Евгения Тарадащенко
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
"Путешествие в прошлое вместе с Кузькой"
Задачи:
1. Образовательные:
Знакомство детей с русским бытом, утварью;
Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.
2. Развивающие:
Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;
Развитие интереса к познанию нового материала.
3. Воспитательные:
Публикация «Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Народная культура и традиции“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.
Оборудование и материалы: аудиозаписи русских народных песен; игрушка домовёнок Кузька; картинки с изображением русской избы, русской утвари; дидактическая игра «Отгадай из какой сказки герой».
Ход работы
1. Мотивационно - ориентировачный этап
Звучит русская народная мелодия, под неё появляется домовёнок Кузька.
Кузька: ой, бяда – бяда – огорчение. И некуда мне, несчастному податься. И негде мне – горемыке укрыться.
Воспитатель: ребята, это кто такой к нам в гости пожаловал?
Ответы детей (это домовёнок Кузька)
Воспитатель: верно! Кузька, да ты нас не бойся, мы тебя не тронем. Наши мальчики и девочки добрые, никого не обижают, они со всеми дружно живут. Проходи к нам в гости!
Дети зовут Кузьку погостить у них.
Кузька: ну если не тронете, тогда ладно, тогда погощу немного у вас. Садитесь на стульчики, будем знакомится. Меня Кузькой кличат. А вас? Ну-ка все хором скажите – как вас зовут?
Дети произносят свои имена.
2. Поисковый этап Воспитатель: Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим.
Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит «зовут». Ничего-то вы не понимаете!
Воспитатель: вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?
Кузька: так я ж давно родился. Мне семь веков, восьмой пошёл. Или по-вашему – 700 лет.
Воспитатель: Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?
Кузька: а почто не знать-то! Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?
Ответы детей (конечно хотим).
Кузька: ну тогда смотрите и слушайте!
3. Практический этап. Кузька вместе с воспитателем сначала показывают дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари, рушники, посуду.
Воспитатель: ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах. Делался дом из глины, крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней (в современных домах это помещение называется коридор или прихожая). Потом шла горница (у нас это – комната). Давайте повторим название дома и его помещений.
Дети называют избу, сени и горницу.
Кузька: ваши мамы и бабушки умеют стряпать пироги да ватрушки?
Ответы детей (да, они пекут и пироги, и булочки, и торты).
Кузька: ах, какие стряпуньи – молодцы! Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди горницы.
Воспитатель показывает на картинке русскую печку.
Кузька: хозяюшки теста намесят, раскатают, начиночкой сладкой сдобрят свою стряпню, да в печь ставят. А чтоб веселее было работать – песни пели. Протяжные, да задумчивые.
Физминутка:
Воспитатель включает запись русских народных песен. И предлагает детям вместе с Кузькой поплясать, используя движения русского народного танца – прясядка, кружение, взмахи платочками.
Воспитатель: славно детки поплясали. А теперь давайте дальше посмотрим картинки, приготовленные Кузькой.
Воспитатель показывает картинки с изображением русской утвари – чугунок, рушник, ухват и т. д. Проводится игра «Один – много».
Кузька: вы молодцы, детишки! А кто из вас знает русские народные сказки? Давайте-ка вспомним сказки и их героев. Ведь их придумали именно в старину. Матушки и батюшки рассказывали своим деткам сказки, а они в свою очередь, когда подрастали, рассказывали своим детушкам. Так вот сказки по традиции и идут друг по дружке.
Дети называют сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».
Воспитатель предлагает детям игру «Из какой сказки герой?».
Кузька: да, наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку
Расти коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косынька, до пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся!
Ответы детей (при расчёсывании, при заплетании косичек).
Кузька: какие догадливые ребятишки! А ну-ка следующие потешки отгадаете?
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Тушки — тутушки,
На столе пампушки.
На столе пампушки,
А в печи ватрушки.
Пампушки, ватрушки —
Нашему Андрюшке!
Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток).
Кузька: эх, и с этой справились! Давайте-как ещё одну вам расскажу! Ох и весело мне с вами!
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Ответы детей (при умывании)
Воспитатель: молодцы, ребята! Все потешки от Кузьки узнали. А теперь давайте и я вам потешку скажу, а вы угадайте – когда её говорят?
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
Ответы детей (когда тетки засыпают).
Кузька: баю-баюшки-баю, баю Кузеньку мою! Чегой-то я спать захотел. Пойду посплю немного под печкой у бабушки в избе.
Воспитатель: иди, Кузенька, отдохни! Мы рады были тебя увидеть. С тобой было очень интересно и весело. До свидания! Дети прощаются с домовёнком.
4. Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Ребята, что нового вам рассказал Кузька? Что на картинках у Кузьки было нарисовано? Какие названия русских народных сказок вы запомнили? Что такое потешки, для чего они использовались?