [ш] в одном слове – поднимите правую руку.
Смешной, крошечный, шустрый, сушки, самовар, душистый, шест, сухо, шерстяные, вкуснейшие, слышно, солонка, соловушка, поспешно, шелест, свисток, шепот, шерсть, пеструшка.
Логопед: Я довольна вами. Всё правильно выполнили.
3. Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Дети, как вы думаете, сколько Смешариков? /Дети называют количество Смешариков/. Проверим? Давайте поиграем с пальчиками и посчитаем Смешариков. Надевайте на пальчики «своих» Смешариков и начинаем:
Шли Смешарики гулять, пальчиками «идут» по столу
Надо нам их сосчитать.
Раз-Совунья, загибают пальцы поочередно
Два-Бараш,
Три-Каркарыч
И Лосяш,
Пять-Биби,
Шестая-Нюша,
Ежик, Пин, Копатыч, Крош -
Веселей Смешариков хлопают в ладоши
В мире не найдёшь.
Логопед: Сколько всего Смешариков? Дети: 10.
4. Составление истории по мнемосвязкам.
Логопед: Как-то у Совуньи собрались все Смешарики. Она сфотографировала гостей, выслушала, как они добирались к ней, получила подарки. Хозяйка обращается к нам с просьбой: придумать историю про Смешариков по фотографиям – карточкам. Каждая карточка – это продолжение истории. Вот по ним мы будем составлять историю из жизни Смешариков. Но главное условие – чтобы слова со звуками [с] и [ш] произносили четко. Не путали звуки. Особенно это касается слов, в которых есть сразу 2 этих звука. Я начну, а вы будете продолжать. Дети вместе с логопедом составляют по связкам предложения, объединяя их в совместную историю о Смешариках. Карточки выставляются на доске.
Логопед: Однажды Совунья пригласила Смешариков в гости. В этот день светило яркое солнышко…
1 ребёнок. Крош добрался на автобусе и подарил красивые цветы.
Логопед: Добавить можно слово с 2-мя звуками [с] и [ш] «душистые». Что получилось?
Ребёнок: Крош добрался на автобусе и подарил красивые и душистые цветы.
Логопед: Сережа, продолжай.
2 ребенок. Нюша приехала на автомобиле и привезла Совунье мольберт, чтобы рисовать красивейшие пейзажи.
Логопед: Свою карточку помести на доске.
3 ребенок. Бараш прилетел на самолёте, подарил шапочку.
Логопед: Уточни, какую? Ребенок: пушистая и шерстяная.
Логопед: Получилось… Ребёнок: Бараш прилетел на самолёте, подарил Совунье пушистую и шерстяную шапочку
4 ребенок. А Лосяш прибежал пораньше и приготовил фруктовые салаты.
Логопед: Подбери слово с 2-мя звуками. Как можно сказать про фруктовые салаты, какие они могут быть?
Ребёнок: Можно добавить слово «вкуснейшие». Лосяш прибежал пораньше и приготовил вкуснейшие фруктовые салаты.
5 ребёнок. Ежик прикатил на самокате и привез всем мороженое.
Логопед: Могу предложить тебе слово «прекраснейшее». Скажи все предложение вместе с этим словом.
Ребёнок: Ежик прикатил на самокате и привез всем прекраснейшее мороженое.
Логопед: Мне хочется продолжить историю вместе с Викой.
Вика: Получила Совунья подарки. Понравились они ей. Поставила на стол самовар и сушки.
Логопед: Угощение получилось на славу и всем понравилось!
Логопед: А закончится история так: Смешарики угостились и стали играть в весёлые и смешные игры, устроили дискотеку. Этот день был очень веселый и радостный.
III часть. Заключительная.
Оценка работы детей
Логопед: Вам понравилась история? Запомнили её? Кто хочет сам рассказать её по нашим всем карточкам? Ребенок пересказывает историю. Молодец, почти все запомнила.
Логопед: Вы сегодня очень хорошо занимались! Что вам больше всего понравилось?
А что было самым сложным? Дети отвечают на вопросы, дают оценку сегодняшнему мероприятию.
Логопед: Главное, что мы научились различать звуки [с] и [ш] на слух, сумели правильно произносить их, когда они в одном слове. После занятия обязательно отправлю Смешарикам ваши таблицы. Им будет приятно. Они поблагодарят вас за помощь. Отметьте, с каким настроением вы закончили занятие. Положите оценку-символ на край стола. /Дети выкладывают смайлики: веселый и грустный, объясняют свой выбор/. Я благодарю вас всех за занятие. Вы – молодцы!
А сейчас предлагаю пройти в комнату Познания и посмотреть мультфильм про Смешариков. Спасибо, до свидания.