Елена Шибанова
Фрагмент календарного плана в старшей группе «Народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: «Народная культура и традиции»
Цели деятельности педагога: расширять знания детей о народных традициях и обычаях, декоративно-прикладном искусстве, народных игрушках, предметах народного быта; воспитывать интерес и любовь к народной культуре.
Понедельник
Утро
Рассказ воспитателя о народной культуре и традициях народов России – расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России (Матвей М., Матвей Д., Ксюша)
Публикация «Фрагмент календарного плана в старшей группе „Народная культура и традиции“» размещена в разделах
Д\и «Полосатая салфетка» с палочками Кюизенера – развивать логическое мышление (Кира, Артём Д.) Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Ситуативный разговор о культуре приёма пищи в разных странах – расширение кругозора, воспитание КГН. Игры с пазлами, разрезными картинками: «Выложи узор», «Составь картинку»
Нод
1. Социальный мир «В гостях у Пермогорских мастеров»
Цель: Знакомство детей с историей возникновения Северо-Двинской росписи, технологиями и видами изделий. Расширение кругозора, воспитание интереса художественным росписям.
Средства: магнитная доска, иллюстрации с изделиями, расписанными Северо-Двинской росписью, карточки для игры «Четвёртый лишний» (разные виды росписей)
Способы: беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, д/и «Четвёртый лишний», динамическая пауза «Мы едем, едем, едем», рефлексия.
2. Физическое развитие (по плану инструктора по физ. воспитанию)
Роль воспитателя: следить за дыханием, осанкой при выполнении ОРУ, ОВД; помощь в расстановке оборудования, страховка при выполнении ОВД; индивидуальная работа с детьми, организация п/и.
3. Изобразительная деятельность. Рисование «Роспись туеса»
Цель: закреплять умение раскрашивать сложный сюжетный рисунок, не выходя за контуры, соблюдать цветовую гамму, характерную для Северо-Двинской росписи.
Средства: заготовки для раскрашивания туеса с контурами рисунка, образцы-иллюстрации, акварельные краски, кисти, салфетки (для каждого ребёнка)
Способы: беседа, рассматривание иллюстраций, беседа, пальчиковая гимнастика «Цветочек», самостоятельная продуктивная деятельность детей, рефлексия.
Прогулка
Разучивание с Димой, Артёмом М. прибаутки «Федул, что губы надул?» - развивать речь, знакомить с устным народным творчеством.
Рассматривание коры деревьев – конкретизировать и углубить представления детей о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования.
Труд на участке: строительство для кукол горки из снега – формировать соответствующие навыки и умения.
П/и «Волк во рву» - развивать двигательную активность, быстроту реакции
Самостоятельная деятельность по интересам детей – расширять круг общения, находить общий язык со всеми желающими поучаствовать в игре.
Вечер
Чтение р. н. сказки «Василиса Прекрасная» -беседа по содержанию сказки (подгруппа детей)
Беседа «Быт и традиции русского народа» - продолжать знакомить детей с традициями народной культуры: русскими календарными праздниками, художественно-прикладным промыслами, народным песенным искусством (подгруппа детей)
Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Просмотр презентации «Узоры Северной Двины» - знакомить детей с историей возникновения Северо-Двинской росписи.
Рассматривание тематического альбома «Народные промыслы».
Игры на музыкальных инструментах.
Вечерняя прогулка
Д/и «Отгадай-ка!» - развивать внимание, расширять словарный запас (Максим, Дима)Рассматривание коры деревьев – расширять кругозор, воспитывать интерес к живой природе.
Труд: расчистка дорожки у веранды от снега – воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
П/и «Жмурки» - продолжать знакомить с народными играми.
Самостоятельные игры детей со снегом – развивать фантазию, воображение.
Вторник
Утро
Беседа по вопросам: «Где живут люди сейчас? Как жили люди в старину на Руси? Чем отличались их жилища от современного жилья?» - расширять кругозор, развивать любознательность (Настя Б., Ксюша)
Разучивание поговорки «Скучен день до вечера, коли делать нечего» с Максимом С. – развивать речь.
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Работа с дежурными по столовой- продолжить прививать аккуратность и умение красиво сервировать стол.
Составление фигур птиц и кормушек с помощью блоков Дьенеша и счётных палочек.
Игры в лото.
Нод
1. Коммуникативная деятельность. Развитие речи «Рассказывание по серии картинок-иллюстраций детских книг «Детский Книжный магазин» (Волчкова с. 67)
Цель: вызвать интерес к сказочному жанру, узнавать в перепутаннице отдельные сказки по характерным героям; опираясь на серию иллюстраций из детских книг, уметь рассказывать знакомые сказки; активизировать речь, обогащать словарный запас.
Средства: выставка любимых детских книг.
Способы: беседа, игра «Книжный магазин», слушание «сказки», вопросы к детям, динамическая пауза «Физкультминутка», рефлексия.
2. Музыкальное развитие (по плану музыкального руководителя)
Роль воспитателя: следить за слаженностью пения, за правильностью выполнения движений, за дисциплиной во время игры
Прогулка
Д/и «Что это за птица» - развивать внимание, сообразительность (Соня А., Лиза К.)Наблюдение за воронами и галками – развивать интерес к природе, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении к среде обитания, обогащать словарный запас.
Труд на участке: подметание дорожек на участке младших групп – воспитывать желание оказывать посильную помощь младшим, заботиться о них.
П/и «Не попадись!» - развивать ловкость, быстроту реакции.
Самостоятельная двигательная деятельность – расширять спектр подвижных игр.
Вечер
Ситуативный разговор «Куклы из прошлого» - дать представление о народных игрушках – куклах-оберегах, тряпичных куклах; познакомить с их историей и способами изготовления (девочки)
Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Рассматривание тематических альбомов «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Филимоновская игрушка» - формировать умение находит сходства и различия разных видов росписей.
Конструирование по схемам на тему «Дворцы и избы»
Вечерняя прогулка
Спортивное упражнение «Попади в цель» - развивать глазомер, ловкость (Захар)Наблюдение за воронами и галками – развивать наблюдательность, интерес к окружающему.
Труд на участке: лепка снежной бабы – вызвать интерес к сооружению построек из снега.
П/и «Два мороза» - развивать двигательную активность.
Самостоятельные игры со снегом – развивать фантазию, воображение.
Среда
Утро Беседа на тему «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?», рассказ воспитателя о старинном русском костюме «Во что одевались на Руси, как праздники встречали» - расширять кругозор, воспитывать интерес к русской культуре и традициям. (подгруппа детей)
Д/и «Одень куклу в национальный костюм» -закреплять знание элементов русского народного костюма (Алёна, Соня К.)
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Работа с дежурными по столовой- продолжить прививать аккуратность и умение красиво сервировать стол.
Игровая ситуация «Выступление вокального ансамбля «Рябинушка»: подбор концертных костюмов.
Нод
1. Познавательное развитие. Математика. Занятие №23 «Измерение длины и высоты предметов с помощью эталона» (Сычёва с. 75)
Цели: закрепление понятий «длинный», «длиннее», «короткий», «короче», «»низкий;, «ниже», «»высокий, «выше», «»широкийр, «узкий»; знакомство со способами измерения длины предметов; закрепление понятий «ритм», «чередование»; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Средства реализации: магнитная доска; набор сюжетных картинок к сказке; два флажка, скакалка, гимнастическая палка, карандаш; конверт: три набора из четырёх силуэтных картинок (для каждого ребёнка); рабочие тетради, простые и цветные карандаши (по количеству детей).
Способы реализации: введение в тему – чтение рифмовки; вопросы к детям; динамическое упражнение «За руки возьмёмся»; графические упражнения в РТ; индивидуальные задания для детей (создание ритма из трёх видов фигур); рефлексия.
2. Физическое развитие (по плану инструктора по физ. воспитанию)
Роль воспитателя: следить за дыханием, осанкой при выполнении ОРУ, ОВД; помощь в расстановке оборудования, страховка при выполнении ОВД; индивидуальная работа с детьми, организация п/и
3. Коммуникативная деятельность. Подготовка к обучению грамоте «Повторение» (Нищева с. 73)
Цели: закрепление знания пройденных букв, совершенствование умения находить их среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с ними.
Средства: предметные картинки, простые и цветные карандаши, светофоры и разноцветные машинки по числу детей, контейнеры с синими кружками.
Способы: организационный момент, упражнение «Что неправильно?», упражнение «Покажи картинки», индивидуальная работа в тетрадях, динамическая пауза «Качели», игра «Кда едут машины?», чтение слогов и слов с пройденными буквами, упражнение «Разноцветные фишки», рефлексия.
Прогулка
Д/и «Сплетём венок из предложений» - формировать умение составлять небольшой рассказ на заданную тему (Глеб, Паша)
Наблюдение за птицами – воспитывать наблюдательность, любознательность.
Опыт «Таяние и замерзание воды» - развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости.
Труд: кормление птиц – воспитывать желание заботиться о пернатых.
П/и «Два Мороза» - развивать двигательную активность.
Самостоятельна двигательная деятельность – закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры, привлекать в игру новых игроков
Вечер
Развивающая образовательная ситуация «Устройство русской избы» - продолжать знакомить детей с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей; дать возможность применить в игре подлинные предметы старины; воспитывать интерес к жизни предков (подгруппа детей).
Чтение русских народных сказок по выбору детей.
Оздоровительная гимнастика после сна: формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Развивающая образовательная ситуация «Почему мы помогаем зимой пернатым друзьям?» - побуждать к умению сочувствия, сопереживания к братьям нашим меньшим.
Подбор атрибутов для игр по мотивам русских народных сказок
Вечерняя прогулка
Спортивное упражнение: скольжение по ледяной дорожке – удерживать равновесие, развивать ловкость (Ярослав, Аотём М.)
Знакомство с пословицей «Покорми птиц зимой – послужат тебе весной» - продолжать знакомить с устным народным творчеством, воспитывать заботливое отношение к птицам.
Труд: расчистка дорожки у веранды от снега – воспитывать трудолюбие.
П/и «Два Мороза» - закреплять умение выбирать водящего с помощью считалки.
Самостоятельные игры детей со снегом – развивать фантазию, воображение.
Четверг
Утро
Беседа на тему «Умей в гости звать, умей и угощать» - уточнить знания детей о том, как в семье встречают гостей, поддерживается ли традиция гостеприимства. (Ксюша, Алиса)
Рассказ воспитателя о традициях гостеприимства на Руси.
Д/и «Найди ошибки» с конструктором ЛЕГО – формировать умение разбираться в несложных схемах постройки (Матвей, Дима)
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Ситуативный разговор «Что ели наши предки? Какие правила поведения за обеденным столом они соблюдали?» - познакомить с особенностями приготовления и употребления пищи наших предков, умение сопоставлять прежние и современные правила поведения за столом.
Игры в кукольном уголке «Встречаем гостей»
Нод
1. Коммуникативная деятельность. Развитие речи «Творческое рассказывание. Сочиняем стихи» (Волчкова с. 69)
Цели: развитие интереса к поэтическому литературному жанру; развитие слухового внимания, обогащение словарного запаса, упражнение в придумывании небольших стихов; воспитание бережного отношения к книгам.
Средства: игрушка Незнайка, книга со стихами, мяч
Способы: сюрпризный момент – приход сказочного героя, чтение стихов, игра «Кузовок», чтение стихотворения Д. Чиарди «Удивительные птицы», игра «Подбери рифму», игра с мячом, игра «Добавлялки», рефлексия.
2. Физкультура на воздухе Задачи: развивать умение детей начинать и прекращать игру по сигналу воспитателя, быстро и чётко выполнят команды, построения, выходить на определённое место.
Прогулка
Физкультурное упражнение «Скольжение после разбега по ледяным дорожкам стоя, присев» - развивать ловкость, умение сохранять равновесие (Паша, Максим С.)
Наблюдение за птицами – формировать умение в наблюдениях за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц; обобщить наблюдения детей за жизнью птиц зимой.
Трудовое поручение: помочь дворнику расчистить дорожки от снега – воспитывать желание оказывать посильную помощь взрослым.
Русская народная игра «Змейка» - развивать двигательную активность, продолжать знакомить с народными играми.
Самостоятельные творческие игры детей со снегом – развивать фантазию, воображение.
Вечер
Досуг «Игровая карусель» -закреплять умение детей отгадывать загадки, читать потешки, петь песенки, играть в народные игры; развивать физические качества, творческие способности, фантазию, логическое мышление, смекалку, быстроту реакции; воспитывать любовь к русскому народному творчеству (подгруппа детей) Оздоровительная гимнастика после сна: формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Чтение сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» - продолжать знакомить детей с литературным наследием, воспитывать любовь к русским сказкам.
Изготовление кукол-оберегов из ниток.
Вечерняя прогулка
Д/Игра «Расскажи без слов»- вовлечь в игру Ксюшу, Настю Б.
Наблюдение за снежинками.
Труд на участке: подгребание снега к стволам деревьев – воспитывать желание заботиться о растениях.
Русская народная игра «Волк» - развивать двигательную активность.
Самостоятельная деятельность детей – развивать самостоятельность в выборе занятия по интересам.
Пятница
Утро
Беседа по вопросам: «На чём вам мамы готовят еду? На чём готовили еду люди в старину? Чем газовая плита отличается от русской печки?» - расширять кругозор детей, воспитывать интерес к быту своих предков (подгруппа детей)
Чтение стихотворения В. Линьковой «Печка»
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Дежурство по занятиям – совершенствовать умение дежурных быстро и правильно готовить рабочие места для занятия без подсказок воспитателя, воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Игра-драматизация по мотивам русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
Нод
1. Природный мир «Что и как человек ест» (Воронкевич с. 237)
Цели: выявить различия в употреблении пищи животным и человеком; объяснить детям, почему необходимо обрабатывать сырую пищу; закреплять сведения о том, как первобытный человек добывал и употреблял в пищу.
Средства: игрушки: дядя Фёдор, пёс Шарик, кот Матроскин, картинки с изображениями продуктов питания
Способы: сюрпризный момент (приход героев мультфильма, беседа, игра «Накрой на стол», рефлексия.
2. Музыкальное развитие (по плану музыкального руководителя)
Роль воспитателя: следить за слаженностью пения, за правильностью выполнения движений, за дисциплиной во время игры
3. Изобразительная деятельность. Аппликация «Геометрический узор»
Цели: продолжать знакомить детей с видами Северо-Двинской росписи, закреплять умение строить композицию из геометрических фигур, вырезать детали разными способами, воспитывать аккуратность в работе с клеем, взаимопомощь, взаимовыручку.
Средства: иллюстрации, полоски белой бумаги, цветная бумага, ножницы, клей, салфетки, кисточки для клея.
Способы: рассматривание иллюстраций, обсуждение способов выполнения, самостоятельная продуктивная деятельность детей, рефлексия.
Прогулка
Д/и «Птицы» - закреплять знания о повадках и образе жизни зимующих птиц» (Соня К., Кира, Ксюша)
Наблюдение за поведением птиц у кормушки – развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать бережное отношение к птицам.
Труд: уборка снега на участке – напомнить детям, для чего надо сгребать снег в лунки деревьев, кустарников и цветников, формировать умение работать слаженно, доводить начатое дело до конца, радоваться выполненной работе.
П/и «Угадай, что поймал» - развивать внимание, быстроту реакции.
Самостоятельные игры детей со снегом – развивать творческие способности при сооружении построек из снега.
Вечер
Развивающая образовательная ситуация «Матушка печка, укрась своих детушек» - познакомить детей с особенностями русской избы и бытом крестьян; активизировать словарный запас; прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков. Оздоровительная гимнастика после сна: формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Коллективный труд: наведение порядка в шкафчиках с игрушками; ремонт коробок и настольных игр; пришивание петель к полотенцам.
Самостоятельная работу в уголке для творчества: плетение из бисера закладок для книг, поясов.
Вечерняя прогулка
Игровое упражнение «Точно в круг» - развивать глазомер, меткость, ловкость, воспитывать уверенность в себе (Захар, Ярослав, Дима)
Наблюдение за падающими снежинками. Загадывание загадок о снеге.
Трудовое поручение: посыпание дорожки песком - воспитывать трудолюбие, заботу о ближних.
П/и «Лягушки и цапля» -развивать двигательную активность, продолжать знакомить с народными играми.
Самостоятельные игры детей по интересам с выносным материалом.