Марина Андреева
Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет на тему «Звук [и]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе
19.10.2015
Воспитатель: Андреева Марина Сергеевна
Тема: «Звук [ и]»
Цель: Познакомить детей со звуком и буквой И.
Задачи:
- Познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой.
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей;
- Автоматизировать звук И в слогах, словах и предложениях.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей 5–6 лет на тему „Звук [и]“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Воспитывать у детей интерес к занятию.
Оборудование:
предметные картинки, картина, на которой изображена весёлая девочка, свеча, игра «Сложи картинку», буква [И].
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята! Доброе утро!.
Дети: Доброе утро!
Воспитатель:
Сядьте, пожалуйста, на стульчики и послушайте стихотворение.
2. Чтение стихотворения.
Выделение начального звука в слове «иголка».
«Есть иголки у ежа.
Есть иголки для шитья.
И у ёлки есть иголки»
Воспитатель:
- Какое слово прозвучало несколько раз?
Дети:
- Вы повторяли несколько раз слово «иголки».
Воспитатель
- Иголки одинаковые или разные? Посмотрите, пожалуйста,на доску.
Ребё нок:
- Иголки разные.
Воспитатель:
Правильно. У слова «иголки» много значений. Такие слова в русском языке называются многозначными.
Давайте запомним это слово.
Игровой приё м: «Шагаем по ладошке и медленно произносим слово».
Послушайте, как я сейчас произнесу слово «иголка».
- И- и- и- иголка.
- Какой звук я выделяла голосом?
Дети:
Звук [и].
Воспитатель:
Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком. Это звук [И].
3. Артикуляция звука и его характеристика.
Воспитатель:
- Давайте все вместе произнесём звук [и].
Дети:
- И.
Воспитатель:
- Какой красивый звук! Когда мы его произносим, наше лицо преображается. Оно становится добрым.
Как вы думаете, этот звук длинный или короткий?
Давайте проверим.
Дети произносят звук.
Вопросы:
Когда вы произносили этот звук, вам мешали губы, язык?
Дети:
- При произнесении звука [И] нам не мешали губы, язык.
Воспитатель:
- Этот звук поётся?
Дети:
- Этот звук можно пет
Воспитатель:
- Действительно, звук [И] поётся. В его образовании участвует голос.
Много лет тому назад вместо слова голос говорили «глас». Так появилось слово «гласные».
Звук [И] – гласный звук.
. Игровое упражнение «Не ошибись!»
Установка:
- Сейчас я буду называть имена мальчиков и девочек. Если вы услышите в имени звук [и], то хлопните в ладоши.
Оля, Семён, Игорь, Саша, Вера, Маша, Инга, Алёша, Павел, Настя, Ира, Вася, Коля, Инна, Анна, Клава, Ирма.
Воспитатель:
- Кто из вас назовёт имена со звуком [и] в начале слова?
(Вызывает одного из ребят).
- Молодец! Ты внимательно слушал меня.
У меня большая грива,
Ушки и копытца.
Прокачу того игриво,
Кто не побоится.
Моя шёрстка гладка,
Кто же я?. (лошадка)
Воспитатель:
- А как зовут детёныша лошади?
- Жеребёнок.
Воспитатель:
Жеребёнок вырастет и превратится в коня-скакуна. А теперь мы поиграем, сильный, ловкий кто, узнаем.
6. Киргизская народная игра «Скачка»
Звучит музыка. Дети, выполняя поскоки, передвигаются по кругу.
В центре круга стоит водящий и машет платочком. Если музыка смолкнет, водящий бросит платок вверх. Место водящего займёт тот, кто поймает платочек.
7. Сказка о братьях Ик, Ищ.
Сядьте, пожалуйста, на коврик. Я хочу рассказать вам сказку.
Жили-были два брата. Одного звали Ик, а другого – Ищ.
Ик был маленький, а Ищ – огромный.
У Ика был домик, а у Ища – домище.
А сейчас я хочу, чтобы вы помогли мне рассказать об Ике.
(Проводится игровое упражнение «Закончи предложение»).
У Ика не рот, а …
У Ика не нос, а …
У Ика не глаз, а … и т. д.
А что же Ищ?
Если он такой огромный, значит, у него всё очень большого размера.
У Ища, не рот, а… У Ища не нос, а …
У Ища не глаз, а …
Прошло много лет, но люди не забыли о братьях. Если они хотят назвать маленький предмет, то вспоминают о брате Ике. Если надо назвать предметы огромного размера, то вспоминают о брате Ище.
В именах Ик, Ищ, есть общий звук. Назовите его, пожалуйста.
Дети:
-Это звук [и].
Воспитатель:
- Как вы думаете, можно ли увидеть звук [И]?
Ребё нок:
- Звуки мы не видим.
Воспитатель:
- Для обозначения звуков люди придумали специальные знаки (буквы).
Звук [И] обозначается буквой [И]. Вот как она выглядит (показ буквы).
Воспитатель:
- С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Можно ли этот звук петь?
- Как называются звуки, которые поются?
- Какой буквой обозначается звук [И]?
Вы мне сегодня очень понравились. Хорошо отвечали на вопросы, были активными на занятии.