Наталья Самохвалова
Конспект НОД «В гостях у четырех Времен Года» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Формировать познавательные представления, связанные с характерными природными сезонными явлениями и чередованием времен года :
названия и последовательность времен года;
узнавать времена года в загадках по описанию их признаков;
образные представления о сезонных явлениях;
время года, на которое приходится день рождения ребенка.
Публикация «Конспект НОД „В гостях у четырех Времен Года“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2016
Развитие познавательных умений:
использование знаково-символических средств (цвет, образ, музыка, движение, стихотворение);
умение отвечать полно, распространенными предложениями;
активизировать в речи детей употребление прилагательных (подбором определений).
Развивать память, воображение, логическое мышление, развивать у детей интерес к природе.
Воспитание групповой сплоченности: осознание своей принадлежности к группе в ходе выполнения коллективных заданий, связанных с временами года.
Материал:
Игровое дидактическое пособие "Круг Времен Года"; пейзажи всех времен года; карточки с образно-символическими обозначениями сезонных явлений: снежинка (символ зимы); подснежник (символ весны); ягода земляники (символ лета); осенний лист (символ осени); загадки о временах года;
воздушные шары синего, зеленого, красного, желтого цвета; листы, карандаши, краски, восковые мелки, фломастеры.
Предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за изменениями в природе при смене времен года. Чтение стихов, рассказов, заучивание народных примет, стихов, отгадывание загадок. Работа с календарём природы. Рассматривание иллюстраций, рисование пейзажей. Аудиозапись голоса птиц, шум ветра.
Ход занятия.
(В гости приходит Мальвина).
Мальвина: Здравствуйте, ребята! (Дети здороваются)
Вы меня узнали?
Дети: Да. Ты Мальвина.
Мальвина: Я хочу предложить вам вместе со мной отправиться в путешествие.
Вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Мальвина: А у кого мы сегодня побываем, вы узнаете отгадав загадку:
Ежегодно приходят к нам в гости :
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (4 времени года)
(Дети отгадывают загадку).
Мальвина: Сегодня мы отправимся в путешествие по Временам года, но сначала вам надо разделится на четыре группы.
(Дети делятся на четверки. Договариваются внутри каждой микрогруппы, кто каким временем года будет.)
Мальвина: И начнем мы….
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Какое это время года?
Дети: Зима.
Мальвина: А потом отправимся.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
Дети: Весна.
Мальвина:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» - приглашаю.
И любят все меня за это,
А зовусь я – …
Дети: Лето.
Мальвина: А закончим мы своё путешествие побывав у.
Несу я урожаи,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь елочек
И сосен. А зовусь я ….
Дети: Осень.
(Дети, отгадав загадку про «своё» время года, выбирают из пособия «Круг Времен Года» часть с изображением "своего" времени года).
Воспитатель: Какое у нас сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Ребята, найдите карточку, на которой изображены признаки зимы. (Дети находят карточку).
Назовите зимние месяца.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Мальвина: Зима, это очень красивое время года. Когда наступает зима, все вокруг становится сказочным. Посмотрите на заснеженные пейзажи (показ слайдов, звукозапись шума ветра, вьюги).
Скажите, какая бывает зима?
( Предположительные ответы детей: снежная, холодная, морозная и т. д.)
Воспитатель: Чем можно заняться зимой?
Дети: Зимой катаются на санках, лыжах, коньках; играют в снежки; строят снежные крепости, лепят снеговиков и зверюшек из снега. (Дети перечисляют и имитируют движения).
Мальвина: Нам пора отправляться в следующее время года.
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой - улей - пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети: Весной. (Находят карточку, на которой изображены признаки весны).
Воспитатель: Что происходит с природой весной?
( Предположительные ответы детей: просыпается, оживает, расцветает и т. д.)
Воспитатель: Назовите весенние месяца.
Дети: Март, апрель, май.
Мальвина: Весна, светлое, радостное время года, вся природа оживает, расцветает, да вы сами посмотрите. (Показ слайдов, звучит музыка – журчание ручья, чириканье воробьев).
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру "Мишка".
Физкультминутка:
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед и назад)
Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)
И трухлявые пеньки. (наклоны в разные стороны)
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся, (погладить себя по животу)
И на бревнышке уселся (садимся).
Воспитатель: Найдите карточку с признаками следующего времени года. (Дети находят, показывают).
С признаками какого времени года вы взяли карточку?
Дети: С летом.
Воспитатель: Назовите летние месяца.
Дети: Июнь, июль, август.
Мальвина: Лето, самое жаркое, сладкое, вкусное время года.
Какие вы знаете ягоды? Назовите летние цветы.
(Дети называют ягоды, летние цветы садовые и полевые) .
Воспитатель: Чем можно заняться летом?
Дети: Летом загорают, купаются, катаются на велосипеде, роликах. (Перечисляют и имитируют движения)
Мальвина: Посмотрите, времена года приготовили вам новое задание.
(На четырех столах разложены разрезные пейзажи каждого времени года. Дети по группам выполняют задание).
Мальвина: Какое время года наступает после лета?
Дети: Осень.
Воспитатель: Что вокруг происходит осенью?
Дети: Все готовятся к зиме, собирают урожай, улетают птицы на юг. Школьники идут в школу.
Воспитатель: Назовите осенние месяца.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Мальвина: Вот мы с вами и совершили путешествие по всем временам года, начали с зимы и вернулись опять в зиму, совершили круг. Давайте черед времен года повторим еще раз.
Логоритмика: "За зимой идет весна"
За зимой идет весна, (дети идут друг за другом по кругу)
Снова будет не до сна. (потягиваются)
За весною будет лето, (взявшись за руки, идут по кругу)
Не забудем мы про это. (грозят пальцем)
А потом приходит осень, (руки на плечи, идут по кругу)
Хоть ее мы и не просим. (пожимают плечами)
А за осенью — зима, (оглядываются назад)
Заморозит всех она. ("греемся")
Мальвина: Во время нашего путешествия мы увидели, что у каждого времени года есть своя особенность. Я предлагаю поиграть в игру и вспомнить характеристики всех времен года.
(Дети встают в круг и передают друг другу воздушный шар, сначала синего цвета – зима. Каждый говорит слово, которое характерно только для зимы, например, снег, санки и т. д. Когда шар сделал круг, ведущий передает зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень).
Мальвина: Наше путешествие окончено.
И мне пора возвращаться в сказку.
До свидания!
(Мальвина уходит. Воспитатель предлагает детям нарисовать любимое время года).