Татьяна Оськина
Конспект НОД для детей старшей группы «Орудия труда»
▼ Скачать + Заказать документы
«Орудия труда»
для детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
• Познакомить детей с понятием «орудия труда».
• расширять и конкретизировать представления детей о профессиях людей, трудовых действий.
• определять род деятельности человека по орудиям труда;
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы „Орудия труда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
• уметь группировать орудия труда по назначению;
• развивать аналитическое мышление, познавательные интересы;
• развивать речевую активность, словарный запас слов по данной теме, совершенствовать навыки речевого общения;
Ход занятия
- Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И беседовать начнем.
(Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.)
- Дети, послушайте стихотворение:
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Лечит врач больных людей,
А ветеринар - зверей.
Строит здания строитель,
Чтобы было, где нам жить.
Шьёт портниха нам одежду,
Чтобы было что носить.
А учитель в школу ходит,
Чтобы деток там учить.
Повар варит, жарит, тушит,
Чтоб людей всех накормить.
Каждый делу верно служит,
Чтоб было людям лучше жить.
- Скажите, о чём говорится в этом стихотворении? (о професссиях)
- Какие еще профессии вы знаете? (ответы)
Игра «Что будет, если. ?»
- А сейчас предлагаю поиграть в игру «Что будет, если. ?». Я спрашиваю, а вы отвечаете.
- Что будет, если не станет: врачей, учителей, строителей, поваров, парикмахеров, пожарных, спасателей?
- Молодцы! Верно! Все профессии нужны, все профессии важны!
Знакомство с орудиями труда.
- Сегодня я приготовила для вас интересные загадки. Я предлагаю каждому вытягивать карточки по одной – кто вытягивает, тот и отгадывает загадку, а мы поможем.
1. На что ни взглянет этот глаз
Все картинке передаст. (Фотоаппарат)
2. Из железа тучка, есть у тучки ручка.
Эта тучка по порядку обойдет за грядкой грядку. (лейка.)
3. Рядом с дворником шагаю,разгребаю снег кругом,
И ребятам помогаю,делать горку,строить дом. (лопата.)
4. Птичка невеличка, носик стальной хвостик льняной. (иголка с ниткой).
5. Сам деревянный,а голова железная (молоток).
6. Скручена,связана на кол посажена, по двору пляшет, мусор убирает (метла).
7. Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб. (Пила).
- Ребята, как можно назвать все отгаданные предметы? (Орудия труда)
- кто может сказать, что же такое орудия труда? (ответы)
- Верно, это предметы, необходимые людям для работы! Чтобы выполнять любую работу, необходимы орудия труда.
- Посмотрите на эти картинки (переворачивает приготовленный мольберт, на нем карточки: молоток, кисть и краски, фотоаппарат, половник, пожарный шланг, указка, швейная машинка, пианино)
- Давайте определим, людям каких профессий принадлежит каждое из этих орудий труда (вызываются дети по- одному, каждый выбирает любое орудие труда, говорит, кому оно необходимо)
Словесная игра «Четвертый лишний»
- А теперь, я хочу проверить вашу внимательность. Назовите лишний предмет (после определения каждого лишнего предмета, педагог уточняет, людям какой профессии нужны эти предметы) :
- Букварь, указка, кастрюля, глобус.
- Пила, таблетка, градусник, шприц.
- Ведро, краска, иголка, кисть.
- Кирпич, цемент, пианино, мастерок.
- ножницы, расческа, метла, фен.
- Молодцы, ребята!
Домашнее задание.
- Дома вам нужно будет нарисовать орудия труда, которыми пользуются на работе ваши мамы и папы.
Итог занятия.
- Дети, о чем мы с вами сегодня говорили? (о профессиях, об орудиях труда).
- Верно. Мы узнали, что каждой профессии необходимы свои орудия труда.
Какие орудия труда вы запомнили? (ответы)
- Молодцы, ребята! Я вами очень довольна.
Загадки
Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На все смотреть и все запоминать,
И все родное, русское любить.
(Воспитатель).
Встаем мы очень рано,
Ведь наша забота -
Всех отвозить по утрам на работу.
(Водитель).
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас от всех
Болезней?
(Доктор).
В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра - машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он. (артист).
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться, он всем говорит;
Кто болен - он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, - разрешит погулять.
(Доктор).
Мы учим детишек
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
(Учитель).
Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды?
(Повар).
С огнем бороться мы должны -
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
(Пожарники).
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр).
Всю жизнь крыльями машет,
А улететь не может.
(Ветряная мельница).
Он с хоботом резиновым,
С желудком парусиновым.
Как загудит его мотор,
Глотает он и пыль и сор.
(Пылесос).
Пыль увижу - заворчу,
Заверчу и проглочу.
(Пылесос).
Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер "ТУ".
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос).
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать гору, строить дом.
(Лопата).
Зубы имеют,
А зубной боли не знают.
(Грабли).
На что ни взглянет этот глаз
Все картинке передаст.
(Фотоаппарат).
Два конца,
два кольца,
Посредине гвоздик.
(Ножницы).
В лесу родился,
А дома хозяйничает.
(Веник).
Маленький, кругленький,
А за хвост не поймаешь.
(Клубок).
Я пушистый, мягкий,
Круглый,
Есть и хвост, но я не кот,
Часто прыгаю упруго,
Покачусь - и под комод.
(Клубок).
А кто мной копал,
Тот и устал
(Лопата).
На пальце одном
Ведерко вверх дном.
(Наперсток).
Бежит свинка,
Истыкана спинка.
(Наперсток).
Птичка-невеличка:
Носик стальной,
Хвостик льняной.
(Иголка с ниткой).
Одноглазая старушка
Узоры вышивает.
(Иголка).
Весь мир одевает,
Сама нагишом.
(Иголка).
Всех на свете обшивает,
Что сошьет - не надевает.
(Иголка).
Одна подружка
Пролезла другой в ушко.
(Иголка с ниткой).
Ныряла, ныряла,
Да хвост потеряла.
(Иголка с ниткой).
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
(Иголка с ниткой).
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать.
(Утюг).
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход.
Остановишь - горе!
Продырявит море!
(Утюг).
Я не хвастая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые -
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые -
Веселые и гладкие!
Значит, я надежный друг,
Электрический.
(Утюг).
Гладит все, чего касается,
А дотронешься - кусается.
(Утюг).
Кланяется, кланяется.
Придет домой - растянется.
(Топор).
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела, дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(Пила).
Две ручки,
Во все брюхо зубки.
(Пила).
Сам деревянный,
А голова железная.
(Молоток).
Толстый тонкого побьет.
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвозди).
Без головы, а в шляпе.
Одна нога, и та без сапога.
(Гвоздь).
Поднимает великан
Груды груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом.
(Подъемный кран).
Я великан: вон ту громаду,
Многопудовую плиту,
Я, словно плитку шоколада,
Вмиг поднимаю в высоту.
И если я могучей лапою
Слона или верблюда сцапаю,
Я их обоих буду рад
Поднять, как маленьких котят.
(Подъемный кран).
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжелый захвачу.
Где прикажут положу -
Человеку я служу.
(Подъемный кран).
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет,
Если крот откроет рот.
(Экскаватор).
- Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
- Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.
Горстью землю рою -
Путь подземный строю.
(Экскаватор).
Ходит город-великан
На работу в океан.
(Корабль).
Корабль-великан
Не по морю плывет,
Корабль-великан
По земле идет.
Поле пройдет -
Урожай соберет.
(Комбайн).
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдет он, станет гладко,
Будет ровная площадка.
(Бульдозер).
А теперь, я хочу проверить как вы умеете слушать.
- Букварь, указка, кастрюля,глобус.
Что лишнее? Почему. (дети дают полный ответ).
-Пила, таблетка, градусник, шприц.
-Ведро, краска, лопата, кисть.
-Кирпич, цемент, пианино, мастерок.
(Я буду называть инструменты,а вы ответите какие действия с ними совершают)
Ножом (режут,метлой (метут,пилой (пилят, из лейки (поливают,топором (рубят,лопатой (копают,иглой (шьют,
ножницами (стригут,расческой (расчесывают,на весах (взвешивают,в кастрюле (варят,в сковороде (жарят,градусником (измеряют) кистью (рисуют) и т. д.
ИГРЫ
Дидактическая игра «Кто чем работает?»
маляр — кистью, землекоп —. , дворник —. .
Дидактическая игра «Назови действия» :
лопатой — копают, иголкой —. , пилой —. , топором —, граблями —. , кистями —. , ножницами —.
«Кому что нужно?»
Цель: учить детей соотносить орудия труда с профессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.
Игровые правила: назвать профессию в соответствии с предметом труда, объяснить назначение предмета.
Игровые действия: поиск нужных предметов.
Оборудование : на столе у педагога разложены предметы-игрушки для труда людей разных профессий: набор медицинских инструментов; набор кухонной посуды; молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; большие картинки с изображением людей разных профессий (подбираются картинки и предметы соответствующих профессий).
Ход игры: педагог приглашает по одному участнику к своему столу. Ребенок берет какой-либо предмет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием только картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда.
Игра «Что хочет делать Маша?»
Цель. Уточнять представления детей о некоторых трудовых действиях; о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых для работы.
Ход игры:
Воспитатель обращается к детям от имени Маши (кукла бибабо) :
- Маша просит у меня тазик, ведро с водой и мыло.
Подставляет кукле называемые ею предметы.
- Как вы думаете, что она будет делать? (Стирать.) Правильно. А теперь Маша просит дать ей кастрюлю, молоко, сахар, соль и пшено. Что собирается делать Маша? (Кукла хочет варить кашу.) Как называется каша? (Пшенная.)
В игровой форме могут быть рассмотрены и другие трудовые действия, в которых необходимы соответствующие предметы. Малышам показывают эти предметы (утюг и стопка кукольного белья — для глажения; ведро и лейка — для полива грядок и т. п.).
Проводя эту игру со старшими детьми, воспитатель использует картинки с изображением предметов, соответствующих тому или иному виду труда, или просто перечисляет эти предметы (без показа иллюстраций, предлагая ребятам угадать более сложные трудовые процессы. Например: ножницы, цветная бумага, клей, линейка, карандаш — подклеивание книг, ремонт коробок, атрибутов.
Игра может быть усложнена: один ребенок рисует предметы на доске, а остальные дети отгадывают вид труда или все дети одновременно рисуют на бумаге, а затем показывают рисунки друг другу и угадывают.
Игра «Кому это нужно?»
Цель. Закреплять представления детей о предметах и их использовании в трудовых процессах. Знакомить с профессиями.
Ход игры:
Воспитатель показывает детям различные предметы, просит назвать их и рассказать, когда они используются и с какой целью. Например: это половник, он нужен повару, чтобы размешивать кашу, разливать суп и компот и т. д.
При проведении игры с детьми старшего дошкольного возраста воспитатель подбирает разные картинки с изображением предметов. Например: клещи, молоток, пылесос, кофемолка, штурвал, компьютер, микрофон, кульман, сантиметр, микроскоп, телескоп, отбойный молоток и пр. Дети называют профессию человека, который использует изображенный предмет в своем труде.
Игра «Выбираем работу»
Цель. Дать детям элементарные представления о профессиях людей, труд которых не был в сфере их наблюдений. Вызывать интерес к труду людей любой профессии.
Ход игры:
Воспитатель вместе с детьми встает в хоровод и предлагает идти по кругу, приговаривая:
Будем дружно подрастать
И работу выбирать.
В космонавты мы пойдем
И ракеты поведем. (Дети имитируют звук работы двигателя и полет ракеты.)
В капитаны мы пойдем,
Корабли мы поведем. (Дети показывают, как капитан смотрит в бинокль.)
В вертолетчики пойдем,
вертолеты поведем. (Дети бегут и делают круговые движения руками над головой.)
Игру можно продолжить с детьми постарше, они уже самостоятельно имитируют соответствующие действия.
А мы в летчики пойдем,
Самолеты поведем.
Первые две строки повторяются в начале каждого куплета, дети на эти слова идут по кругу.
В комбайнеры мы пойдем
И комбайны поведем.
Мы в пожарные пойдем
И пожар тушить начнем.
Игра «Кому без них не обойтись?»
Цель. Закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий.
Ход игры:
Воспитатель называет предмет, а дети — профессию человека, которому он необходим. Например: шприц, пульт управления, ножницы, мука, садовый опрыскиватель, телефон, доильный аппарат, носилки, рубанок, тачка, милицейский жезл, сверло, электрокабель, гвоздь, моток проволоки, кассовый аппарат, сумка почтальона, рулон обоев, касса, карандаш, кисть, поднос, звонок.