Екатерина Титова
Конспект по экспериментированию в ДОУ. Старший дошкольный возраст. «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни всего живого; развивать логическое мышление, речь.
2. Закрепить у детей умение давать ответ на вопрос путём исследовательской деятельности. Закреплять правила пожарной безопасности,
3. Воспитывать интерес к окружающей действительности, любознательность.
Публикация «Конспект по экспериментированию в ДОУ, Старший дошкольный возраст, „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Материал:
столы, клеёнки, веер, картонки, банка 0, 5л., свечи, спички, воздушные шары (надутые и спущенные, ёмкость с водой и рюмки, шприцы без игл, комочек земли, салфетки, пластиковые стаканчики с кусочками апельсина, чеснока, лимона, лента для игры, повязки на глаза, мыльные пузыри.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, наблюдение за дождевыми червями, надувание шаров, мыльных пузырей, наблюдение за ветром, паром.
Ход деятельности:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем! (воздух)
(Дети отгадывают что это, и объясняют, почему они догадались).
-Для чего нам нужен воздух? (чтобы дышать)
-Можем ли мы его почувствовать, ощутить?
Опыт 1.
- Помахать возле лица веером или картонкой. Что вы ощущаете (ветерок, это и есть воздух. Ветер – это движение воздуха)
-Можем ли мы увидеть воздух? Почему?
Опыт 2
Хотите увидеть воздух? Воздух заполняет пустое пространство. Например, вот эти стаканчики.
1. Что у нас в тазу на столе (вода) Опустите маленький стакан так, как я. Попадает ли в него вода? Почему? Верно, в стаканчике воздух. Он не дает попадать в него воде. А теперь немного наклоните стаканчик. Что вы видите? (пузырьки) А как вы думаете, что в этих пузырьках? (воздух)
2. А что это? (шприцы) можем ли мы с помощью поршня набрать в шприц воздух? (пробуем) Чтобы проверить попал ли воздух внутрь, опустите шприц в воду и надавите поршень. Что происходит? (выходят пузырьки воздуха) Вот так, с помощью опыта мы смогли увидеть воздух, убедились, что он заполняет пустое пространство. А если мы наберем в шприц воду, останется ли там воздух? (нет)
Опыт 3.
Посмотрите, что в этих шарах? (воздух). А как вы думаете, какой шарик легче: надутый или не надутый? (ответы). Если я их подброшу вверх, какой шарик упадет быстрее? (ответы) Проверим? (подбрасываю). Результат: не надутый шар упал быстрее) а почему? (он тяжелее) значит воздух какой? (легкий). А что происходит с надутым шариком? (он летит) то есть воздух движется. Итак, ребята, мы знаем, что воздух: невидимый, прозрачный, бесцветный, легкий, движется.
Физ. минутка «Игра с шарами»
Я предлагаю вам поиграть, используя воздух. С помощью воздуха вам нужно передвинуть шары за эту линию. Нельзя касаться шарика ни какой частью тела.
Опыт 4
- А как вы думаете воздух имеет запах? А давайте проверим. Я завяжу вам глаза, а вы по запаху попробуете угадать, что это? (проводится игра «Угадай по запаху?» апельсин, духи, чеснок, лимон) Итак, вы почувствовали запах того вещества, которое я вам дала понюхать, а воздух без веществ пахнет? (нет) -Воздух не имеет запаха. Скажите, а если разлить какое-то ядовитое вещество, мы почувствуем запах? (да) Это опасно? (да) Почему? (ответы) Так как же нужно обращаться с вредными веществами? (аккуратно, осторожно, в специальных лабораториях, спец. одежде)
Опыт 5.
- Кому нужен воздух? (всем, кто дышит) верно. Давайте попробуем задержать дыхание. (задерживаем). Долго ли мы смогли продержаться без воздуха? (нет) то есть мы не можем жить без воздуха. Воздух нужен всему живому на земле. А есть ли воздух в земле? (ответы) давайте проверим. Опускаем в воду комок земли. Что выходит из земли – пузырьки, а в пузырьках воздух. Почему теперь пузырьки не идут? (вода заполнила землю, воздух кончился). Вспомните после сильного дождя, кто выползает из земли на поверхность? (червяки) Почему они поднимаются на поверхность? (потому что дождь намочил землю, и заполнил водой все дырочки, и там не осталось воздуха.)
Опыт 6.
Сейчас я покажу вам того, кому тоже нужен воздух, без него он очень быстро погибает. Это огонь. Я зажигаю свечу. Как она горит? (хорошо, ярко) а теперь я накрываю свечу банкой. Что происходит? (воздух заканчивается и огонь гаснет) теперь попробуйте вы. Только осторожно. Я зажгу свечи, а вы аккуратно накроете свечу банкой, и уберете руку (опыт повторяют дети). Вывод: огонь без воздуха гаснет. Поэтому небольшой пожар можно потушить, перекрыв доступ воздуха к огню, накрыв место возгорания плотной тканью, например одеялом.
-Ребята, что мы сегодня с вами узнали о воздухе? (ответы детей)
Вывод:
Воздух нужен всему живому организму. Надо его беречь и не загрязнять. Воздух прозрачный и бесцветный, лёгкий, движется, он тёплый и холодный дружит с огнём. Как мы увидели воздух сегодня на занятии? (через пузырьки) сейчас я задам вам вопрос, а вы на него ответите с помощью воздуха. У вас на столах стоят мыльные пузыри. Если вам понравились опыты, которые мы с вами провели, то, пожалуйста, выдуйте мыльные пузыри, а если вам было не интересно, и вам не понравилось, то закрутите баночку с пузырями и отставьте её в сторону. Понравилось ли вам проводить опыты? (действия детей) спасибо вам за оценку. Мне очень приятно и легко было с вами проводить опыты.