Елена Ботезату
Конспект открытого интегрированного занятия по экологии в старшей группе «Друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о воде, познакомить со свойством воды – прозрачностью.
- Познакомить детей со способами очистки воды.
- Расширять представления детей о значении воды в окружающем мире;
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Закрепить знания детей об обитателях водоёма (рыбах);
- Формировать исследовательские умения детей дошкольного возраста.
- Учить детей составлять гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (треугольник);
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия по экологии в старшей группе „Друзья природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
- Знакомство с народным фольклором (знакомство со сказочным персонажем Водяным).
Развивающие:
- Развивать образное мышление.
- Формировать интонационную выразительность речи;
- Обогащать словарный запас за счёт расширения представлений об объектах, действиях (фильтрация, утилизация).
Воспитательные:
- Формировать эмоционально-эстетические чувства детей;
- Воспитывать аккуратность в работе с бумагой, клеем.
Словарная работа:
- Активизировать и обогащать словарный запас по теме.
Форма проведения:
НОД.
Предварительная работа с детьми:
- Беседа о правилах поведения в природе.
- Беседа о водоёмах (реки, их обитателях.
- Чтение художественной литературы, разучивание пальчиковых упражнений, подвижных игр по теме.
Материал и оборудование:
Магнитная доска, плоскостные изображения речных животных и растений, рыб, презентация «Утилизация пластика», фонограммы «Звуки реки», песня Водяного, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, воронки для фильтрации воды, крахмал, ватные диски, ёмкости для воды.
Ход НОД:
Вводная часть.
Вос-ль:
-Дети, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты мой друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
- Ребята, а вы любите разгадывать загадки? Тогда слушайте.
Перекаты, повороты,
Мели и водовороты.
Размывая берега,
Мчится быстрая (Река)
Стук в двери.
Почтальон принёс письмо.
- Ребята, к нам в группу пришло письмо. На нём большими буквами написано «Очень важно» и Срочно». Письмо от Водяного. «Срочно нужна ваша помощь речным обитателям! Они попали в беду! Постоянно слабеют, болеют, совсем перестали играть. Что-то случилось. Помогите разобраться! Ваш Водяной»
Вос-ль:
- Ребята, поможем Водяному разобраться что же произошло!
- Тогда не будем медлить, отправляемся в путь!
Физкультминутка
Мы в затылок подравнялись, (встать в колонну друг за другом)
На носочки приподнялись, (встать на носочки, потянуться)
На мосток другой взошли – (ходьба на месте)
Речку дружно перешли. (руками делают волны)
Вдруг болото мы встречаем. (развести в стороны руки)
Перейдём преграду вмиг
Все по кочкам прыг-прыг-прыг! (прыжки с кочки на кочку)
Основная часть
Звучит фонограмма «Звуки реки»
Вос-ль:
- Ребята, вот мы и пришли.
Дети подходят к плакату, на котором нарисована река, рядом большой завод, труба со сточной водой, в реке много мусора.
- Здравствуй Водяной! Ребята, Водяной очень грустный.
Звучит фонограмма «Я водяной, я водяной»
Вос-ль:
- Что же здесь не так? Разве так выглядит река?
- Вода в реке грязная, рыб в ней не видно, лягушек не слышно.
- Как вы думаете, ребята, что же здесь произошло?
- Вода в реке стала грязной из-за сточных вод с завода.
- Ребята, что же нам нужно сделать?
- Очистить воду.
Вос-ль:
- Правильно, для этого, я приглашаю вас пройти в нашу научно – исследовательскую лабораторию по очистке воды.
Переход в лабораторию.
Познавательно-исследовательская деятельность
«Эксперимент с очисткой воды»
Воспитатель предлагает детям посмотреть в стакан с чистой водой и вспомнить её свойства (без цвета, без запаха, без вкуса, без формы).
Вос-ль:
- Правильно, люди, растения и многие животные употребляют пресную, воду без вкуса и запаха.
- А какая ещё бывает вода?
Дети:
- Морская, люди её не пьют, потому - что она очень солёная.
Вос-ль:
- Опустите в стакан с водой камешек.
- Ребята, хорошо ли он виден? (ответы детей)
- Правильно, вода чистая, прозрачная, в ней хорошо видны предметы.
Вос-ль:
- А теперь давайте добавим в стакан с водой чайную ложку крахмала, всё хорошо надо размешать.
Педагог предлагает сравнить воду:
- Ребята, какая стала вода? (мутная, грязная)
- Хорошо ли видны предметы в мутной воде (их не видно, видно плохо).
Вывод: В чистой воде видны предметы, она прозрачная, а в грязной, мутной воде предметы видны плохо, она не прозрачная.
Далее воспитатель спрашивает, прозрачная ли вода дома в кране? Что было бы, если бы из крана текла грязная, мутная вода (её неприятно употреблять в пищу, плохо пахнет). (Дети высказывают свои суждения)
- Почему необходимо, чтобы в кране была чистая вода? (Если вода будет грязной, то люди могут заболеть).
Далее воспитатель предлагает провести опыт по очистке воды Опыт «Фильтрование воды»
- Возьмите пустой стакан, вставьте в него воронку, на дно воронки положите бумажный диск. Теперь возьмём стакан с мутной, грязной водой и аккуратно, тонкой струёй, попадая на бумажный диск, который в нашем случае будет выполнять роль фильтра, переливаем в стакан. Грязь будет оседать на фильтре, и мы увидим, что произойдёт с водой.
Дети проводят опыт самостоятельно.
Каждый ребёнок пропускает загрязнённую (при помощи крахмала) воду через простой фильтр (воронка с ватным диском).
Воспитатель обращает внимание, как изменилась вода.
Вопросы детям:
- Какая сначала была вода? (мутная, грязная).
- А после фильтрации, что с ней стало? (она стала чистой)
- А можно ли её пить? (нет, сырую воду пить нельзя, её надо кипятить).
- Для чего нужны фильтры? (для очистки воды).
- Как вы думаете, в какой воде речным обитателям жить будет лучше?
(В чистой, прозрачной, а не в мутной, грязной).
- Ребята, что нужно сделать, чтобы грязная вода не попадала в реку?
- Поставить фильтр.
Вос-ль:
- Давайте поставим фильтр на сточную трубу, чтобы грязь и вредные вещества не попадали в реку и не загрязняли её (ребёнок приклеивает фильтр на трубу).
Вос-ль:
- Ребята с грязной водой мы справились, но что делать с мусором?
- Ведь мусор бывает разным. Мусор состоит из предметов, которые были изготовлены из различных материалов.
Пластиковые бутылки из-под лимонада, пакеты, если их закопать в землю, будут исчезать, разлагаться очень долго, почти тысячу лет. Газеты, бумага, картон – если их закапать в землю, будут разлагаться, исчезать 1 месяца, стекло исчезает 1 миллиона лет, на разложение алюминиевых банок понадобится 200 лет. Огрызок от яблока или шкурка от банана будет исчезать 2 месяца, кожаная обувь - 40 лет.
Мусор приносит много вреда не только водоёмам, но и почве, воздуху, всему живому. Для того, чтобы этого не случилось, люди научились перерабатывать мусор, утилизировать его. Для этого построили мусороперерабатывающие заводы.
Вос-ль:
- Я приглашаю вас пройти в наш зрительный зал.
- Сейчас мы узнаем, как утилизируется, перерабатывается мусор из пластика.
Просмотр презентации переработка пластика
1 слайд.
Так выглядит мусороперерабатывающий завод.
2 слайд.
Для того, чтобы мусор из пластика попал на мусороперерабатывающий завод, его сначала нужно положить в специальный контейнер.
3 слайд.
Затем на специальных машинах его везут на мусороперерабатывающий завод.
4 слайд.
Сортируют, например, по цвету.
5 слайд.
Затем отправляют в большие дробильные машины.
6 слайд.
Мусор дробят.
7 слайд.
Пластиковые бутылки, банки превращаются в мелкую крошку.
8 слайд.
После этого её засыпают в печь, и сильно нагревают, пластик становится мягким, как пластилин, и вот тогда из него делают новые предметы.
9 слайд.
Цветочные горшки, вешалки для одежды, контейнеры для мусора, пакеты, канцелярские товары - шариковые ручки и линейки даже игрушки для детей.
10 слайд.
Какой мусор можно перерабатывать?
Вос-ль:
- Ребята, давайте поможем Водяному очистить реку от мусора, а мусор будем складывать в специальные контейнеры.
Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно»
Красный - для стекла, зелёный для бумаги, картона, жёлтый – для пищевых отходов, синий – для предметов из кожи.
Дети подходят к магнитной доске, где весит картина, и начинают убирать мусор в контейнеры. Педагог спрашивает, в какой контейнер нужно положить тот или иной мусор и почему.
Вос-ль:
- Ребята, вы молодцы.
- Поставили очистительный фильтр.
- Почистили дно и воду реки, убрали весь мусор в специальные контейнеры.
Вос-ль:
- Но почему-то, Водяной очень грустный.
Дети:
- Ему скучно, не с кем играть, плавать наперегонки.
Вос-ль:
- Давайте порадуем Водяного, и разведём в реке новых рыбок.
- Прежде чем изготовить рыбку, давайте рассмотрим её.
- Из чего состоит рыба.
- У них есть туловище покрытое чешуёй, хвост, верхние и нижние плавники, глаза, рот, жабры.
Показ способа действий
- Я сейчас вам покажу, как надо вырезать рыбок.
Разрезаем большой квадрат по диагонали, от уголка к уголку, получаем два одинаковых треугольника – туловище двух рыбок. Затем таким же способом из маленького квадрата готовим два хвоста. Все детали готовы, осталось их склеить. Берем клей и аккуратно намазываем уголок маленького треугольника и прикладываем к туловищу рыбки, большому треугольнику и прижимаем. Теперь осталось нарисовать глаз и разрисовать рыбку. Посмотрите, какая разноцветная и красивая получилась рыбка.
Но прежде, чем мы начнём изготавливать рыбок, давайте разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Рыбка плавает в водице. (.Волна правой рукой)
Рыбке весело играть. (Волна левой рукой)
Рыбка, рыбка озорница (Волна двумя руками)
Я хочу тебя поймать. (Хлопок в ладоши)
Рыбка спинку изогнула, (Руки вверх в замочке)
Крошку хлебную взяла, (Хлопок в ладоши)
Рыбка хвостиком вильнула, (Соединить две ладони, волна вперед)
Рыбка быстро уплыла. (Соединить две ладони, волна в сторону)
-Теперь наши пальчики готовы к работе. Я уверена, что вы сможете сделать очень красочных и пестрых рыб, которые очень понравятся Водяному.
Дети начинают вырезать.
- С чего нужно начать вырезать рыбку? - С туловища.
- Что потом? - Хвост.
- Оля, какого цвета у тебя будет туловище рыбки?
- Есения, как нужно разрезать квадрат, чтобы получился треугольник?
- От уголка к уголку, по диагонали.
- Что это будет?
– Туловище.
- Что сделаешь из второго треугольника?
– Хвост.
- Лиза, не забывай убирать лишний клей тряпочкой
Проверяю, все ли части вырезаны, правильно ли передают строение, расположение частей. Во время самостоятельной деятельности даю детям советы, если необходимо, оказываю детям помощь. Дети сначала вырезают и склеивают между собой все части, а потом наклеивают рыб на фоновую композицию.
Вос-ль:
- Молодцы, какие красивые получились рыбы! Вот как много рыб у нас получилось.
- Чья рыбка нравится вам больше всего?
- Почему?
- А мне нравится рыбка Оли: посмотрите, она вырезала и склеила золотую рыбку с пышным хвостом.
Дети наклеивают рыбок на картину. Звучит фонограмма
«Звуки реки. Квакают лягушки»
Вос-ль: :
- Послушайте, как звонко плещется вода и громко квакают лягушки!
Заключительная часть
Вос-ль: :
-Молодцы, ребята, вы действительно друзья природы.
- На прощание, в знак благодарности, Водяной хочет угостить вас сладостями, «Речными камешками».
- А теперь нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.
Стали дети ровно в круг
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.
Дружно сделали прыжок,
Над головкою — хлопок.
А сейчас идут по кругу,
Улыбаются друг другу. (Движения по тексту.)
Покружись, покружись и в нашем детском саду очутись!
Вос- ль:
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- А что, вам больше всего понравилось?
Вос- ль:
- А напоследок, Даша хочет прочитать нам стихотворение.
- Любите родную природу, озера, леса и поля.
- Ведь это же наша, с тобою, навеки родная земля.
- На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней.
- Так будем же, люди, все вместе, мы к ней относиться добрей.
Вос- ль:
- А теперь я предлагаю пройти в группу и попробовать волшебные конфеты.