Получи документы

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе с элементами ТРИЗ «Удивительные свойства воздуха»

Наталия Семушева
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе с элементами ТРИЗ «Удивительные свойства воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развивать у детей представления о свойствах воздуха путем экспериментирования.

Задачи:

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования с элементами ТРИЗ и делать выводы.

Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.

Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе с элементами ТРИЗ „Удивительные свойства воздуха“» размещена в разделах

Активизировать речевую деятельность.

Закреплять и расширять словарный запас детей.

Воспитывать культуру общения.

Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Закреплять правила безопасного поведения во время проведения опытов с воздухом.

Содействовать физическому развитию и оздоровлению детей путем включения дыхательной гимнастики в воспитательно-образовательную работу.

Формировать физиологически правильное дыхание с помощью дыхательной гимнастики, укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.

Развивать интерес к дыхательным упражнениям.

Методы и приемы: беседа, наблюдение, опыты, игра, физкультминутка, дыхательная гимнастика, загадка, сюрпризные моменты.

Предварительная работа: беседы о воздухе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы по данной теме, надувание шаров, игры с мыльными пузырями, изготовление вееров, наблюдения за погодой, ветром.

Ход ООД.

Воспитатель: Ребята, а когда вы встречаете кого-нибудь, вы что говорите в первую очередь. Ответы детей.

А давайте поздороваемся с природой

Приветствие:

Утром Солнышко встает, (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет (Сгибать руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я: (Показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я (Поднять руки над головой).

Отвечаю Травам я (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! (Взять друг друга за руки).

Воспитатель: Мы поздоровались с солнцем, ветром. Что можете сказать об этих явлениях? (Мозговой штурм)

Какое может быть солнце? Ответы детей.

Какой может быть ветер? Ответы детей.

Что обьединяет эти явления? Ответы детей.

Воспитатель:

«Представьте, что вы в сказочном лесу. Оглядитесь вокруг. Поют птицы, летают бабочки, растут красивые цветы. Это какая природа? (ответы детей) Ярко светит солнце. Вы вдыхаете свежий воздух. Какие это явления?

Воспитатель: Ребята, мы можем увидеть солнце? Птиц? Цветы?

Можем ли увидеть ветер? Ответы детей.

Воспитатель:

Присаживайтесь поудобнее, сейчас мы начнём читать сказку. Сказка эта не простая, а волшебная. А ещё — поучительная, полезная, интересная.

Сказка «Добрый воздух»

Воспитатель:

В чистом царстве, в воздушном государстве стояла необычная школа. Лесная школа. На уроке в Лесной школе Мудрейшая Сова рассказывала зверятам про воздух.

Соня Бондаренко:

— Всему живому на земле известно, что воздух необходим, — говорила Мудрейшая Сова. Он питает все клеточки нашего организма, поддерживает огонь. Люди, животные, растения дышат воздухом. Воздух – везде, он большой и всепроникающий. Воздух умеет поглощать влагу, переносить её, а потом, в другом месте отдавать. Воздух защищает землю от вредных для всего живого космических лучей, оказывает сопротивление падающим метеоритам.

Воспитатель:

Внимательно слушали зверята Мудрейшую Сову. А после уроков маленький Лисё нок вдруг сказал:

Полякова Надя:

«А мне не нужен воздух. Я его всё равно не вижу».

В этот момент налетела неведомая сила, закружилась-завертелась вокруг Лисёнка, и унесла его с собой. Не успел Лисёнок опомниться, как оказался на другой планете. Это была планета Марс. На Марсе практически нет воздуха, и воздушная оболочка не защищает эту планету. Вся поверхность Марса была разбомблена метеоритами.

Всего несколько минут побыл Лисёнок на другой планете. Ему не хватало воздуха. Но вот добрые силы сжалились над ним, и вернули его в чистое царстве, в воздушное государство.

Тогда-то и оценил Лисёнок всю ценность воздуха. Ничего, что он не видел воздух. Главное, что воздух существует. Добрый, всепроникающий воздух.

Воспитатель: Ребята, мы посмотрели сказку, есть ли в этой сказке правда или только вымысел? Ответы детей.

Воспитатель: Давайте с вами проверим, есть ли воздух в нашей группе.

Опыт № 1: Поймай воздух-невидимку полиэтиленовым пакетом.

Возьмите каждый в руки полиэтиленовый пакет. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети проверяют, подтверждают что пакет пустой).

Воспитатель: Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ответьте на вопросы:

- Что внутри пакета?

- На что похож мешок?

Воспитатель: Воздух занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Каким стал пакет? Почему так произошло? (Ответы детей)

Воспитатель: Давайте сделаем вывод (обращение к детям) : воздух прозрачный, невидимый, воздух-невидимка, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать!

Воспитатель:- Ребята, а как воздух попадает внутрь человека? (Вдыхаем воздух носом или ртом, а потом выдыхаем)

Воспитатель - Давайте проверим ваши предположения.

Опыт № 2: Движение салфетки.

Воспитатель предлагает детям взять салфетку за верхние углы пальцами, поднести к носу, выдохнуть воздух, поднести ко рту, выдохнуть воздух.

- Что происходит с салфеткой? (Она движется, шевелится, качается)

Вывод: Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Поток воздуха двигает салфетку.

- На что похожа салфетка, когда шевелится от воздуха (На листья деревьев, которые шевелятся от ветра, воздушный змей, парус)

Воспитатель: Ветер – это движение воздуха, ветер раздувает парус на корабле, и он плывет. Ветер играет листьями на деревьях, и они шелестят. Воздух может передвигать предметы. Хотите устроить ветер?

Опыт № 3: Игра с веером.

Воспитатель: Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веер. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. Вот так.

А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем?

-Ответы детей.

Правильно, мы чувствуем ветерок. А как еще можно почувствовать воздух?

-Можно подуть себе на руку. Опять дует ветерок.

Воспитатель предлагает взять в руки веер, устроить ветер с помощью веера, помахать веером сначала на себя, потом друг на друга.

- Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок, прохладный ветерок)

- Как получается ветер? (Движется воздух)

- Где человек использует ветер? (Винт вертолета, самолета, ветряная мельница, фен, вентилятор) Показ картинок.

Вывод: Ветер – это движение воздуха

Физминутка.

Дует ветер с высоты,

Гнутся травы и кусты (руки вверх, наклоны)

Вправо – влево, влево - вправо

Клонятся цветы и травы (руки на пояс, наклоны)

А теперь давайте вместе

Все попрыгаем на месте (прыжки)

Стихотворение "Ветерок" Читает ребенок.

Ты и легкий, и прозрачный,

И не видим ты нигде,

Ни на улице, ни дома,

Ни на крыше, ни в трубе.

Без тебя не жить природе,

Воздух, воздух, наш дружок!

Побежишь скорей в дорогу,

Превратишься в Ветерок.

Ребята, так что же такое ветер? (это движение воздуха)

А давайте поразмышляем. Как вы думаете, ветер - это хорошо или плохо?

Игра-дискуссия "Хорошо-плохо"

Ветер - это хорошо. Почему? (В жару ветер приносит прохладу. В засуху ветер приносит дождевые облака. Ветер вращает ветряные мельницы. Когда есть ветер, можно кататься на парусных яхтах. Можно запускать воздушного змея. Ветер переносит семена растений).

Ветер - это плохо. Почему? (Когда дует ветер - холодно. Ветер приносит дождевые облака, и нельзя гулять. От сильного ветра могут даже деревья упасть, Сильный ветер может снести крышу дачного дома, от сильного ветра

можно простудиться и заболеть.

Да, ребята ветер бывает тихий и ласковый, а бывает порывистый и злой.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кому воздух нужен для жизни. Ответы детей.

Воспитатель: Это все живая природа.

Воспитатель: А чему воздух для жизни не нужен?

Воспитатель: Это все неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому.

Воспитатель: Ребята, а зависит ли здоровье человека от воздуха? Ответы детей.

Воспитатель: Здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Как вы думаете, какой воздух чище : в городе или лесу? (Ответы детей). Почему вы так думаете? (Ответы детей) Почему воздух становится грязным? (Ответы детей). Ребята, что нужно сделать, чтобы очистить воздух? (Ответы детей). Правильно, чтобы воздух наш был чистым, нужно не засорять природу, не бросать мусор и не жечь костры в лесу, сажать деревья.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо поработали, провели опыты и узнали про некоторые свойства воздуха. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (Ответы детей) Какой опыт вам показался интересным больше всего? (Ответы детей) Что вы сегодня узнали нового? (Ответы детей) Хорошо, сейчас я вам предлагаю взять со стола 2 сигнальные карточки – зеленый и красный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!

1. Воздух окружает нас со всех сторон (да).

2. Воздух можно услышать (да).

3. Воздух голубого цвета (нет).

4. Воздух прозрачный, не имеет цвета (да).

5. Воздух имеет свой вкус (нет).

6. Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов (да).

7. Человек может жить без воздуха (нет).

8. Ветер – это движение воздуха (да).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Хорошо поработали! И в подарок хочу подарить вам воздушные шарики. Ребята, чем они наполнены? (Ответы детей).

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства»Фотоотчет о НОД по развитию познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Магнит и его свойства» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию фотоотчет о ходе НОД в средней группе на тему "Магнит и его свойства" Цель: формирование навыков.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха»Фотоотчет о познавательно исследовательской деятельности в старшей группе. НОД «Свойства воздуха» Познавательное развитие. Познавательно исследовательская деятельность. Тема: «Свойства воздуха» Цель: Расширять представления детей о.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы «Удивительные свойства воздуха» Конспект непосредственно- образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Удивительные свойства воздуха». Образовательная область:.

«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования«Свойства воды». Занятие по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования НОД: Путешествие с капелькой Цель:Формировать представление о свойствах воды Образовательные задачи. 1. Продолжать знакомить детей со.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха»Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Свойства воздуха» Конспект по экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Свойства воздуха» Познавательно-исследовательская деятельность.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группеКонспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства металла» в младшей группе Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное. Цель: познакомить детей со свойствами.

Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха»Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха» Цель: способствовать развитию любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи. Образовательные: - способствовать.

Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха»Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» Конспект открытой образовательной деятельности по экспериментированию в старшей -Б группе Тема: «Свойства воздуха Интеграция образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе с элементами ТРИЗ «Удивительные свойства воздуха»
Опубликовано: 7 мая 2021 в 09:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе с элементами ТРИЗ «Удивительные свойства воздуха»» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Семушева (УИ 332306) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД