Елена Болодурина
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Свойства бумаги и ткани»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область – познавательное развитие.
Цель: Развитие познавательной активности воспитанников в условиях экспериментальной деятельности с разными материалами (бумагой, тканью).
Задачи:
Образовательные:
• Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов.
Темочки:
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Материалы и вещества. Свойства материалов
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Сравниваем бумагу и ткань
- Старшая группа
- Ткань. Изучаем ткань
- Ткань. Свойства, экспериментирование
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
• Уточнить и обобщить представления о свойствах бумаги и ткани, о значении этих материалов в нашей жизни.
• Учить планировать свою деятельность.
• Формировать навыки самооценки и самоанализа.
Развивающие:
• Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
• Развивать речь путем формулирования предположений, гипотез, элементарных умозаключений при подведении итогов, выводов.
• Поддерживать познавательный интерес к экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.
• Воспитывать культуру ведения диалога со сверстниками и с взрослыми участниками эксперимента.
• Воспитывать стремление к самостоятельному получению знаний о рукотворном мире.
Планируемые результаты:
1. Проявляют интерес и положительное отношение к процессу экспериментирования.
2. Выдвигают гипотезы, предположения, находят способы их решения, используя аргументацию и доказательства.
3. Самостоятельно планируют предстоящую в ходе эксперимента деятельность, осознанно выбирают предметы из дерева и металла в соответствии с их качествами, свойствами и назначением.
Виды детской деятельности: игровая, речевая, экспериментальная, трудовая, игровая, двигательная.
Методы и приемы: эксперимент, сюрпризный момент, дидактическая игра, опыты, рассматривание предметов, имитация действий, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.
Активизация словаря: металлический, деревянный, гладкий, холодный, теплый, прочный, хрупкий, шероховатый, шершавый, теплопроводность.
Предварительная работа:
• Просмотр мультфильма «Фиксики-бумага».
• Просмотр презентационных материалов «Как получается ткань»
• Чтение сказок познавательного характера, рассматривание иллюстраций.
• Обсуждение с детьми, что они знают о бумаге и ткани.
Материалы и оборудование: листы бумаги, кусочки ткани, тазики с водой, магнитофон, аудиозапись.
Индивидуальная работа: Оказать пошаговую помощь на каждом этапе эксперимента Ване О.
Предложить выдвинуть предположение об итоге опыта Ване Е.
Вспомнить и закрепить с Настей и Владом П. правила проведения опытов.
Ход занятия:
1. Организационный момент и введение в тему занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня в нашей группе, на полке оказались две коробочки, в которых к нам приходили Ивашка и гвоздь Антошка. И еще здесь есть от них письмо:
«Дорогие ребята, здравствуйте! Большое вам спасибо за то, что вы помирили нас. Мы теперь всюду вместе путешествуем, приходим друг другу на помощь. И вот повстречались нам в одном из наших походов две подружки. Они так же, как и мы раньше, все время ссорятся и спорят, кто же из них лучше. Мы посылаем их к вам, чтобы вы и им помогли разобраться и помириться». Отгадайте загадки и узнаете, что это за подружки.
Загадки:
– Я – белая, как снег, дружу с карандашом, где он по мне пройдет, там след кладет? (ответы детей)
Тут и там, везде есть я, и такая разная.
Из меня одежку шьют, на диван обивку вьют,
Угадали кто такая? (ответы детей)
-Ткань цветная!
Воспитатель достает из коробок бумагу и ткань
- Ребята, давайте поможем двум подружкам.
Реакция детей.
2. Основная часть.
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Что бывает из бумаги или ткани? – Я буду бросать вам мяч и называть материал: бумага или ткань, а вы будете называть мне предмет из этого материала.
Игра «Что бывает из бумаги и ткани»
А теперь подумайте, может ли у нас все быть из ткани и из бумаги? Почему нет? Предлагаю вам проверить это утверждение. Пойдем в нашу лабораторию и проведем несколько опытов с бумагой и тканью.
Опыт «Мокнет – не мокнет»
Возьмите кусочек ткани и листочек бумаги, опустите их в тазик с водой. Что произошло? Все намокло. Ребята, а можно ли после этого дальше использовать ткань? А бумагу?
Вывод: бумага боится воды, а ткань нет.
Ребята, если бы вам предложили сшить себе рубашечку, из какого материала вы бы ее сшили: из ткани или из бумаги?
Опыт «Что крепче»
- Ребята, возьмите бумагу и начинайте рвать. Проделайте то же самое с тканью. Что рвется? Бумага рвется очень легко.
Вывод: ткань крепче, чем бумага.
Физкультминутка под музыку
Лесорубы дерево срубили,
На станке на части разделили,
Чурбачки на щепки порубили, и в растворе долго их варили.
А потом всю жидкость отжимают,
Валиком утюжат, сушат, гладят.
Так выходит чистый лист бумаги,
Для журнала, книги и тетради.
Опыт «Мнется – не мнется»
Ребята, возьмите в руки кусочек ткани и помните его. Мнется? А теперь помните листочек бумаги. Мнется? Что легче смять?
Вывод: бумага сильно мнется, а ткань – нет.
Опыт «След от карандаша»
- Ребята, возьмите по одному листочку и по одному карандашу, проведите карандашом по листочку. Что вы видите? (след) А теперь возьмите по кусочку ткани и повторите то же самое. Что получилось?
Вывод: на бумаге можно рисовать и писать.
Пальчиковая гимнастика
Мы бумагу рвали, рвали.
Мы бумагу мяли, мяли,
Так, что пальчики устали.
Мы немножко отдохнем,
И опять ее порвем.
Опыт «Бумага и ткань горят»
- Что произойдет, если бумагу поднести к огню? Правильно, бумага сгорит. А это – очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму. А ткань, как вы думаете, сгорит? (Да) Поэтому надо быть осторожным с огнем, нельзя подходить к нему с бумагой или тканью.
Опыт «Бумага летает» (дыхательная гимнастика)
- Ребята, как вы думаете, может ли бумага летать? Давайте попробуем, для этого нужно подуть на полоски бумаги. Возьмите их в руки, приготовились – носиком глубокий вдох, чтобы ноздри слиплись, а теперь быстро выдыхаем на полосочку. Что происходит?
А сейчас мы подуем на бумажные комочки, понаблюдаем за их движением.
На комочек дуй легонько,
Будет двигаться тихонько.
На комочек дуй сильнее,
Побежит он веселее.
Вывод: бумага легкая, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.
3. Заключительная часть:
1. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились на занятии?
2. Какие трудности испытывали? Как справлялись с ними?
3. Что было самым интересным и понравилось больше всего?
4. Хотите ли Вы еще участвовать в экспериментах?
Формулируется общий итог познавательной деятельности на занятии, дается общий и поименный анализ вклада детей в общий результат.
Организуется итоговое обсуждение, формируется отношение воспитанников к эмоциональной оценке занятия.
Сравниваются планируемый и полученный результаты, называются причины, если есть их расхождение.