плехова наталья юрьевна
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе по ознакомлению с художественной литературой «Знакомство с произведением Н. Н. Носова «живая шляпа».
Цель: познакомить детей с новым рассказом Н. Н. Носова
Задачи:
- способствовать формированию эмоционального отношения к рассказу (умению анализировать характер и поступки героев; выражать положительные эмоции: удивление, радость, интерес)
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой „Рассказ Н, Н, Носова „Живая шляпа“» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Носов Н.Н.
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- «Живая шляпа», Носов Н.Н.
- Темочки
- способствовать развитию диалогической речи детей (умение сравнивать, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения);
- продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок и рассказов;
-продолжать развивать интерес детей к художественной литературе
Материал к занятию :
шляпа с полями, презентация с иллюстрациями художника И. М. Семенова, портрет Н. Носова, цветные карандаши, картинки-раскраски к рассказу Н. Н. Носова «Живая шляпа»
Ход занятия:
1. Организационная часть:
Дети стоят на коврике в свободном порядке около воспитателя.
Воспитатель вносит на занятие шляпу с полями и уточняет у детей:
Воспитатель:
.- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
-Кто знает, что это такое? (ответы детей)
Воспитатель:
Правильно, ребята, это шляпа.
-А для чего она нужна? (ответы детей)
Воспитатель:
Совершенно верно, шляпа нужна, чтобы покрывать голову от жары или от холода
- Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор?
Дети: Весной или осенью.
Д/И «Какой? Какая? Какое?»
(Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже. Расширение и пополнение словаря прилагательными).
Воспитатель: - Ребята, а какая наша с вами шляпа - по цвету?
Дети: - Чёрная.
Воспитатель: – А по размеру?
Дети: - Большая.
Воспитатель: - Из какого материала она сделана?
Дети: - -O- - если дети затрудняются с ответом, воспитатель называет.
Воспитатель: - Шляпа из фетра. Она какая?
Дети: - Фетровая.
Воспитатель: - По предназначению: ее носят мужчины или женщины?
Дети: - Если ее носят мужчины - мужская, а если женщины - женская.
Воспитатель: - А если ее носят дети, то какая она?
Дети: - Детская.
Д/И «Подбери предлог»
Воспитатель: - Ребята, где сейчас лежит наша шляпа?
Дети: - Шляпа лежит на столе.
Воспитатель: - А сейчас - где лежит наша шляпа? (воспитатель меняет расположение шляпы)
Дети: - (на столе, под стулом, около стола, в шкафу).
Воспитатель: - Молодцы.
Воспитатель:
Ребята, какая замечательная у нас шляпа. Присаживайтесь за столы.
(дети садятся за столы)
Воспитатель:
Ребята, а еще шляпа бывает живой! Не верите? Я тоже сначала не верила, пока не прочитала рассказ Николая Николаевича Носова «Живая шляпа».
А хотите узнать, как все было на самом деле?
Читаю рассказ.
Воспитатель:
- Ребята, вам понравился рассказ «Живая шляпа»? (ответы детей)
- Смешная это история или печальная?
- Какой предмет «ожил» в доме Вадика?
- Почему мальчики подумали, что шляпа живая?
Воспитатель:
Сейчас я хочу проверить, кто из вас лучше запомнил этот рассказ.
1. Где лежала шляпа?
-На комоде
-на диване
-на полу
2. Как зовут котёнка, который сидел на полу возле комода?
-Васька
-Пушок
-Мартын
Динамическая пауза.
Упражнения под песенку «Пушистый беленький котенок».
3. Что делали Вовка и Вадик?
-Раскрашивали картинки
-уроки
-играли с машинками
4. Какой предмет «ожил» в комнате Вадика и Вовки?
-Шляпа
-зонтик
-комод
5. Куда побежали ребята прятаться от шляпы?
-На кухню
-во двор
-к соседям
6. Чем решил треснуть Вадик живую шляпу?
-Клюшкой
-стулом
-шваброй
7. Что кидали мальчишки в шляпу?
-Картошку
-камни
-мячики
8. Кто оказался под шляпой?
-Котенок
-щенок
-мышь
Воспитатель;
Динамическая пауза (пластический этюд)
Воспитатель:
Ребята, встаньте около своих столов.
- Скажите, а мальчики сильно испугались, когда впервые увидели живую шляпу?
-А сможете мимикой показать друг другу, как они испугались?
Вот как они испугались!
А теперь покажите:
- как они тряслись от страха, сидя на диване;
- как они побежали из комнаты;
- как они заглядывали в комнату через приоткрытую дверь.
Воспитатель:
Хорошо.
-А теперь вспомните, как они обрадовались, когда увидели, что под шляпой котенок Васька
(улыбаемся, обнимаем себя)
(Дети садятся на свои места)
Воспитатель:
Автор назвал рассказ «Живая шляпа». А по другому, как бы можно было назвать рассказ (дети предлагают свои варианты названий, педагог привлекает малоактивных детей к творчеству)
-Молодцы, вот сколько интересных названий вы придумали для рассказа!
Воспитатель:
Скажите, а если бы я назвала его «Шляпа – волшебница», это название подошло бы для рассказа?
- Почему вы так думаете?
- Кто думает иначе? Почему? (педагог выслушивает аргументы детей за и против
Воспитатель:
Конечно, ребята волшебные шляпы бывают только в сказках. А в рассказе чудес и превращений нет, только описываются реальные события. Поэтому название «Шляпа- волшебница» не подходит для рассказа.
А сейчас я предлагаю вам раскрасить одну из картинок к рассказу Н. Н. Носова «Живая шляпа»
(дети рисуют)
3. Заключительная часть
Воспитатель:
Вот подходит к концу наше занятие. Давайте с вами вспомним с каким рассказом сегодня познакомились?
- Кто запомнил фамилию автора?
- Ребята, как вы думаете, это история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей)
Воспитатель:
Молодцы! Вы были очень внимательными, когда я вам читала рассказ, поэтому все запомнили.
Ваши рисунки получились очень яркие, они будут напоминать вам рассказ Н. Н. Носова Живая шляпа. Наше занятие окончено.