Фролова Ольга
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Спасатели природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
по экологии
в подготовительной группе на тему :
Форма проведения:
(«Путешествие по карте»)
«Спасатели природы»
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие
Цель: обобщить представления детей о типичных экосистемах
(лес, водоем, пустыня).
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия по экологии в подготовительной группе „Спасатели природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
Развивающие: развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.
Обучающие: закрепить знания детей о правилах поведения в экосистемах.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование: географическая карта России (со знаками «СОС!», набор предметов, необходимых в путешествии (компас, карта, посуда, рюкзак, аптечка, головной убор, резиновые сапоги, сотовый телефон, резиновая лодка, удочка, картины «Лес после пожара», «Загрязненная река», оборудование для «очистки» реки, опилки, пенопласт, мини – панорама «Пустыня», зонт от солнца, бутылочки с водой, куклы (дети Саша и Маша, напоминающие знаки, фотоаппарат, журнал «Путевые заметки»; компьютер, проектор, экран, лэпбук «Берегите природу».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие физическое.
Виды детской деятельности в НОД: познавательно – исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная, трудовая.
Методы и приё мы:
Наглядный - использование картинок с изображением деревьев, растений, животных, птиц, насекомых, видео.
Словесный – беседа, обсуждение, художественное слово.
Игровой – дидактическая игра «Если бы я был волшебником».
Практические – использование метода наглядных моделей, проведение опытов.
Планируемые результаты: дети будут активно принимать участие в ходе непрерывной образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, эмоционально реагировать, активно и доброжелательно вести себя в процессе исследовательской, трудовой и коллективной деятельности.
Ход НОД
Воспитатель: Здравствуйте, дорогие друзья! Посмотрите, сколько гостей, давайте поздороваемся с ними. Вместе: Здравствуйте!
Воспитатель: Ключ, который открывает замки в душах людей, - это улыбка. Красиво улыбаться нужно уметь. Сейчас мы подарим друг другу улыбку и хорошее настроение и нашим гостям отправим наши улыбки (дети сдувают с ладошки).
Доброе утро! – Солнцу и птицам.
Доброе утро! – Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, что это за знак и написан английскими буквами.
- Кто знает, что обозначает этот знак? (когда терпят бедствие, подают сигнал «СОС!»)
Воспитатель: Ребята, вы помните, вчера мы с вами рассматривали карту. Посмотрите, на карте появились красные значки. Как вы думаете, в каких случаях появляются эти значки.
Дети: Кому-то нужна помощь.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами определим по окраске на карте, в каких природных зонах случилась беда.
Дети: В лесу.
Воспитатель: Почему вы думаете, что в лесу?
Дети: Зеленый цвет на карте обозначает лес.
Воспитатель: А еще где?
Дети: На речке
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Она обозначается на карте голубым цветом.
Воспитатель: А где ещё?
Дети: В пустыне.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Пустыня обозначается мелкими точками на желтоватом фоне.
Воспитатель: Значит, сигналы бедствия поступили из леса с реки и пустыни. Значит, там случилась беда.
Обращает внимание, что на карте так и стоят знаки «sos» и горит красная лампочка! Значит, по - прежнему в нашей помощи нуждаются.
(Звучит видеозапись) Белочка просит помощи.
- От лесного пожара и дыма нечем дышать, дым закрывает солнце, огонь пробирается глубоко в землю и губит корни растений. Почву ничто не держит, её уносит ветер и вода, образуются овраги. Все обитатели леса исчезают, гибнут. Помогите. SOS).
Воспитатель спрашивает у детей, вчера мы с вами говорили о том, что поедим в спасательную экспедицию. Но прежде, чем отправиться в экспедицию, нужно хорошо подготовиться, ведь путешествие может быть опасным.
Дидактическая игра «Что возьмём с собой в поход?» (воспитатель по очереди называет природную зону, в которую они поедут, а дети перечисляют предметы, которые им могут пригодиться: лес – резиновые сапоги, головной убор, компас; река – лодка, резиновые сапоги, компас, посуда, аптечка; пустыня – вода, головные уборы, солнцезащитные очки, тенты, аптечка). А ещё мы с собой возьмём наш лэпбук.
Воспитатель: Как же мы сможем туда попасть?
На каком же транспорте можно отправиться? Вы предлагали много вариантов, какой из них мы выберем?
Дети: Самолёт.
Воспитатель предлагает проверить готовность к экспедиции – проверить транспорт, вещи которые они берут с собой, рекомендует взять с собой фотоаппарат для фиксации увиденного и выпуска по возвращению назад журнала «Путевые заметки».
Уточняет цель поездки. (Ответы детей.) Цель экспедиции: оказание помощи терпящим бедствие в разных уголках земли.
Воспитатель: Рюкзак собран, все готовы? Тогда отправляемся в путь!
Дети: Да! (Дети садятся в своё транспортное средство и «перемещаются» к месту первой остановки).
Физкультминутка «Самолет»
(Дети и изображают, как они летят на самолёте)
Самолет загудел.
Самолет полетел.
Правое крыло – вперед,
Левое крыло – вперед,
А теперь пора спускаться,
На посадку приземляться.
Первая остановка в лесу. (Подходят к картине «Лес после пожара»)
Воспитатель: Ребята, мы прибыли в лес. Как вы думаете, что здесь произошло? Дети: Лес терпит бедствие и просит помощи, потому что от пожара и дыма нечем дышать, все обитатели леса исчезают, гибнут.
Воспитатель: Почему это могло произойти? (Люди в лесу разожгли костёр и случился пожар).
Воспитатель: Послушайте, как плачет лес. (Дети слушают). Вика A читает стихотворение «Плач леса».
Воспитатель: Ребята, почему после пожара лес умирает?
Дети: Погибли растения, негде жить и нечем питаться животным, птицам, насекомым. Погибшие растения не выделяют кислород, воздух становится неживым, это вредит здоровью людей.
Воспитатель: - Ребята, как можно это исправить?
Дети: Посадить новые растения (деревья, кусты, травы).
Дети отбирают картинки с изображением растений леса из лэпбука.
В: Ребята. Давайте построим экологическую цепочку «Что сначала, что потом» (все вместе).
Выросла трава – появились насекомые, наземные мелкие животные (бабочки, муравьи, кузнечики, мыши, зайцы, ежи, пчёлы); выросли кустарники – появились насекомоядные птицы; выросли деревья – вернулись звери и птицы, живущие на них, появились хищники и т. д. Дети выстраивают цепочки, используя картинки – карточки.
Воспитатель: Для рождения нового леса нужно очень много времени. Давайте представим, что мы превратились в волшебников и каждый из вас должен подарить лесу подарок.
Дидактическая игра «Если бы я был волшебником»
(Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значение).
1. Лес, я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.
2. Лес, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.
3. Лес, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.
4. Лес, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.
5. Лес, я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.
6. Лес, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.
7. Лес, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.
8. Лес, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.
9. Лес, я дарю тебе ягоды и грибы ведь ими питаются птицы и животные.
- Ребята, мы совершили чудо, и сгоревший лес на нашей картине стал живым и цветущим. Сегодня мы спасли лес на рисунке, но мы обязаны делать это и в жизни.
Чтобы в лесу не случилось никаких бед, что нужно соблюдать? (Правила поведения в природе). Молодцы!
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в лесу. (Лэпбук)
В: 1) О каком правиле говорит эта картинка?
Дети: Береги лес от пожара
В: 2) Посмотрите на эту картинку. Что означает этот знак?
Дети: Не разжигай костров около деревьев.
В: Скажите, пожалуйста, что означает следующая картинка?
Дети: Уходя из леса, потуши костер.
Воспитатель: А для напоминания всем о правилах поведения в лесу оставим свои напоминающие знаки: «Береги лес от пожара», «Не разжигай костров у деревьев», «Уходя из леса, потуши костёр». (Дети развешивают знаки). Воспитатель: Молодцы! Нам пора отправляться дальше, в зону рек и водоемов.
(Звучит видеозапись) «Рыбка в воде» просит помощи.
(Дети садятся в свой транспорт и «перемещаются» к месту следующей остановки.)
Физкультминутка (тоже самое) «Самолёт»
Вторая остановка: Загрязнённая река
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран. (На экране изображение грязной реки).
Воспитатель: Ребята посмотрите на эту реку (начинает медленно лить воду по руслу «реки»). Смотрите, сколько грязи в воде! Показывает, сколько грязи стекает в ёмкость внизу. Как вы думаете, кто сможет выжить в такой грязной воде?
Дети: нет нельзя, в воде находится много мусора, люди отдыхающие на реке не убирают за собой мусор, а кидают его в реку.
Раньше в этой речке водилась рыба, но теперь она куда-то исчезла. Как вы думаете, что случилось? Ответы детей (Из - за загрязнения реки рыбки задыхаются и погибают)
Действительно, из-за загрязнения погибли рыбы и растения в реке. А почему не видно на реке водоплавающих птиц, лягушек, насекомых? Ребята, давайте построим экологическую цепочку исчезновения рыб и растений в реке.
Дети выстраивают цепочку с помощью картинок: водоросли исчезли – нечем питаться рыбам, насекомым, улетели водоплавающие птицы.
Воспитатель: А как человек пострадал от этого?
Дети: Нельзя использовать эту воду для приготовления пищи, для купания и отдыха.
Воспитатель: А как можно исправить положение?
Дети: Нужно по берегам реки посадить защитные лесопосадки, построить очистительные сооружения (Очистить воду от загрязнения).
Практическая часть. (Дети работают под музыку «Лебединая река» (аудиозапись). Эксперимент «Очистка воды»
Воспитатель: Приглашаю всех подойти к столу. Все готовы. Выполнять работу будем вместе со мной. Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск и марлю. (Пустой стакан, вставим в него воронку, а воронку фильтр – диск, переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан до половины).
Ребята, что получилось? (фильтр стал грязный, на нем остались большие маленькие кусочки грязи). А вода стала чище?
Дети: (да.)
Воспитатель: Фильтр не пропустил мелкий мусор и грязь.
Да действительно наша вода стала более чистой. Хотя она не достаточно прозрачная, но для речных жителей она подходит.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо потрудились, очистили воду в реке! Мы с вами через маленький фильтр очищали воду, а есть большие специальные фильтры, которые очищают воду, текущую в речку с заводов. Фильтры очищают грязную воду и реки не будут загрязняться.
Давайте вспомним правила поведения на реке?
В: 1) Что обозначает этот знак?
Дети: Не бросай мусор в воду.
В: 2) Посмотрите на картинку и скажите. О каком правиле она говорит?
Дети: Не мой машины в реке.
В: 3) О чем говорит этот знак?
Дети: Не рви водные растения.
Воспитатель: Дети оставим свои напоминающие знаки (Дети развешивают знаки).
Релаксация – (раздается аудиозапись «Шум реки»). Детям предлагается лечь и отдохнуть, послушать шум реки.
Воспитатель: Попрощаемся с нашей речкой, нас ждут ещё в одном месте, мы ещё должны кому – то помочь.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту, где ещё стоит значок «sos». Это – ПУСТЫНЯ. Я думаю, что нам будет трудно, ведь там очень жарко, нет воды. Перед детьми макет «Пустыня» - на желтом фоне несколько растений: кактус, саксаул, верблюжья колючка. На песке лежат дети «куклы» с закрытыми глазами, около них засохшие деревья (ветки) : берёзы, ели, сосны.
Воспитатель: Посмотрите здесь дети! Похоже им очень плохо! Ребята, у них самый настоящий солнечный удар, нужно им скорее помочь! Что будем делать? (Дети укладывают кукол в тень (под зонтик, головы поднимают как можно выше, обмахивают их, дают воды, спрыскивают водой, кладут компресс на голову.)
Воспитатель: Им уже лучше. Ну - ка рассказывайте, что с вами произошло? Это вы звали на помощь?
Аудиозапись голос детей.
Дети. Нас зовут Саша и Маша. Мы рассматривали книгу о пустыне, и нам стало жалко тех, кто здесь живёт. У них нет совсем зелени, нет деревьев – скучно! И мы решили порадовать жителей. Взяли саженцы разных деревьев и приехали сюда, что бы посадить их. Но тут так жарко, нам стало страшно. И мы послали сигнал «sos». Почему- то у нас ничего не вышло….
Воспитатель: А вот ребята вам сейчас объяснят, в чём ваша ошибка.
Почему в пустыне не будут расти деревья из леса? (Они для этого не приспособлены).
Все растения пустынь приспособились к жизни в таких условиях – у них очень длинные корни, чтобы достать воду из глубины, листьев нет, вместо них толстые веточки, в которых хранится влага и не испаряется на солнце. У деревьев леса корни не такие большие и воду им не достать, да и испарится она очень быстро через листья, и дерево засохнет.
Воспитатель: Саша и Маша не подумали хорошенько перед тем, как ехать в пустыню. Нельзя было так рисковать. Они не только погубили деревья, но и сами чуть не погибли. Давайте, ребята, заберём их отсюда и вернёмся с ними в детский сад и вызовем врача.
Дети возвращаются в детский сад. Педагог предлагает им отдохнуть после дальней дороги и рассказать о своих приключениях, о том, какие добрые поступки они совершили, кому помогли и зарисовать свои впечатления от экспедиции, а затем составить журнал «Путевые заметки».
Рефлексия
- Ребята, что вам больше всего понравилось, запомнилось сегодня?
- Каждый из вас много потрудился, очень старался, был внимательным.
Детям торжественно вручают удостоверения «Юный спасатель»