Людмила Писчик
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Сине-голубое чудо — сказочная гжель»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Цель: Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством.
Задачи:
1. Образовательная область: Познавательное развитие.
Продолжать знакомить с национальным декоративно прикладным искусством (Гжель).
2. Образовательная область: Речевое развитие.
Предлагать для рассматривания иллюстрации с изделиями народных промыслов.
Совершенствовать диалогическую форму речи.
3. Образовательная область: Физическое развитие.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Сине-голубое чудо — сказочная гжель“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
Оборудование и материалы:
Иллюстрации с изображением предметов гжельских мастеров.
Ход образовательной деятельности.
1. Вводная часть:
Организационный момент.
Воспитатель: (сидя на ковре). Дети, посмотрите к нам сегодня пришли гости. Давайте все улыбнёмся гостям и подарим своей улыбкой хорошее настроение.
Воспитатель: А сейчас, внимание, я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь её отгадать.
Пузатый чайник, расписной.
Он бело – сине – голубой красив рисунок, мне поверь.
Зовётся эта роспись …
Ответы детей: Гжель.
Воспитатель: - Верно это Гжель.
Сегодня мы немного поговорим о сказочно красивой гжельской росписи. Прежде чем начать нашу беседу я предлагаю вам послушать стихотворение.
Ребё нок читает стихотворение:
Поверить трудно: неужели!
Всего два цвета: Чудеса. ,
Вот так художники из Гжели
На снег наносят небеса!
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине – белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера.
Воспитатель: - Благодарит ребёнка за прочитанное стихотворение.
2. Основная часть.
Воспитатель: Дети, я давно хотела рассказать вам о происхождении гжельской росписи, и поэтому я обратилась за помощью к Грамотейке Сегодня утром, придя в группу, я увидела конверт с письмом, решила прочитать его вместе с вами. Хотите узнать, что в этом письме.
Дети: Да.
Воспитатель: Читает текст. (по ходу чтения текста дети рассматривают иллюстрации по данной теме)
Здравствуйте, ребятишки! Меня зовут Грамотейка, я узнал, что вы хотите узнать о происхождении гжельской росписи и с большим желанием вам расскажу об этом.
В Московской области есть деревня - Гжель. Долгое время жители деревни пытались заниматься сельским хозяйством, однако почва была не плодородной и не приносила никаких результатов. На поверхности земли был обнаружен пласт белой глины. Глина была очень качественная, и население стало заниматься производством фарфора. Так зародился новый промысел, связанный с изготовлением гончарных изделий и игрушек из белой глины. Их стали украшать неповторимой росписью – сине – голубого цвета, назвали эту роспись – Гжель. В технике Гжели изготавливают ; сервизы, чайные пары, вазы для цветов, сахарницы, самовары, сувениры и даже игрушки, фигурки животных, героев народных сказок матрёшек. Особенностью гжельской росписи является использование трё х цветов: белого, который является фоном, синего и голубого, которыми выполняется этот рисунок. Слово «Гжель» сегодня очень популярно – это красота, гармония, сказка и быль.
Физ. минутка:
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный как начальник.
(Дети надули живот, одну руку поставили на поясе, другую изогнули).
Вот фарфоровые чашки,
Очень крупные бедняжки.
(Присели, одну руку поставили на пояс, другую изогнули).
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
(Потянулись, сомкнули руки над головой, одну ногу согнули в колене).
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принёс.
(Вытянули руки вперёд).
Воспитатель: Знаете, дети, любимый узор гжельских мастеров – это роза.
Предлагаю послушать короткую сказку, про розу.
Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которую ему подарила жена. Но роза от мороза замёрзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своих изделиях, только не алый, а синий. А купец отвёз жене в подарок эту посуду.
Воспитатель: Дети, теперь вы всё знаете о гжельской росписи. Предлагаю вам ответить на мои вопросы.
1. Где появилась гжель?
2. Какие цвета использовали гжельские мастера?
3. Какие предметы расписывали гжельские мастера?
4. Какие узоры изображали гжельские мастера на своих предметах?
5. Какой любимый узор у гжельских мастеров?
Ответы детей.
Воспитатель. Вы молодцы, ребята, хорошо ответили на все вопросы.
А для вас припасена ещё одна загадка, а загадает вам её Люба.
Синяя сказка - глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпение,
Дружная, звонкая … (Гжель).
3. Заключительная часть:
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Вам понравилось занятие? Скажите, что вам больше всего понравилось в этом занятии?
А сейчас Маша, вам прочтёт стихотворение, «Узоры Гжели».
Все изделия из гжели
Фон имеют только белый.
А на нём лишь синий цвет.
А других здесь красок нет.
Расцветают на морозе
Колокольчики и розы.
Хризантемы и ромашки
Украшают вазы чашки.