Кожина
Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по опытно- экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный воздух».
Цель: Закрепления понятия «воздух», его роль в жизнедеятельности методом экспериментирования.
Задачи:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- развивать любознательность, наблюдательность, познавательный интерес;
Публикация «Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Волшебный воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Предварительная работа: наблюдение за ветром; беседа о ветре, воздухе, игры с вертушкой, чтение сказки «Солнце и ветер», загадывание загадок о природных явлениях, чтение экологической сказки «о чем поет ручеек»; эксперименты с песком;
Оборудование: полиэтиленовые пакеты; стаканчики с водой, соломинка для коктейлей;
мыльные пузыри; воздушные шарики; султанчики.
Ход работы
1. Вводная часть
В группу влетает шарик
Воспитатель. Ой, ребята! Посмотрите! Что это? Дети: - Шарик!
Воспитатель. А кто мне скажет, какого цвета шарик? Ответы детей (Красного).
Воспитатель. А какой он формы? Ответы (Круглый).
Воспитатель. Молодцы! А хотите поиграть с шариком? Давайте с ним поиграем?
Игра с воздушным шариком (дети стоят в кругу и перекидывают друг другу шар)
Воспитатель. Дети, а что находится внутри шарика? Ответы детей (воздух).
Воспитатель. Давайте проверим: я развяжу шарик, а вы подставите ладошки и скажите, почувствовали что-то или нет.
Дети подставляют ладошки под струю воздуха. Так есть в шарике что-то или нет? Ведь мы ничего не видим, но что-то чувствуем.
Воспитатель. Что же это? Отгадайте загадку
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Воспитатель. Правильно, это воздух. Воздух всегда вокруг нас, мы дышим воздухом, и не только мы, но и все живые существа – всем нужен воздух.
Сделайте все глубокий вдох. Наберите побольше воздуха и держите его, а я сосчитаю до пяти.
Воспитатель считает до пяти.
Дети задерживают дыхание.
На счет «пять» дети выпускают воздух.
Воспитатель: Трудно вам было без воздуха? Конечно да, сразу хочется вдохнуть воздух! Человек не может жить без воздуха, он может задохнуться.
Воспитатель: А, сейчас попробуйте вдохнуть воздух и выдохнуть на свою руку. Что интересного вы заметили. Ответы детей. (Рукам стало тепло).
Воспитатель: Правильно из нас выходит теплый воздух. Почему он теплый? Ответы детей (Он согрелся внутри нас).
Воспитатель: Сейчас возьмите осторожно зеркала. Вдохните глубоко воздух и выдохните его на зеркало. Что произошло с зеркалом? Ответы детей. (Зеркало запотело). Воспитатель: Правильно. Это произошло, потому что зеркало было холодное, а воздух, который выходил из нас – тёплый.
Дети, теперь аккуратно положите зеркала на край стола и скажите, сейчас какое время года? Дети (Осень).
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года наступит после осени? Ответы детей. (Зима).
Воспитатель: Правильно. На улице, когда замерзали руки мы дули на руки и грели, помните? Ответы (Да).
Дыхательное упражнение «Ветер»
А ветер щёки толстые надул, надул, надул,
И на деревья голые подул, подул, подул.
Ветер дерево качает, вправо- влево наклоняет.
Ветерок всё тише, тише,
Дерево всё выше, выше.
Воспитатель. А сейчас давайте ненадолго превратимся в воздух. Когда я произнесу слова
Дую быстро, быстро «у-у-у», вы двигаетесь быстро.
Дую медленно, воздух вы двигаетесь медленно.
Воспитатель. Закрываем глазки и произнесем волшебные слова :
А сейчас, кручу, верчу, деток в воздух превращу!
Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро.
Дую медленно, воздух двигается медленно.
А сейчас, кручу, верчу, воздух ученых превращу!
Воспитатель. Открываем глазки. Мы превратились в кого? Ответы детей. (В ученых)
Воспитатель. А, кто такие ученые? Ответы детей (Ученые изобретают, делают эксперименты, изучают науки).
Воспитатель. Хорошо! А вы хотите что-нибудь изобрести? Ответы детей (Да)
Опыт 1. «Мы дышим воздухом»
Воспитатель. Проходите в лабораторию (воспитатель держит свой шарик) (Садитесь на стульчики).
Юные ученые обратите внимание на наш шарик какой он у нас красивый, веселый, а почему эти разноцветные шарики грустные? (шарики лежат на столе) Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы наши шарики вновь стали веселыми? Ответы детей (Надуть)
Воспитатель. Давайте же попробуем надуть веселые шарики.
Все вместе пробуем дуть красивые, веселые шарики. У ученых тоже не сразу получается, они пробуют, испытывают и только после этого получается какой- то результат.
Воспитатель. Итак, маленькие ученые как это у нас из маленького грустного шарика получился такой веселый, красивый шарик? Ответы детей. (Мы надули шарик с помощью воздуха).
Воспитатель. Правильно, воздух внутри нас. Положите наши веселые шарики в корзину, пускай они украсят нашу группу.
Давайте возьмем наши султанчики. Наберем воздух и выдохнем на него. Что мы видим? Ответы детей (Наши султанчики колышутся от ветра)
Воспитатель. А, что такое ветер? Ответы детей (Ветер – это движущийся воздух).
Вывод: Вот мы с вами сделали 1 научное открытие «внутри нас есть воздух»
Воспитатель. Давайте проведем 2 опыт.
Опыт 2. «Сколько времени можно не дышать?»
Воспитатель. Давайте узнаем можно ли мы обойтись без воздуха? Если «Да», то сколько времени? Для этого зажмите ладошками рот и нос, а я буду считать. Приготовились, начали…
Мы с вами выяснили, что без воздуха нам не обойтись, ни прожить и дня! Человек, животные, растения- не могут жить без воздуха.
Вывод. Вот мы с вами сделали 2 научное открытие. Человек, животные, растения- не могут жить без воздуха.
Физминутка «Поймай воздух в ладоши»
Давайте дети узнаем можем ли мы поймать воздух.
Встанем в кружок
Наверху есть воздух
А внизу есть воздух
Справа есть воздух
Слева есть воздух
Сзади есть воздух
Нет воздуха
Воспитатель. Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Д: Да
3 опыт «С полиэтиленовым пакетом».
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте.
Д: Не имеет запаха.
Воспитатель. А как же это получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.
Воспитатель. Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нем?
Д: Он пуст.
Воспитатель. Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял все место в мешке.
Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Д: В нем нет воздуха.
Вывод: Воздух прозрачный, не имеет запаха, чтобы его увидеть надо поймать!
Вот мы с вами сделали 3 научное открытие.
2 Продуктивная деятельность «Рисуем мыльными пузырями»
Воспитатель. Ребята, давайте на прощание с Буратино приготовим ему подарок картину «Воздушные облака».
(Дети подходят к столу с цветными мыльными пузырями.)
Воспитатель дует в трубочку, появляется пена из мыльных пузырей.
Воспитатель. Для этого у вас на столах стоят стаканчики с мыльными пузырями. Возьмите трубочку вставьте в стакан и подуйте. Что появилось?
Д: Пена
Воспитатель. А какого цвета пена?
Д: Голубая
Воспитатель. А еще что лежит у вас на столах?
Д: Облака
Воспитатель. Давайте возьмем облака и закрасим его мыльными пузырями.
Техника безопасности выдувания:
Можно только дуть, нельзя пить из трубочки, это опасно.
А теперь нужно взять чистый лист бумаги и посадить наши пузыри на него, сделать отпечаток. Посмотрите какие получаются следы, красиво?
Д: Да
(Вручаем Буратино наши рисунки)
Б: Спасибо, ребята!
3 Итог занятия
Воспитатель. Сегодня мы с вами выяснили: Воздух не имеет запаха, прозрачный, необходим для дыхания всего живого; воздух вокруг нас.
А что вы еще сегодня узнали?
Б: А еще я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер- это движение воздуха.
Б: Ребята, я для вас тоже приготовил подарки.
(Вручает детям воздушные шарики)
Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу своим друзьям все, что узнал сегодня. До свидания!
Воспитатель. И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.
Слова превращения
Давайте снова превратимся в воздух и отправимся в наш детский сад:
Дую быстро, быстро «у-у-у», воздух двигается быстро.
Дую медленно, воздух двигается медленно.
А сейчас, кручу, верчу, лабораторных ученых в воздух превращу!
А сейчас из воздуха я вас превращу в деток.