Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Колокола на Руси и в других странах»

Татьяна Юнаева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Колокола на Руси и в других странах»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: знакомство с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других стра-нах, устройством колокола и особенностями звучания.

Задачи:

Образовательные:

формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси;

познакомить с историей колоколов и колокольных звонов на Руси;

познакомить с устройством колокола и особенностями звучания, закрепить знания о стекле, дереве и металле.

Развивающие:

Темочки:

Развивать умение с помощью орнаментов и узоров растительного предметного ха-рактера, используя симметрию в композиционном построении для украшения бумажного силуэта колоколов.

Воспитательные:

воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа, знакомить с народной культурой России.

Методические приё мы:

словесные: приветствие детей; загадки; рассматривание, рассказ; объяснение; по-становка поисковых вопросов; положительный анализ деятельности детей;

наглядно-слуховой: слушание колокольного звона; музыкально-дидактическая игра «Отгадай, какой колокольчик звучит»;

наглядно-зрительный: показ «Колокола на Руси»;

художественно-практический: физическая минутка.

Оборудование:

демонстрационное : колокольчики разных размеров и материала;

наглядное: разные по величине, тембру колокольчики;

раздаточный: колокольчики; шаблоны колокольчиков из бумаги, цветные каран-даши, восковые мелки.

Ход занятия

1. Организационный момент

Приветствие детей.

Воспитатель входит, держа в руках шкатулку с колокольчиком.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех с хорошим настроени-ем! Пусть наша встреча принесет всем радость и много новых интересных впечатлений.

Воспитатель: ребята, а я вам кое-что принесла! А что именно, вы узнаете, если от-гадаете мою загадку:

Он под шапочкой сидит,

Не тревожь его – молчит.

Стоит только в руки взять.

И немного раскачать,

Слышен будет перезвон:

«Дили-дон, Дили-дон».

Голова об шапку – бом!

И на всю округу – звон!

Дети: колокольчик.

Воспитатель: правильно! Это колокольчик.

Достает колокольчик из шкатулки и читает стихотворение:

Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон

Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий.

Будто слышится мне звон.

2. Основная часть

Воспитатель звенит колокольчиком сначала тихо, затем громче.

Воспитатель: Слышите, как он звенит? Рассмотрите внимательно их, давайте по-звоним колокольчиками!

Дети рассматривают колокольчики, звонят в него.

Воспитатель: Ребята, из чего сделан этот колокольчик? Как вы думаете?

Дети: из металла.

Воспитатель: Правильно из металла. А как вы думаете, можно ли сделать коло-кольчики из дерева и стекла?

Дети: да, можно.

Воспитатель: такие колокольчики делают в виде сувениров, подарка, потому что колокольчик из дерева не был бы таким звонким, из дерева делают другие музыкальные инструменты – деревянные ложки.

Воспитатель: А стекло очень хрупкое, легко разбивается, а вот звенит стеклянный колокольчик очень красиво.

(Позвонить стеклянным колокольчиком).

Рассказ воспитателя.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, когда впервые появились колокольчики?

Легенда рассказывает, что когда-то давно, ещё в конце 4 века в Италии, служителю церкви (Епископу Ноланскому) приснился сон, в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна было велено создать поющий цветок из металла и использовать во время службы в храме.

Слуги Царя Соломона золотые колокольчики привязывали к крыше храма. Древние греки они носили их на поясе, в кошельках и при ходьбе они красиво звенели.

Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. На Руси колокола стали символом державы и мощи духа русского человека.

Слушание. Звучит запись колокольного звона.

Воспитатель: - Что это вы сейчас услышали?

Дети: звон колоколов.

Воспитатель: - А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?

Дети: чтобы созывать народ.

Воспитатель: Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. А где мы сейчас можем услышать звон колоколов?

Дети: На музыкальном занятии, в храмах.

Воспитатель: Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Обычно ко-локола отливали из меди и бронзы. Иногда их покрывали золотым сплавом. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением.

Колокол, как человек - имеет уши, за которые колокол подвешивают,

язык – металлическая палка с веревкой, за которую раскачивают язык, ударяя о пояс - самое широкое место колокола, его край и туловище – сам колокол.

Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия : Сысой, Лебедь, Ясак, Красный и т. д. Каждый колокол звенел своим собствен-ным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, мас-сивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола малень-кие, изящные звенели нежно да звонко.

Дидактическая игра "Колокол и колокольчик"

Цель: Формировать умение различать низкий и высокий регистр.

А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть:

Физкультурная минутка

Колокольчик в руке (поднимают руки вверх)

Колокольчик на дуге (смыкают руки над головой)

Колокольчик в море (делают плавательное движение рукой)

Колокольчик в игре (из руки в руку перекладывают дети колокольчик)

А рыбак на удочку (будто закидывают удочку)

Нацепил на дудочку (игра на дудочке)

Колокольчик – бубенец

Наступил игре конец (хлопают в ладоши).

Воспитатель: Как вы думаете, для чего колокола устанавливали на высоких баш-нях?

Дети: чтобы слышно было далеко.

Воспитатель: Правильно, колокола вешали на высокие колокольни или звонницы, потому что они были самыми высокими строениями, что позволяло слы-шать колокольный звон на большое расстояние.

Но не каждый человек заставит петь колокол. Кто знает, как называют человека, который звонит в колокола?

Дети: звонарь.

На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон - это целая наука. Он бывает разный и имеет свое название:

Благовест, Трезвон, Перезвон, Красный звон.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется самый большой колокол?

Дети: Царь-колокол.

Воспитатель: он находится в Москве, столице нашей родины. Царь-колокол никогда не звонил, он является уникальным памятником России.

Воспитатель: колокольчики полюбились в народе и стали составной частью националь-ной культуры, их вешали под дугу лошадям.

Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои кол-паки и своим звоном веселили народ.

А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики?

Дети: в колокольчик звонили во входную дверь; вешали животным на шею, чтобы они не потерялись; колокольчиками украшают ёлки; в школе приглашает на уро-ки, используют в оркестрах, а также в разных играх.

Рефлексия.

Воспитатель: ребята, я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового и интересного.

Расскажи, Костя, о чем ты узнал, а Индира, расскажет нам, что ей запомнилось больше всего.

Какие новые слова вы узнали?

Какие колокольчики вам больше понравились?

Сейчас мы с вами переместимся в мастерскую художника. В нашей мастерской вы видите различные колокольчики. Сегодня вы – художники, и можете использовать эле-менты этих росписей, а можете придумать свой узор. Займите места за столами. Перед вами шаблоны колокольчиков, давайте закроем глаза на секунду и представим узор на своем колокольчике. Представили? А теперь приступаем к работе!

(Во время выполнения задания, звучит мелодия «Одинокий пастух»).

Ребята, подойдите, ко мне! Встанем все в ряд. Как колокольчики на солнце горят! Покажите нашим гостям, какие замечательные получились колокольчики, ни один узор не повторяется. Молодцы! Эти колокольчики вы оставите себе на память.

Мы с вами познакомились с историей колоколов.

Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, про-изведение искусства.

Воспитатель читает стихотворение Сергея Есенина – «Колокол дремавший…»

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна.

Тихая долина

Отгоняет сон,

Где-то за дорогой

Замирает звон.

Вы сегодня замечательно потрудились. Какие колокольчики вам больше понрави-лись?

Большое спасибо. Давайте попрощаемся с нашими гостями и подарим им на память колокольчики.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Гуково — моя малая Родина» в старшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Гуково — моя малая Родина» в старшей группе «Гуково — моя малая Родина». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир химии» Цель: - познакомить детей с наукой о превращения – химией. Задачи: Развивающие: - развивать социальные навыки: работать в группе, - учитывать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «О чем рассказывают камни» По знакомить детей со свойствами камня Цели и задачи : 1. тяжёлый, лёгкий, твердый, гладкий, шероховатый, холодный). Использование.

Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды»Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» Конспект занятия ООД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудеса воды» с применением технологии исследовательской деятельности.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Дикие животные зимой» .

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей логопедической группы «Что мы знаем о рыбах» Задачи: Образовательные: -Закреплять знания об обитателях воды-рыбы; -Учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наши помощники — электроприборы»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Наши помощники — электроприборы» Задачи: Закрепить с детьми понятия: «электричество», «электрический ток». Уточнить и расширить знания о бытовых электроприборах. Закрепить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «В гостях у бабушки Авдотьи. Домашние животные» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема :"Домашние животные". В гостях у бабушки Авдотьи. " Цель:Обогащение.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Семья» Цель: Сформировать представления детей о семье. Задачи: продолжать знакомить детей с понятием «Семья»: родственными отношениями.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Всемирный день приветствий» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Всемирный день приветствий» Цель занятия: воспитать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Колокола на Руси и в других странах»
Опубликовано: 16 июля 2023 в 15:18
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Колокола на Руси и в других странах»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Юнаева (УИ 2534042) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД