Жанара Дисингазиева
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме недели «Весна-красна»
▼ Скачать
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Цель: показать знания и умения детей, полученные на занятиях по развитию речи в течении года.
Программные задачи: Образовательные:
-- закреплять умение составлять предложения;
- умение подбирать прилагательные к существительным;
- продолжать формировать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
- уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной, расширять словарь по теме;
- автоматизация и дифференциация гласных звуков.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме недели „Весна-красна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- закреплять умение делить слова на слоги, определять ударный слог;
- уточнить и закрепить правильное произношение звуков ж, з, с, учить различать эти звуки, произносить слова с этими звуками.
Развивающие :
- развивать диалогическую и связную речь
- развивать слуховое и зрительное внимание
Воспитывающие:
- формировать навык сотрудничества;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материал:
- конверт ; солнце и лучики; кубик со звуками.
- домики гласных звуков, фишки; картинки.
Предварительная работа:
- заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, закличек о весне;
- чтение рассказов и сказок о весне;
- отгадывание загадок;
- сезонные наблюдения в природе;
- рассматривание картин из серии «Времена года»;
- рассматривание репродукции картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;
- слушание музыкальных произведений о весне;
- просмотр презентации на тему «Весна»,
- рисование весенних пейзажей.
Ход ОД:
1. Организационный момент. Дети входят в группу входят дети, становятся полукругом
Воспитатель:
- Ребята, к нам пришли гости, поприветствуйте их.
- Встанем рядышком по кругу, скажем : «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень: «Всем привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнется, утро доброе начнется!
- Какой сегодня день недели?
- Какое время года?
- назовите весенние месяца?
В-ль: Ребята, давайте вспомним правила на занятиях. Напомните их мне.
1реб. Каждый день всегда, везде, На занятиях в игре.
Громко, четко говорим
Никуда мы не спешим.
2 реб. Если хочешь ответь, не шуми.
Только руку подними.
- Молодцы, спасибо, ребята! А чтобы чётко говорить, что должны делать для этого?
Артикуляционная гимнастика (проводит ребенок)
1. Упражнение «Улыбка»
2. Упражнение «Язык здоровается с подбородком»
3. Упражнение «Язык здоровается с верхней губой»
4. Упражнение «Чистит зубы снаружи» (верхние, нижние)
5. Упражнение «Лошадка»
6. Упражнение «Маляр»
7. Упражнение «Хоботок»
2. Основная часть
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите (обращаю внимание на доску, что вы видите? (солнце). А что же случилось с солнцем? Письмо какое то! Интересно кто нам его прислал? Хотите узнать? (читает в-ль)
Письмо.
Дорогие, ребята! Весна скоро закончится. Осталось еще немного дней. И на прощание хочу с вами поиграть. Я заколдовала солнце, спрятала лучики и чтобы его расколдовать Вам нужно выполнить все мои задания! (задания на лучиках) Подпись: Волшебница Весна-.
II. Проблемная ситуация
Воспитатель:
- Ну и ну, Весна решила так пошутить! Ребята, что готовы поиграть с Весной?
Воспитатель:
1 лучик - первое задание «Опишите меня, какая я?»
Весна просит её описать, попробуем ….
Дид. игра «Подбери слова»
- Какая весна? (молодая, ранняя, солнечная, зеленая, цветущая и т. д.)
Ребята, отвечаем полным предложением Весна солнечная и т. д.
В-ль: А теперь предлагаю составить предложения.
- Ребята, вспомним, из чего состоит наша речь? что такое предложение? ( Дети: Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу). Весна – это слово или предложение?
2 лучик Дид. упр. «Составь предложения, которое начинается со слова «Весной….»»
Воспитатель:
Весной… ярко светит солнце.
Весной… тает снег.
Весной… день становиться длиннее.
Весной… появляются проталинки.
Весной…на реках ледоход.
Весной… набухают почки.
Весной… прилетают птицы.
Весной… появляются сосульки.
Весной… бегут ручьи.
Весной… просыпаются насекомые.
Весной… дикие животные меняют цвет шубки.
Весной… у зверей появляются детеныши.
Весной… появляются первые цветы: подснежники, мать – и - мачеха.
Весной… появляется трава.
Весной… идет дождь.
Воспитатель: Молодцы, много придумали красивых предложений о весне, а значит справились с заданием.
В-ль: - Ребята, мы знаем, что слова делятся на слоги!
- Как можно определить сколько слогов в слове? (Дети- хлопками и подбородком)
- как определить ударный слог?
- Правильно, молодцы!
- Итак, я называю слова, а вы должны поделить их на слоги хлопками и молча показать кол-во слогов на пальцах
3 лучик – задание «Раздели слова на слоги» (на доске картинки)
- сколько слогов в слове? (отвечают полным предложением В слове…. Слогов.) – ДОМ, ДЕРЕВО, МАЛИНА, БАРАБАН, ТЕЛЕФОН, КОРОВА, ЗОНТ.
- Сколько слогов в слове «малина»?
- какой слог первый? (ма)
- какой слог второй? (ли)
- Какой слог третий? (на)
- Где слышится ударение в начале или в конце слова?
- назови ударный слог?
В-ль: молодцы, ребята, справились с заданием.
Наверное, устали, давайте отдохнем.
Подвижная игра на внимание на ковре в кругу
Гласный звук – хлопаем, согласный звук – приседаем.
Будьте внимательны! (а, к, б, и, ж, зь, м и т. д.)
4 лучик - Речевая игра «Кубик со звуками»
В-ль: - Ребята, у меня в руках кубик, но он необычный, он со звуками. Давайте, посмотрим какие звуки на кубике (ж, з, с, а, о, повторите за мной
- слушайте, внимательно задание, придумайте как можно больше слов на заданный звук. За каждый правильный ответ, получаете фишку.
- Молодцы, и с этим заданием справились.
-Предлагаю присесть за столы.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, солнышко ещё ярче светить стало.
В-ль : - Ребята, отгадайте что это?
Мы не можем его увидеть, и не можем в руки взять.
Его мы можем только слышать а еще его сказать? (звук)
Ребята, что знаете о звуке? (Звук – это часть слова. Звуки в слове разные. Каждый звук занимает определенное место. Один и тот же звук может слышаться в начале, в середине, в конце)
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
- Чем отличаются гласные от согласных?
- Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)
Игра «Домики гласных звуков» (на доске - картинки)
В-ль: хорошо, определили слова по домикам. (инд. работа детей у доски)
5 лучик – последнее задание
Загадка про розу
Посмотрите у ограды – расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза, а в шипах красотка …. РОЗА
Предлагаю сделать Звуковой анализ слова (РОЗА) ребенок работает у доски
-Что значат клеточки под картинкой? (сколько звуков в слове)
- прочитай слово указкой?
- сколько гласных звуков?
- какой фишкой обозначаем гласные звуки?
- сколько согласных звуков?
- назови первый звук? (второй? Третий? Четвертый)
- сколько слогов в слове роза?
- назови первый слог?
- назови второй слог?
В-ль: - Ребята, молодцы! (ребенок вешает последний лучик)
- Справились со всеми заданиями волшебницы Весны! Все были активными и внимательными! Показали свои знания и умения! Посмотрите на солнышко, оно улыбается, радуется, мы расколдовали его, вернули все лучики!
Итог. – Что понравилось?
- Какие трудности испытывали?
-Что было вам легко?.
- Что запомнили?
Сюрпризный момент ПОДАРОК ИГРА ОТ ВЕСНЫ