Орлова Татьяна Александровна
Конспект ООД по познавательному развитию «Явления природы» в старшей группе для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Ход ООД:
I. Беседа о воздухе, значении воздуха для жизни.
Учитель – дефектолог: Ребята, что нельзя раскрасить? (воздух) Воспитатель. Вокруг нас есть воздух, но мы его не замечаем: он невидим. Воздухом мы дышим, без него невозможно жить. Давайте задержим дыхание, зажмем нос, пока я сосчитаю до 5. Вот видите, даже до 5 раз тяжело задерживать дыхание. Хочется быстрее вдохнуть. А если бы вообще не было воздуха, мы бы просто задохнулись. Но, к счастью, у нас воздуха много, на всех хватит, он везде. Хотя воздух и невидим, его можно обнаружить.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Явления природы“ в старшей группе для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
II. Практическая работа на обнаружение воздуха в различных предметах, закрепление представлений о свойствах воздуха, сжимаемости воздуха, весе воздуха.
1. Игра-поиск «Где живет воздух?»
(Воспитатель показывает стеклянную банку с кубиками.)
Учитель – дефектолог: Посмотрите, что это? (Стеклянная банка.)
Учитель – дефектолог: Есть ли что-нибудь в банке? (Кубики.)
Учитель – дефектолог: Уберем кубики, есть ли что-нибудь в пустой банке? (Воздух.)
Учитель – дефектолог: Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный.)
(Перед каждым ребенком на столе целофановый пакет.)
Учитель – дефектолог: Возьмем целофановый пакет в руки, встряхнем его, закрутим его со стороны отверстия. По мере скручивания мешочка что происходит? (Мешочек надувается.)
Учитель – дефектолог: Что же надуло пакет? (Воздух.)
2. Опытно-экспериментальная деятельность
Учитель – дефектолог: Дети, я приглашаю вас в мини-лабораторию.
Опыт 1. Воздух есть в воде.
(Перед каждым ребенком на столе стоит чашка с водой и соломинкой.)
Учитель – дефектолог: Дети, возьмите палочку для коктейля, один конец опустите в чашку с водой, другой конец возьмите в рот и осторожно подуйте в воду через палочку. Что появляются в воде? (Пузырьки воздуха.)
Опыт 2. Воздух есть в сахаре.
(Перед каждым ребенком на столе чашка с водой, кусочек сахара.)
Учитель – дефектолог: Возьмите кусочек сахара и осторожно опустите в воду. Что вы заметили? (Из сахара кверху побежали пузырьки воздуха.)
Учитель – дефектолог: Что это значит? (В сахаре есть воздух.)
Вывод. Воздух есть везде: в комнате, на улице, в банке, в пустом пакете, в сахаре.
Сенсорное упражнение «Сжатый воздух»
Учитель – дефектолог: Сегодня у нас необычный гость. (Достает ненадутый воздушный шар.) Дети, что это такое? (Шарик.)
Учитель – дефектолог: Какой шарик? (Красный, резиновый, тянется, худенький.)
Учитель – дефектолог: Шарик просит меня, чтобы я его надула.
(надувает шар.)
Учитель – дефектолог: Чем наполнили шар? (Воздухом.)
Учитель – дефектолог: Каким стал шар? (Большим, прозрачным.)
Учитель – дефектолог: Тяжелее стал шарик или легче? (Тяжелее.)
Учитель – дефектолог: Что случится, если шарик заполнить большим количеством воздуха? (Он лопнет.)
(Воспитатель отпускает шар не завязав его.)
Учитель – дефектолог: Воздух с силой вырвался из шарика: он был сжат там. Где еще находится сжатый воздух? (В резиновом мяче, в шинах велосипеда.)
(показывает резиновый мяч.)
III. Обобщение знаний о движении воздуха, о ветре, использовании свойств воздуха человеком
1. Моделирование явления природы.
Учитель – дефектолог: Дети, какие поделки вы смастерили на занятиях? (Веер, веточку с листочками, вертушку, ветрянную мельницу.)
Учитель – дефектолог: Что общее между этими поделками?
(Перед каждым ребенком на столе веер.)
Учитель – дефектолог: Помашем веером у лица. Какое при этом возникает ощущение? (У лица движется воздух.)
Вывод. Воздух может перемещатся с одного места на другое, мы говорим, что дует ветер.
(Звучит аудиозапись шума ветра.)
2. Речевая игра «Кто больше назовет действий»
Учитель – дефектолог: Дети, какие загадки вы знаете про ветер?
(Дети загадывают загадки.)
Неизвестно, где живет.
Налетит – деревья гнет.
Засвистит – по речке дрожь.
Озорник, а не уймешь!
Без рук, без ног стучит –
В избу просится.
Рукой махнул,
Дерево погнул.
Учитель – дефектолог: Дети, почему вы думаете, что эти загадки про ветер? Что делает ветер? (Гнет деревья, летит, свистит, стучит.)
Вывод. Ветер заставляет двигаться другие предметы.
3. Сенсорное упражнение «Ветер, ветер, ты какой?»
(Перед каждым ребенком на столе веточка с листочками.)
Учитель – дефектолог: Подуем на веточку с листочками тихо и сильно. Что происходит с веточкой и листочками? (От дуновения тихого ветра листья колышутся. А когда дует резкий ветер качаются веточки.)
IV. Физкультминутка
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу. (Плавные движения рук вверх, вниз.)
Хочу на лево посвищу, (Наклон влево.)
Могу подуть направо, (Наклон вправо.)
Могу подуть вверх –
В облака, (Медленно поднимают руки вверх – наклоны)
А пока – я тучи разгоняю. (Кружатся на месте)
V. Систематизация знаний об использовании свойств воздуха человеком
1. Игра-тренинг «Король ветров»
(Детям раздаются вертушки»
Учитель – дефектолог: Поиграем с вертушками. Что приводит в движение вертушку? (Ветер.) Подуем «ветерком» на вертушку, чтобы она завертелась. Посмотрим, чья вертушка будет дольше крутится, тот и победит.
Учитель – дефектолог: Ребята, отгадайте загадку.
2. Загадка.
Живет от ветра,
Сама не ест,
А весь мир кормит. (Ветряная мельница.)
Учитель – дефектолог: Почему мельницу называют «ветряная»? Поиграем с макетом ветряной мельницы. Что надо сделать, чтобы мельница заработала? (Надо поиграть в «ветер») Как надо дуть на крылья мельницы, чтобы они завертелись? (Сильно.) Что приводит в движение лопасти вертушки? (Ветер.)
(Воспитатель предлагает ребенку прочитать заранее разученную немецкую песенку.)
Погляди в мешках томится
Золотистая пшеница.
Ветер дует день и ночь
Хочет мельнику помочь.
Станет все зерно мукою,
Потечет мука рекою.
Испекут нам из муки
Булки, плюшки, пирожки.
Учитель – дефектолог: Что делали раньше на ветрянной мельнице? (Мололи зерно.)
Вывод. Ветер – наш друг.
3. Игровое упражнение с водой «Нагоним волны»
(В зоне воды 2 тазика наполнены водой.)
Учитель – дефектолог: Отправим в плавание кораблик.
(Дети запускают в тазик с водой кораблик, наблюдают, как он ведет себя на поверхности воды.)
Учитель – дефектолог: Что надо делать, чтобы кораблик двигался. (Подуть.)
Учитель – дефектолог: Пустим кораблики в плавание, сопровождая их «ветром». Как двигается кораблик на нашем озере при ровном «ветре»? (Кораблик двигается плавно и уверенно к «берегу».)
Учитель – дефектолог: А если налетит порывистый «ветер»? (Кораблик может перевернутся.)
Учитель – дефектолог: Подуем с большей силой, поднимем большие волны, изобразим бурю. Какую закличку поют дети, пуская весной в ручейки кораблики.
(Воспитатель предлагает ребенку прочитать заранее разученную календарную закличку «Вей, ветерок»)
Вей, вей, ветерок.
Натяни парусок,
Гони мой стружок
От ворот в поворот.
VI. Явления природы в произведениях поэтов и художников
Учитель – дефектолог: Сравним, как одно и тоже явление природы воспринимают поэт и художник. Ребята, послушайте строфы о ветре А. С. Пушкина.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
ты волнуешь сине море
Всюду веешь на просторе.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Учитель – дефектолог: Кто скажет, эти строфы, которые вы сейчас услышали, из какой сказки А. С. Пушкина? (Сказка о Царе Салтане.)
Учитель – дефектолог: Что делает ветер в сказке А. С. Пушкина? (Гоняет стаи туч, волнует сине море, веет на просторе, гуляет по морю, подгоняет кораблик, бежит в волнах.)
(Воспитатель выставляет на доску картину И. Айвазовского «Радуга», картину А. Рылова «В голубом просторе», картину Н. Н. Дубовского «Притихло».)
Учитель – дефектолог: Что общее на трех картинах? (Художники изобразили море и корабли.)
Учитель – дефектолог: Что приводит в движение суда? (Ветер.)
Учитель – дефектолог: Их трех картин выберете ту, которая больше соответствует отрывку из стихотворения Г. Долженко.
Голубая гладь морская,
Тихо пеною шурша,
Легкий парусник качает,
Словно малое дитя.
Учитель – дефектолог: Какой ветер изобразил художник А. Рылов? (Легкий, приятный, ласковый.)
Учитель – дефектолог: На какой картине изображен разрушительный, ураганный, холодный ветер? (На картине И. Айвазовского «Радуга».)
Учитель – дефектолог: Какие волны поднимает такой ветер? (Огромные.)
Учитель – дефектолог: Какой ветер изобразил художник Н. Н. Дубовской (Слабый, теплый.)
VII. Обобщающая беседа по картине «Охрана воздуха от загрязнения»
Учитель – дефектолог: Ребята, отгадайте загадку.
Это что за потолок
То он низок, то высок
То он сер, то беловат
То чуть, чуть голубоват
А порой такой красивый
Кружевной и синий, синий. (Небо.)
Учитель – дефектолог: Вы правильно отгадали загадку. Что такое небо? (Небо-толстый слой воздуха.)
(Показывает картину с изображением природы и завода.)
Учитель – дефектолог: Дети, внимательно посмотрите на картину. Какие слова можно подобрать для описания неба? Что виднеется вдали, за лесом? (На картине изображен завод. Трубы заводов выбрасывают в воздух дым, сажу.)
Учитель – дефектолог: Почему мы не задыхаемся? (Зеленые растения очищают воздух.)
Учитель – дефектолог: Что можете рассказать о лесе? (Чем больше растений, тем чище воздух. Растения – это зеленый наряд планеты. Лес – это земляная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль, ядовитые газы.)
Учитель – дефектолог: Как охраняют воздух от загрязнения? (Над трубами заводов устраивают уловители дыма.)
Учитель – дефектолог: Что можно делать для леса? (Сажать и выращивать молодые деревья. Нельзя жечь костры рядом с деревьями.)
Учитель – дефектолог: О чем эта картина? (Человеку природа дала воздух и он должен не только брать, но и беречь, охранять воздух от загрязнения.)
(Воспитатель предлагает ребенку прочитать заранее разученное стихотворение.)
Давайте лес любить, оберегать
И взрослым в этом деле помогать.
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!
VIII. Игра с шарами «Летающие бабочки»
(Звучит «Старинная французская песенка»П. И. Чайковского в грамзаписи.)
Учитель – дефектолог: А сейчас поиграем на лесной полянке, почувствуем, какой здесь свежий воздух. Наш шарик пригласил в гости своих друзей – воздушные шары. Шарики будут бабочками. Бабочки любят летать. Посмотрим, чья бабочка летит выше и не падает.
(Дети подбрасывают шары вверх и ловят.)
IX. Итог занятия
Учитель – дефектолог: Что это за невидимка, который нам нужен? (Воздух.)
Учитель – дефектолог: Что такое лес? (Лес – это не только украшение земли, ее великолепный и удивительный наряд, но и источник здоровья.