Наталья Рыбникова
Познавательно-творческий проект «Народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно – творческий проект :
«Народная культура и традиции»
Воспитатель Рыбникова Н. Н.
Актуальность
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Публикация «Познавательно-творческий проект „Народная культура и традиции“» размещена в разделах
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений
Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!
Цель проекта :
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта :
Образовательные:
Познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.
Развивающие:
Развивать эстетические и нравственные восприятия мира.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
Тип проекта :
по методу – познавательный, творческий;
по количеству участников – групповой,
дети 4-5-6 лет, родители, воспитатели;
по продолжительности – краткосрочный (1 неделя).
Планируемый результат:
Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта;
Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;
Расширить представление о народном искусстве;
Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
Воспитывать интерес к фольклору, разучить детские частушки, потешки, песни.
Интеграция областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.
1 этап – подготовительный
1. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.
2. Составление перспективного плана.
3. Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для девочек и русскими рубахами для мальчиков.
4. Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями.
5. Пополнение уголка художественного творчества дымковскими игрушками, иллюстрациями по теме.
6. Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками.
7. Подбор предметов народного быта.
8. Выбор формы работы с родителями.
9. Выбор основных мероприятий.
Работа с родителями
1. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»
3. Выставка детских поделок.
4. Инсценирование сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят».
2 этап – практический.
План работы
1 занятие Понедельник
Тема «Русские народные традиции и культура»
Цель: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с устройством русской избы.
2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.
3. Закрепить знания о русском народном костюме, особенностях его изготовления и применения.
4. Расширять словарный запас: изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.
5. Привить интерес к предметам старины, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.
6. Воспитывать патриотические чувства.
2 занятие Вторник
Тема дня: «Русские народные инструменты».
1. Беседа на тему «Знакомство с народными инструментами» : балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.
Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
Обогащать словарный запас новыми словами.
Воспитывать интерес к русской народной культуре.
2. Хороводная игра «Веселятся все игрушки». Прививать любовь к русской культуре, развивать творческие способности детей.
3. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени», «Бабушка, испеки оладушки» с использованием игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.
3 занятие. Среда
Тема дня: «Колыбельные песни»
1. Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие по объему песенки. Воспитывать уважение к культуре народа.
2. Д\и «Собери картинку». Учить составлять целое из частей. Собирать изображения героев колыбельных песен (кота, волка, козы и др.).
3. Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать знакомить с народным творчеством.
4. С\р игра «Уложим куклу спать». Развивать самостоятельность и творчество детей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
4 занятие. Четверг
Тема дня: «Дымковская игрушка».
1. Рассматривание дымковской игрушки. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами.
2. Д\и «Парные картинки». Учить находить одинаковые предметы и правильно называть знакомые народные промыслы. Воспитывать интерес к русским народным промыслами.
3. Аппликация дымковского коня. Приобщать детей к народным промыслам. Учить выделять простейшие элементы росписи.
4. Чтение потешек. Использовать фольклор как источник познавательного и нравственного развития детей.
5 занятие Пятница
Тема дня: Русский народный костюм.
1. Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с русским народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре.
2. Д\и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного цвета к другому.
3. Рисование на тему: «Роспись кокошника» «Рубашки и сарафана». Познакомить детей с традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Воспитывать желание творить самим.
4. Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей.
5. Чтение песенок, потешек, закличек. Показ русских сказок «Теремок», «Волк и семеро козлят».