Татьяна Потекаева
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуковая культура речи : звук (ч).
Образовательная область: «Коммуникация».
Образовательные задачи: познакомить детей с новым звуком (ч); отрабатывать произношение звука изолированно, в слогах и в словах; научить произносить звук (ч) медленно - быстро, громко – тихо (шепотом); активизировать и расширять словарный запас по теме; закреплять умение определять место звука в начале и конце слов.
Развивающие : развивать физиологическое дыхание.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Звук [Ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Воспитательные: воспитывать интонационную выразительность речи.
Методы и приё мы: словесные (художественное слово, объяснение, указание); игровые (артикуляционная гимнастика, сюрпризный момент).
Словарная работа: сундучок, калач.
Индивидуальная работа: Ангелина С., Настя С., Влад М активизировать речь детей.
Оборудование: мягкая игрушка: Чебурашка, красивая коробка с картинками.
Предварительная работа: проведение артикуляционных гимнастик, физминуток.
Ход занятия.
1. Эмоциональный настрой.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю вспомнить «Правила дружных дошколят»
Все мы дружные ребята, мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем, как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо, будет радостно, легко.
2. Загадка.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
«Если б не было его, не сказали б ничего».
Дети: - «Язык»
Воспитатель: Для чего нужен язык человеку? (что бы разговаривать)
Где находится язык? (во рту)
Что ещё находится во рту? (зубы)
Как работает язычок? Покажите. (дети показывают)
Что делает язычок когда мы молчим? (отдыхает спокойно лежит).
3. Артикуляционные гимнастики.
Воспитатель: «А больше всего язычок любит играть»
(дети встают в круг, проводятся артикуляционные упражнения)
1) Я - веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко -
Стук копыт услышишь звонкий.
(Дети, щелкая язычком, движутся по кругу)
2) Упражнение «Часики».
Тик-так, тик-так,
Язычок качался так.
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
3) Упражнение «Лопатка»
Язык лопаткой положи,
И под счёт его держи.
Раз- два- три- четыре- пять!
Язык надо расслаблять!
4. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:
Водички: с-с-с-с…
Комарика: з-з-з-з…
Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…
Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…
Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.
«Чебурашка чашку чая
Черепашке наливает».
Дети: звук (ч).
Воспитатель: Правильно, послушайте новую историю о Язычке. «Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и громко пел «ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял кончик языка, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. Он пустил тёплый ветерок, и у него получилось: «ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.
Давайте и мы все вместе её споём.
(Дети произносят звук (ч) сначала хором, затем индивидуально)
Послушайте, как поёт песенку Ангелинин язычок!
А теперь паровозик поехал быстро. Послушайте, как поёт песенку язычок Насти, Влада и т. д.
5. Игра «Громко - шепотом», «Быстро – медленно».
Воспитатель: Стал Язычок сочинять и петь разные песни, похожие на песню паровоза. Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем.
Чу-чу-чу-я гулять хочу. (Громко, вместе, индивидуально)
Ча-ча-ча-дай мне калача. (Тихо, вместе, индивидуально)
Чи-чи-чи-пироги в печи. (Шепотом, девочки)
Чо-чо-чо-ох, как горячо. (Быстро, мальчики)
Ач-ач-ач-пришел врач. (Медленно, девочки)
Уч-уч-уч-у меня ключ. (Громко, мальчики)
Оч-оч-оч-скоро ночь. (Тихо, шепотом вместе)
6. Физминутка «Паровоз».
Я паровозик ЧУХ-ЧУХ, по рельсам я стучу,
Сначала я вперед бегу, потом назад качусь,
Теперь звоню в звонок: ДЗИНЬ-ДЗИНЬ!
Теперь в свисток свищу: ТУУ-ТУУУУУУ!
Ой! Неужели это я такой наделал шум. (дети двигаются по кругу, убыстряя темп).
7. Игра «Найди звук».
Воспитатель: А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук (ч) тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Если вы услышите звук ч в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами. Слушайте внимательно: Чай, меч, чудо, ключ, черепаха, врач, чашка, мяч.
8. Дидактическая игра «Чудесный сундучок».
Воспитатель: К нам в гости приехал мультипликационный персонаж, друг крокодила Гены, кто же это? (вноситься игрушка Чебурашка). Чебурашка приготовил для нас сюрприз (вноситься сундучок). Этот сундучок не простой, чудесный, потому что в нём лежит много интересного. Каждый может узнать, что в нем лежит, только надо сказать такие слова: «сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди достают из сундука картинки и называют их, если в названии есть звук (ч, дети кладут ее в зеленую корзинку, если нет в белую корзину. Чайник, снеговик, чайка, ежик, черепаха, санки, калач, солнце, тучи, снег, мяч.
Итог занятия.
Воспитатель:
- Чью песенку сегодня научился петь язычок? (песенку паровозика)
- А как он её поёт? ( все дети отвечают: ч-ч-ч). Молодцы, ребята.