Татьяна Юнаева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Колокола на Руси и в других странах»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других стра-нах, устройством колокола и особенностями звучания.
Задачи:
Образовательные:
формировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси;
познакомить с историей колоколов и колокольных звонов на Руси;
познакомить с устройством колокола и особенностями звучания, закрепить знания о стекле, дереве и металле.
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Колокола на Руси и в других странах“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивать умение с помощью орнаментов и узоров растительного предметного ха-рактера, используя симметрию в композиционном построении для украшения бумажного силуэта колоколов.
Воспитательные:
воспитывать чувство любви и патриотизма к своей Родине, уважение и бережное отношение к традициям своего народа, знакомить с народной культурой России.
Методические приё мы:
словесные: приветствие детей; загадки; рассматривание, рассказ; объяснение; по-становка поисковых вопросов; положительный анализ деятельности детей;
наглядно-слуховой: слушание колокольного звона; музыкально-дидактическая игра «Отгадай, какой колокольчик звучит»;
наглядно-зрительный: показ «Колокола на Руси»;
художественно-практический: физическая минутка.
Оборудование:
демонстрационное : колокольчики разных размеров и материала;
наглядное: разные по величине, тембру колокольчики;
раздаточный: колокольчики; шаблоны колокольчиков из бумаги, цветные каран-даши, восковые мелки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Приветствие детей.
Воспитатель входит, держа в руках шкатулку с колокольчиком.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас всех с хорошим настроени-ем! Пусть наша встреча принесет всем радость и много новых интересных впечатлений.
Воспитатель: ребята, а я вам кое-что принесла! А что именно, вы узнаете, если от-гадаете мою загадку:
Он под шапочкой сидит,
Не тревожь его – молчит.
Стоит только в руки взять.
И немного раскачать,
Слышен будет перезвон:
«Дили-дон, Дили-дон».
Голова об шапку – бом!
И на всю округу – звон!
Дети: колокольчик.
Воспитатель: правильно! Это колокольчик.
Достает колокольчик из шкатулки и читает стихотворение:
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий.
Будто слышится мне звон.
2. Основная часть
Воспитатель звенит колокольчиком сначала тихо, затем громче.
Воспитатель: Слышите, как он звенит? Рассмотрите внимательно их, давайте по-звоним колокольчиками!
Дети рассматривают колокольчики, звонят в него.
Воспитатель: Ребята, из чего сделан этот колокольчик? Как вы думаете?
Дети: из металла.
Воспитатель: Правильно из металла. А как вы думаете, можно ли сделать коло-кольчики из дерева и стекла?
Дети: да, можно.
Воспитатель: такие колокольчики делают в виде сувениров, подарка, потому что колокольчик из дерева не был бы таким звонким, из дерева делают другие музыкальные инструменты – деревянные ложки.
Воспитатель: А стекло очень хрупкое, легко разбивается, а вот звенит стеклянный колокольчик очень красиво.
(Позвонить стеклянным колокольчиком).
Рассказ воспитателя.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, когда впервые появились колокольчики?
Легенда рассказывает, что когда-то давно, ещё в конце 4 века в Италии, служителю церкви (Епископу Ноланскому) приснился сон, в котором он увидел полевые цветы - колокольчики, от дуновения ветра которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна было велено создать поющий цветок из металла и использовать во время службы в храме.
Слуги Царя Соломона золотые колокольчики привязывали к крыше храма. Древние греки они носили их на поясе, в кошельках и при ходьбе они красиво звенели.
Сегодня я вам хочу рассказать об этом поющем цветке. На Руси колокола стали символом державы и мощи духа русского человека.
Слушание. Звучит запись колокольного звона.
Воспитатель: - Что это вы сейчас услышали?
Дети: звон колоколов.
Воспитатель: - А вы знаете, для чего нужны были колокола на Руси?
Дети: чтобы созывать народ.
Воспитатель: Правильно, колокола созывали народ на церковные службы и праздники, они оповещали людей о пожарах и нападении врагов. А где мы сейчас можем услышать звон колоколов?
Дети: На музыкальном занятии, в храмах.
Воспитатель: Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Обычно ко-локола отливали из меди и бронзы. Иногда их покрывали золотым сплавом. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением.
Колокол, как человек - имеет уши, за которые колокол подвешивают,
язык – металлическая палка с веревкой, за которую раскачивают язык, ударяя о пояс - самое широкое место колокола, его край и туловище – сам колокол.
Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия : Сысой, Лебедь, Ясак, Красный и т. д. Каждый колокол звенел своим собствен-ным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие, мас-сивные, звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола малень-кие, изящные звенели нежно да звонко.
Дидактическая игра "Колокол и колокольчик"
Цель: Формировать умение различать низкий и высокий регистр.
А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть:
Физкультурная минутка
Колокольчик в руке (поднимают руки вверх)
Колокольчик на дуге (смыкают руки над головой)
Колокольчик в море (делают плавательное движение рукой)
Колокольчик в игре (из руки в руку перекладывают дети колокольчик)
А рыбак на удочку (будто закидывают удочку)
Нацепил на дудочку (игра на дудочке)
Колокольчик – бубенец
Наступил игре конец (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Как вы думаете, для чего колокола устанавливали на высоких баш-нях?
Дети: чтобы слышно было далеко.
Воспитатель: Правильно, колокола вешали на высокие колокольни или звонницы, потому что они были самыми высокими строениями, что позволяло слы-шать колокольный звон на большое расстояние.
Но не каждый человек заставит петь колокол. Кто знает, как называют человека, который звонит в колокола?
Дети: звонарь.
На звонаря надо учиться и мастерство приходит с годами. Колокольный звон - это целая наука. Он бывает разный и имеет свое название:
Благовест, Трезвон, Перезвон, Красный звон.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называется самый большой колокол?
Дети: Царь-колокол.
Воспитатель: он находится в Москве, столице нашей родины. Царь-колокол никогда не звонил, он является уникальным памятником России.
Воспитатель: колокольчики полюбились в народе и стали составной частью националь-ной культуры, их вешали под дугу лошадям.
Бродячие артисты - скоморохи пришивали колокольчики – бубенчики на свои кол-паки и своим звоном веселили народ.
А как вы думаете, где ещё использовали колокольчики?
Дети: в колокольчик звонили во входную дверь; вешали животным на шею, чтобы они не потерялись; колокольчиками украшают ёлки; в школе приглашает на уро-ки, используют в оркестрах, а также в разных играх.
Рефлексия.
Воспитатель: ребята, я надеюсь, что сегодня вы узнали много нового и интересного.
Расскажи, Костя, о чем ты узнал, а Индира, расскажет нам, что ей запомнилось больше всего.
Какие новые слова вы узнали?
Какие колокольчики вам больше понравились?
Сейчас мы с вами переместимся в мастерскую художника. В нашей мастерской вы видите различные колокольчики. Сегодня вы – художники, и можете использовать эле-менты этих росписей, а можете придумать свой узор. Займите места за столами. Перед вами шаблоны колокольчиков, давайте закроем глаза на секунду и представим узор на своем колокольчике. Представили? А теперь приступаем к работе!
(Во время выполнения задания, звучит мелодия «Одинокий пастух»).
Ребята, подойдите, ко мне! Встанем все в ряд. Как колокольчики на солнце горят! Покажите нашим гостям, какие замечательные получились колокольчики, ни один узор не повторяется. Молодцы! Эти колокольчики вы оставите себе на память.
Мы с вами познакомились с историей колоколов.
Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, про-изведение искусства.
Воспитатель читает стихотворение Сергея Есенина – «Колокол дремавший…»
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Вы сегодня замечательно потрудились. Какие колокольчики вам больше понрави-лись?
Большое спасибо. Давайте попрощаемся с нашими гостями и подарим им на память колокольчики.