Яна Мельникова
Краткосрочный проект «Народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект : «Народная культура и традиции»
Средняя группа №18
Автор: Мельникова Яна Николаевна
Организация: МАДОУ ДС№ 3 (Березники)
Тип: творческий, групповой
Вид: краткосрочный
Актуальность
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Публикация «Краткосрочный проект „Народная культура и традиции“» размещена в разделах
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Цель проекта :
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта :
Образовательные: Познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.
Развивающие: Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
Воспитательные: Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
Тип проекта :
по методу – познавательный, творческий;
по характеру контактов – открытый;
по количеству участников – групповой, дети 4-5 лет, родители, воспитатели;
по продолжительности – краткосрочный (1 неделя).
Планируемый результат:
Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;
Расширить представление о народном искусстве;
Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
Воспитывать интерес к фольклору, разучить детские частушки, потешки.
Организовать, совместно с родителями, в группе выставку – музей предметов народного быта и культуры.
Интеграция областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
1 этап - подготовительный
Формулирование цели и определение задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
Подбор материалов по теме проекта.
Организация предметно - развивающей среды в группе, в соответствии с планом основного этапа реализации проекта.
Взаимодействие с родителями с целью создания условий для реализации проекта, обеспечения предметами народного быта и культуры.
2 этап - основной
Рассматривание иллюстраций, беседы:
«Знакомство с народными инструментами» : балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен. (Просмотр иллюстраций с использованием технических средств обучения, далее ТСО).
Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
«Русская народная игрушка», «Народные мастера» - игрушки из глины: дымковская, филимоновская; деревянные игрушки - свистульки, матрешки, волчки; народные куклы ручной работы и т. д. (Просмотр иллюстраций с использованием ТСО).
Цель: Приобщение к русскому народному искусству. Расширить представление о том, чем играли наши бабушки и дедушки?
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки : «Репка», «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Волк и семеро козлят».
Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
НОД:
Непосредственная образовательная деятельность по рисованию «Веселые матрешки».
Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.
Задачи: Учить расписывать матрешку красками. Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи «Русская изба!» (с применением ТСО).
Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.); Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.
Дидактические игры:
«Чей сувенир?» Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремесел. Пробуждать интерес к талантам народных умельцев
Подвижные игры:
«Салки», «Гуси, гуси.», «Кошки мышки», «У медведя во бору». Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с на родными играми; развивать двигательную активность., закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве»
Хороводные игры:
«Каравай», «Карусели», «Ручеёк»
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Знакомство с фольклором:
Потешки, загадки, считалки, частушки, пословицы, поговорки.
Цель: формировать любовь к устному народному творчеству.
Разучивание потешки:
«Мышка».
Цель: Знакомство с жанром устного народного творчества. Учить детей выразительно рассказывать потешку, развивать память, связную речь.
3 этап - заключительный
Итоговое мероприятие:
Непосредственная образовательная деятельность
, Исполнение детьми детских частушек.
Цель: Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
Организация в группе выставки – музея предметов народного быта и культуры.
Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству
НОД Тема: «Традиции русского народа»
Цель: Помочь детям почувствовать духовную жизнь русского народа
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с традициями русского народа – посиделками, учить детей играть в русские народные игры «карусель», «ручеек», подбирать рисунок в игре «почини носочки». Закрепить умение работать с соленым тестом.
Развивающая: развивать нравственные качества личности дошкольника, наглядно-образное мышление, восприятие, внимание, память, речь, словарный запас слов, воображение.
Воспитательная: воспитывать уважение к труду, гордость за свой народ, пробуждать чувство любви к Родине.
Предварительная работа: выучить с детьми пословицы о труде; научить играть в русские народные игры; работать с соленым тестом; познакомить с традициями и бытом русского народа.
.
Оборудование: для украшения группы под избу: печь, стол с кухонной утварью (самовар, чугунки, чашки, лавочки, половики, сундук, почта от Емели, атрибуты к игре «почини носки» (носки и заплатки). Аудиозапись с русскими народными песнями. Соленое тесто для лепки бубликов, фартуки, чепчики, кувшин с водой, полотенце.
Интеграция образовательных областей:
· Коммуникация;
социализация ;
· Познание (картина мира);
· Художественное творчество (лепка).
Ход занятия.
Дети нарядные в русские народные костюмы входят в группу под русскую народную музыку, их встречает воспитатель, одетый в русский народный костюм, в роли хозяюшки. Группа украшена под русскую избу.
Хозяюшка:
Здравствуйте
Гости званные и желанные!
Красивые и молодые,
Застенчивые и боевые.
(дети здороваются)
Посмотрите, к нам пришло много гостей, давайте поздороваемся с ними.
Гости на пороге – хозяйке радость
Для вас у меня место готово
Красному гостю – красное место.
Дети присаживаются на лавочку.
Хозяюшка: Я вас ждала к себе в гости, в избе порядок навела, пол подмела, дров наносила, печку затопила. А вы знаете, в древней Руси самой главной в избе была печка, ее ласково называли кормилицей, барыней. В ней и есть готовили она, и дом согревала, на ней спали и одежду сушили.
Ребята, а у вас или у вашей бабушки есть печка? (ответы детей)
А вы видели, как бабушка готовит в печке?
А что можно в печке приготовить?
В старину говорили «Не красна изба углами, а красна изба пирогами», вот и я тесто замесила, а испечь не успела. Поможете мне испечь бублики к чаю?
Но перед работой мы наденем фартуки, чепчики и обязательно помоем руки.
Знаем, знаем, да-да-да.
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку,
Лейся понемножку.
Лейся, лейся, лейся
Лейся, посмелей,
Катя умывайся веселей!
Дети садятся за столы.
Хозяюшка: разомнем наши пальчики (пальчиковая игра «пирог»)
Тесто ручками помну,
Пирог я сладкий испеку,
Серединку смажу джемом,
А верхушку сладким кремом,
И кокосовою стружкой
Я присыплю пирог немножко,
А потом чаю заварю,
В гости друга приглашу.
На столах разложены доски для лепки и по кусочку соленого теста. Хозяюшка напоминает детям, как лепят бублики: берут небольшой кусочек теста, раскатывают колбаску, сворачивают ее в колечко и края слепляют. Готовые бублики дети укладывают на противень, и хозяйка ставит в печь (пока дети выполняют работу, играет спокойная народная музыка).
После работы помоем руки!
Хозяюшка: Пока наши бублики пекутся, мы с вами отдохнем. В старые времена был такой обычай у русских людей: когда они заканчивали работу в поле устраивали посиделки. Они собирались вместе, играли на музыкальных инструментах, пели русские народные песни, рассказывали сказки, танцевали, играли в игры. Старые молодых разному ремеслу учили.
А вы, любите играть в игры?
Вот и мы с вами сегодня поиграем в русскую народную игру «ручеек»
Приглашаю детвору,
На весёлую игру,
А кого не примем
За уши поднимем
Уши будут красные,
До того прекрасные.
(дети встают парами играют в игру «ручеек» под русскую народную мелодию).
После этой игры дети садятся на лавочку, раздается стук в дверь. Входит почтальон и отдает письмо и посылку от Емели. Хозяюшка открывает письмо и читает.
(письмо от Емели).
Здравствуйте дорогие ребята!
Я, Емеля из русской народной сказки. Я, хотел прийти к вам в гости, но у меня прохудились все носки, вот я и не могу сам выйти из дома, ноги мерзнут. У меня к вам огромная просьба поставьте, пожалуйста, на мои носки заплатки. Заплатки я сделал, но не могу понять на какой носок какую поставить нужно.
Хозяюшка: Ребята, поможем Емели починить носки?
(На доску вывешиваются носки, а на стол рядом ложатся заплатки ребятам нужно подобрать заплатку).
(хозяюшка спрашивает ребят, правильно ли они подобрали заплатку, почему именно эта заплатка).
Хозяюшка: Молодцы ребята, починили все носки Емели. Отправим ему посылку с его носками. Да отправим ему ещё вот такие носки (хозяюшка показывает детям пару вязаных носков из шерсти и спрашивает).
Хозяюшка: как вы думаете, из чего связаны эти носки? (ответы детей)
Правильно. Еще давным-давно люди заметили, что шерсть домашних животных очень теплая.
Дети назовите мне этих животных. (ответы детей)
Правильно, их стригли, затем эту шерсть чесали ческами, пряли, потом из этой пряжи вязали носки.
А у вас есть шерстяные носки? тепло в них?
И сейчас наши бабушки вяжут нам теплые шерстяные носки.
Положим Емеле в посылку носки, которые мы починили и отправим ему шерстяные носки, чтобы ему не было холодно, и ножки его согрелись.
Ребята, а куда надо идти, чтобы отправить посылку?
После занятия я пойду на почту и отправлю Емеле нашу посылку
Русский народ издавна славился трудолюбием, об это говорят пословицы. Например: рабочие руки не знают скуки.
А какие пословицы о труде вы знаете?
Хочешь, есть калачи - не лежи на печи.
Умение и труд все перетрут.
· Дело мастера боится.
Под лежачий камень вода не течет.
Без труда не выудишь рыбку из пруда.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Сделал дело, гуляй смело.
Хозяюшка: молодцы, знаете пословицы о труде.
Хозяюшка: А еще наши прабабушки и прадедушки любили играть в русскую народную игру «Карусель» и мы сейчас в нее поиграем (играют в игру)
Ну как мои хорошие не устали, давайте с вами сядем на скамеечку и немножко отдохнем. (ребята присаживаются на скамеечку).
.
Хозяюшка: А про угощение мы с вами забыли, печь у нас волшебная! наши бублики уже готовы (достаёт из печи уже настоящие бублики и угощает ребят и гостей. (пока дети играли, пели песни помощник воспитателя поменяла местами настоящие бублики на слепленные из соленого теста).Угостим и наших гостей (дети угощают гостей)
Воспитатель: Ребятки, расскажите, в какие русские народные игры мы играли? Что вы сегодня узнали нового? А что мы сегодня пекли? А из чего? Молодцы спасибо вам за ваши умения и старания.
По реализации проекта были получены следующие результаты:
Дети познакомились с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
Продолжили знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
Познакомились с народными пословицами, поговорками;
У детей сформировалось понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
У детей расширились представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.);
Продолжает воспитываться интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки;
Совместно с родителями в группе организована выставка – музей предметов народного быта и культуры.