Гужова Александра Владимеровна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающему миру «Филимоновская игрушка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление с окружающим миром.
Тема: «Филимоновская игрушка».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуете её отгадать:
И рисую, и леплю – Очень это я люблю. А своей сестре Валюшке Сам я делаю … (Игрушки)
Воспитатель: Во что вы любите играть?
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какими игрушками играли раньше, давным-давно, в старину?
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающему миру „Филимоновская игрушка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы заговорили об игрушках?
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться на ярмарку игрушек, а каких игрушек, мы сейчас с вами и узнаем.
(включается русская народная музыка)
Стихотворение про ярмарку:
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!
Что душа твоя желает -
Все на ярмарке найдёшь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупки не уйдёшь!
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и очутились на ярмарке! Посмотрите, какие здесь необычные игрушки, а называются они филимоновские. Давайте вместе скажем: фи-ли-мо-но-вски-е!
Воспитатель: Ребята, это глиняные игрушки, созданные руками народных мастеров. И каждая игрушка хранит тепло рук мастера, вложившего в неё всю свою душу.
Поэтому они получили название – народные.
Филимоновской игрушке более 700 лет.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, откуда эта игрушка возникла и почему она именно такая?
Воспитатель: Замечательно! Но сначала давайте дадим нашим глазам немного отдохнуть: направим взгляд влево, затем вправо, посмотрим вперёд – постоим мостик через речку и быстро-быстро поморгали.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте узнаем, что же это за игрушка такая – необыкновенная…
Поэтическая минутка (воспитатель читает стихотворение о филимоновской игрушке)
Есть под Тулой деревенька
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Филимоновской игрушкой
Называется оно.
Сильно вытянутые шеи
И корова как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы и медведи
Нравились ребятам.
Чтоб добром и красотою сердце согревало
И чтоб сказка никогда нас не покидала.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение о дымковской игрушке? Что вы из него узнали? Кто мне скажет, где изготавливают филимоновские игрушки? Молодцы! Воспитатель: Изготавливают Филимоновские игрушки в деревне Филимоново. Лепить игрушки считалось делом лёгким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику»! Давайте вместе скажем: си-ни-ка! После обжига синика приобретает белый цвет.
Воспитатель: Ребята посмотрите на картинки.
Каких животных и людей вы узнаете в этих игрушках?
Воспитатель: Молодцы ребята, всех угадали!
Воспитатель: Филимоновской игрушке, по сей день, характерна необычайно яркая роспись сплошной окраски с чередующимися полосами алого, малинового, жёлтого и зелёного цветов.
Воспитатель: Какие детали в росписи игрушек вы увидели?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что каждая деталь имеет своё значение?
Круг - это солнце,
Треугольник-это земля,
Ёлочки – это ростки, символ растительности и жизни, все эти узоры напоминают нам о связи человека с природой.
Все игрушки забавные, весёлые, и такие вытянутые, будто всегда они чему – то удивляются. А знаете, почему шеи у них вытянутые? Как вы думаете, почему?
Воспитатель: Потому, что игрушка глиняная очень медленно сохла то и дело теряла свой вид, вот мастерам было необходимо их постоянно поправлять, поэтому они все такие вытянутые.
Это не просто игрушки, а свистульки, в которые можно посвистеть.
Все игрушки сделаны мастерами из глины, поэтому с ними надо обращаться аккуратно, чтобы они не разбились.
Воспитатель: Ребята, филимоновские мастера придумали для нас очень интересную игру, хотите узнать какую? А поиграть в неё хотите?
Воспитатель: Сначала я предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Под русскую народную музыку
дети танцуют, как только прекращается музыка, они превращаются в филимоновские игрушки, а воспитатель должен их угадать.
Воспитатель: Молодцы ребята! Возвращаемся на свои места.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пока мы с вами разминались, мастера принесли нам игру – игра называется «Разрезные картинки».
Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежит картинка, какая я не знаю, потому что она разрезана на несколько частей, чтобы узнать, какая картинка, вам нужно соединить разрезанные кусочки в целую картинку, словно пазлы. Работать нужно в паре, помогать друг другу, советоваться. Победит та пара, которая первая закончит.
ДИ «Разрезные картинки»
Ход игры: перед детьми, на столе, лежат разрезные картинки с изображением филимоновских игрушек. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на интерактивно доске.
Можно предложить детям собрать картинку "в паре", что усложнит игру.
Воспитатель: Ребята, какие красивые картинки у вас получились… А они у всех одинаковые? Что изображено на картинках? Вам было сложно?
Вы все справились с заданием филимоновских мастеров. Кто-то чуть быстрее, кто-то медленнее, но справились вы все. Молодцы!
Рефлексия:
Воспитатель:
1. Ребята, а вы бы хотели такую игрушку себе?
2. А чем вам она понравилась?
3. Ребята, а кто из вас понял, почему игрушки эти называются Филимоновскими?
4. Какое настроение у Вас возникает, когда Вы смотрите на эти игрушки?