Елена Косарева
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «День Победы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе
Тема: «День победы»
Программное содержание:
- сформировать представление детей о событиях Великой Отечественной
войны;
- закреплять знания о том, как люди защищали свою родину; о подвиге
Кинешемцев и Россиян;
- уточнять знания детей о празднике – «День Победы»;
- воспитывать уважение и благодарность ко всем, кто защищал Родину.
Материал:
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе „День Победы“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
запись с песнями «Деньпобеды», «Священная война»; запись голоса Левитана «Начало войны», «Конец войны»; запись с песней «Катюша»; видеоролик «День победы», интернет – ресурсы.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной
войне, просмотр кинохроники военных, чтение рассказа
С. П. Алексеев «Детям о Великой Отечественной войне», беседы.
Ход
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас всех здоровыми и весёлыми!
Сегодня на занятии «Окружающий мир» мы узнаем много интересного. Я надеюсь, вам понравится наше занятие и у вас целый день будет хорошее настроение. И так начнём.
Воспитатель:
Перед началом занятия я предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик.
Воспитатель:
- 9 мая наш народ отмечает один из самых любимых праздников. Что это за праздник? (День Победы)
- А кто помнит, какая это победа? Над кем? (над фашистами)
- А кто знает, кто такие фашисты?
(Фашисты считали немцев особенным народом – самым лучшим и талантливым, самым сильным и умным. Фашистская Германия хотела завоевать весь мир и заставить все народы служить немцам)
- В этом году мы тоже будем отмечать День Победы. А кто из вас, знает, в который раз мы будем отмечать этот праздник? Это светлый и скорбный праздник. Почему (Светлый, потому что радуемся, что защитили свою Родину и победили фашистов. А скорбный, потому что вспоминаем о погибших людях.)
- Ребята кто знает стихотворения о Дне Победы?
Ребё нок 1:
Майский праздник – День победы
Отмечает вся страна
Надевают наши деды
Боевые ордена
Их с утра зовёт дорога
На торжественный парад
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят
Ребё нок 2:
Что такое День Победы?
Это утренний парад:
Едут танки и ракеты,
Марширует строй солдат.
Что такое День Победы?
Это праздничный салют:
Фейерверк взлетает в небо,
Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы?
Это песни за столом,
Это речи и беседы,
Это дедушкин альбом.
Это фрукты и конфеты,
Это запахи весны.
Что такое День Победы –
Это значит – нет войны
Воспитатель:
- А сейчас мы ещё раз вспомним о том, как началась война.
22 июня 1941 года, рано утром, когда люди ещё спали на нашу Родину напали немецкие фашисты (прослушивание о начале войны диктор радио и телевидения Юрий Борисович Левитан) Фашистские самолёты бомбили мирные города, аэродромы, железнодорожные станции, бомбы сыпались на больницы, жилые дома, детские сады, школы.
Особенно было страшно женщинам и детям, когда бомбы падали на землю и взрывались.
На защиту Родины встал весь народ. На фронт уходили отцы, старшие
братья. Даже женщины шли на фронт, чтобы помогать раненым бойцам. Окна в домах были заклеены бумагой крест-накрест. На улицах стояли противотанковые ежи, вбитые в землю куски железных рельсов. Женщины копали траншеи, таскали мешки с песком и перекрывали все улицы, чтобы не пропустить врага к своему городу.
На войну с врагами часто вставали даже дети. Их подвиг навсегда остался в сердцах людей
Воспитатель:
Во время войны было совершено много героических подвигов.
- Ребята, как вы думаете, что такое подвиг? (Это смелый и отважный поступок.)
- Как называют человека, совершившего подвиг? (герой)
- А как вы думаете, каждый ли человек может стать героем? (сильные, смелые, отважные, храбрые, честные)
- А сейчас ребята расскажут нам о героических подвигах во время войны.
Рассказы детей:
Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю. Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь»
Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.
Виктор Талалихин был военным лётчиком. Первый свой бомбардировщик он сбил в ночь на 6 августа 1941г. Талалихин преследовал вражеский самолёт. Сел ему на хвост, и стал целится в мотор и потом в кабину. Подбитый вражеский самолёт продолжал летать. У Талалихина кончились патроны. Тогда Талалихин мгновенно решает идти на таран. Наш лётчик успевает покинуть самолёт, раненый приземляется в лесу, где его и найдут. Вскоре после поправки, Талалихин возвращается в бой, где его смертельно ранили. Виктор Талалихин погиб геройской смертью. Ему присвоено звание Герой Советского Союза
Баранов Сергей Иванович - сапер-разведчик 665-го отдельного саперного батальона 385-й Кричевской стрелковой дивизии 10-й армии Западного фронта, рядовой.
Родился 20 апреля 1913 года в деревне Манылово ныне Кинешемского района Ивановской области в семье крестьянина. Русский. Окончил начальную школу. С 15 лет начал трудовую деятельность, был разнорабочим в леспромхозе "Волголес". С 1931 года жил в городе Кинешме. Работал штукатуром на Красноволжском хлопчатобумажном комбинате.
В марте 1942 года был призван в Красную Армию. Стал сапером. Воевал на Западном фронте. Особо отличился в боях за освобождение Белоруссии.
В ночь на 21 ноября 1943 года рядовой Баранов в составе группы разведчиков ушел в тыл противника в районе села Высокое (Шкловский район, Могилёвской области). Опытный сапер обеспечил переправу через реку и подготовил проход через минное поле. Вместе с разведчиками участвовал в захвате «языка» из гитлеровского передового охранения и доставки его через реку и в наше расположении.
Лебедев Анатолий Георгиевич - командир отделения роты автоматчиков 369-го гвардейского самоходного артиллерийского полка (9-й гвардейский танковый корпус, 2-я гвардейская танковая армия, 1-й Белорусский фронт, гвардии старший сержант - на момент представления к награждению ордена Славы 1-й степени.
Родился 13 апреля 1924 года в деревне Ряхино ныне Кинешемского района Ивановской области в семье крестьянина. Русский. После окончания семилетки учился в Кинешемском текстильном техникуме.
В октябре 1942 года был призван в Красную Армию. Окончил полковую школу и в июне 1943 года в составе артиллерийского противотанкового дивизиона сержант Анатолий Лебедев прибыл на Центральный фронт. Отличился в первых же боях на Курской дуге, был ранен, награжден медалью «За отвагу». После недолгого лечения вернулся на фронт. Сражался на 1-м и 2-м Украинских, 1-м Белорусском фронтах. За долгие месяцы боев был ранен и контужен, но каждый раз возвращался в строй.
Старший разведчик 728-го отдельного истребительного противотанкового дивизиона 3-го танкового корпуса старший сержант Лебедев 27 января 1944 года в районе города Гайсин (Винницкая область, Украина) под огнем противника оказал первую медицинскую помощь раненому заместителю командира дивизиона по политчасти капитану Павлову и вынес его с поля боя.
Приказом от 3 апреля 1944 года за умелые действия и за спасение раненого офицера старший сержант Лебедев Анатолий Георгиевич награжден орденом Славы 3-й степени
Приказом от 25 ноября 1943 года рядовой Баранов Сергей Иванович награжден орденом Славы 3-й степени Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев
Во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл. Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь. «Огонь! Огонь!» — снова зазвучали в артиллерийском полку команды
Вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять
истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта
Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается и сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках
Динамическая пауза
В промежутках между боями бойцам нужно было отдыхать. В эти редкие часы отдыха кто-то старался немного поспать, кто-то торопился написать письмо своим родными близким людям, а кто-то пел любимые песни или даже танцевал.
Давайте и мы вместе с вами послушаем одну из самых любимых солдатских песен– знаменитую «Катюшу»(дети подпевают, танцуют и радуются)
Воспитатель:
Благодаря тому, что весь народ встал на защиту Родины, мы победили в этой войне.
Наши войска освобождали города один за другим и дошли до Берлина.
9 мая 1945 года наше знамя было поднято над самым главным зданием фашистов в Германии – Рейхстагом. С той поры этот день стал нашим великим праздником – «Днём Победы» (прослушивание об окончании войны диктор радио и телевидения Юрий Борисович Левитан)
Воспитатель: Чтобы не забыть о подвигах наших солдат, о наших героях по всей нашей стране строят памятники, обелиски, мемориалы. В нашем городе тоже есть такие памятники.
– Памятник павшим в ВОВ работникам Красноволжского текстильного комбината и бюсты героев.
-Памятник дважды Герою Советского Союза маршалу А. М. Василевскому
-Воинское кладбище, на котором захоронен 101 советский воин, умерший от ран в госпитале в годы Великой Отечественной войны (Установлены надгробные плиты и скульптура солдата)
-Обелиск в честь воинов-земляков, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.
-Скульптура воина-победителя в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
-Обелиск «Всем, сражавшимся за Отечество»
-Алея Героев и т. д
- Ребята, а вы знаете, что такое могила неизвестного солдата?
(Это памятник тем, кто погиб на войне). Это памятник солдатам, чьи имена остались неизвестными. Там всегда горит вечный огонь.
9-го мая к Могиле Неизвестного солдата приходят люди, возлагают цветы и чтят память погибших Минутой молчания. В эту
минуту люди молчат, стоят, склонив головы, вспоминают погибших и мысленно благодарят их за мирное небо
Давайте и мы с вами почтим память погибших минутой молчания
Воспитатель:
- Ребята, а кого мы поздравляем 9-го мая?
(Ветеранов Великой Отечественной войны)
- А кто такие ветераны? (Это те люди, которые воевали на войне)
С каждым годом ветеранов войны остаётся всё меньше и меньше. Многие из них стали уже совсем старенькими и больными.
-Что можно сделать, если мы встретим ветерана?
(Если мы увидим 9-го мая ветерана, то подойдём к нему и поздравим его с праздником. Пожелаем ветерану здоровья и скажем спасибо за то, что он защищал нашу Родину от врагов. Подарим цветы и подарок, который сделали своими руками)
- Ветеранам будет приятно, что мы помним о них. Ребята, а где мы можем встретить ветеранов?
- Ребята, я хочу поделиться с вами, частичкой мира и подарить вам голубей. (воспитатель раздаёт голубей)
- Сейчас мы с вами споём песню «Солнечный круг»)
Дети исполняют песню «Солнечный круг».
- А сейчас наше занятие заканчивается.
- Вам понравилось наше занятие?
- Что вам больше всего понравилось?