Виктория Таранова
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Орудия труда и предметы крестьянского быта» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
по образовательной области
социально-коммуникативное развитие
«Орудия труда
и предметы крестьянского быта»
Подготовила:
Таранова В. В.
2018 г.
Методическая разработка образовательной деятельности по теме:
Публикация «Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию „Орудия труда и предметы крестьянского быта“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
«Орудия труда и предметы крестьянского быта»
Таранова Виктория Викторовна
Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни)
Виды деятельности: речевая, коммуникативная, познавательная.
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное, познавательное.
Цель: познакомить детей с орудиями труда и предметами крестьянского быта, о которых рассказывается в народных сказках.
Задачи: Поддерживать интерес к истории нашего народа.
Развивать память, мышление.
Учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.
Предварительная работа : чтение сказок «Мальчик-с-пальчик», «Вершки и корешки», «Жихарка», «Крошечка-Хаврошечка»; рассматривание и обсуждение иллюстраций по теме «Русская изба».
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
(слайд 1)
- Ребята, скажите, какие вы знаете русские народные сказки?
- Я тут недавно подумала, а кто сочинял русские народные сказки? Вы знаете?
- Простые люди складывали сказки, а потом передавали один другому, из уст в уста. Часто сказки были о труде крестьянском и о помощниках крестьянина – орудиях труда. - Молодцы. Много сказок знаете.
- Да, совершенно верно. Народ, люди.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
- Что это за орудия такие не военные, а трудовые? Какие вы знаете орудия труда, которые человек использует в наше время?
- Видите, сколько вы много назвали орудий труда. А какие же орудия труда были у крестьянина? Что было в каждой избе, такое нужное в хозяйстве? Обо всем этом говорится в наших русских народных сказках. Если дети затрудняются ответить, педагог задает наводящие вопросы. (Какое орудие труда использует повар, сантехник, доктор, шофер и т. д.)
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание Обратная связь на высказывание детей
(слайд 2)
- Вспомните сказку «Мальчик-с-пальчик». Про какой крестьянский труд там говорится?
- А чем отец пахал землю? (слайд 3)
- Вспомните, что есть у сохи?
- А вот как соху описывали в загадке:
Деревянные рожки,
Железные ножки,
Шла – ковыляла,
Спинку гнуть заставляла.
- Покажите «деревянные рожки»
- А теперь «железные ножки»
- Как вы думаете, почему «ножки» делали железными. Пахать сохой легко?
- Чтобы вспахать землю глубоко, надо было с силой налегать на соху, гнуть спину.
(слайд 4)
- А чем был занят человек в сказке «Вершки и корешки»?
- Перед тем как сеять, он тоже вспахал землю. Чем он пахал? (слайд 3)
- Из чего сеял? (слайд 5)
- Выросла пшеница, и приехал мужик урожай собирать. Взял он с собой такое орудие труда, которое
Согнуто в дугу,
Летом на лугу,
Зимой на крюку.
- Что же взял с собой мужик? (слайд 6)
- В старину косой косили не только траву, но и пшеницу. (слайд 7)
Педагог предлагает детям представить, что у них в руках косы, и помочь мужику скосить пшеницу. Дети имитируют движения.
- А затем, чтобы достать зерна из колосьев, их обмолачивали. Брали в руки цепы и обмолачивали. (слайд 8)
Педагог показывает, как работали цепами. Дети повторяют ее движения.
- А как из зерен муку получить? (слайд 9)
«Брат брата трет, белая кровь течет». Это загадка про жернова и муку. Мука высыпается в миску из отверстия в жерновах. Чтобы испечь мягкий пышный хлеб, ее надо просеять. Что для этого требуется? (слайд 10)
Сотни глаз, а сам слепой –
Засорил глаза мукой.
- Так говорят про сито. Что же из муки можно испечь?
- А что пек из муки маленький умелец Жихарка?
(слайд 11)
- Где Жихарка пек хлеб? (слайд 12)
- Печь во всем помощница. Жихарка и хлеб в ней пек, и щи варил. Чем же он печь топил? (слайд 13)
- А чем Жихарка дрова рубил?
- Чтобы испечь хлеб, Жихарка, после того как дрова прогорали, отодвигал угольки в сторону и освобождал место для новых дров. Чем же он угли сдвигал? Чтобы вам помочь, я загадку загадаю.
Черный конь скачет в огонь,
Только забегает – всех красных выгоняет.
(слайд 14)
- Испек Жихарка хлеб, пора и щи варить. В чем варил Жихарка щи? (слайд 15)
- А как Жихарка ставил чугунок в печь и доставал его оттуда?
Рогат, да не бык,
Хватает, да не ест.
Людям отдает,
А сам на отдых идет. (слайд 16)
- Жихарка – молодец. Но работу, с которой справлялась Крошечка-Хаврошечка, он не делал. Вспомните сказку и скажите, что старуха мачеха заставляла делать Крошечку-Хаврошечку.
- Как вы думаете, на чем пряла Крошечка-Хаврошечка? (слайд 17)
- Ну, а отдыхали люди с этим большим блестящим … угадайте кто это?
Дышит дымом,
Дышит паром,
С жаром!
А зовется… (слайд 18)
- Видите ребятки, сколько помощников было у людей в сказках! Но помогали они только тогда, когда эти сказочные герои и сами трудились. Эти помощники (слайд 19) – орудия труда, а эти – предметы, без которых герой не мог обойтись. Все эти вещи были необходимы в хозяйстве.
- Да. Отец пахал землю.
- Правильно. Сохой.
- Рукоятка и сошники.
Дети показывают рукоятку.
Дети показывают режущую часть.
- Это очень тяжелый труд.
- Правильно, он сеял репу и пшеницу.
- Да, плугом.
- Семена бросал он из лукошка-сеялки.
- Верно, косу.
- Зерна перетирают в муку жерновами.
- Правильно, сито.
- Да. Хлеб пек.
- Правильно, в печи.
- Правильно, дровами.
- Конечно, топором.
- Точно, кочерга.
- Да, в чугунке.
- Ваша правда, ему помогал ухват.
- Заставляла она ее прясть, ткать, да дочек своих обшивать.
- Да, на ткацком станке.
- Самоваром
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей
- Ребята, какие орудия труда мы сегодня вспомнили?
- Про какие предметы, необходимые в хозяйстве, упоминалось в сказках?