Муженникова Светлана Александровна
Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования для старшей группы на тему «Свойства соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи: Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом. Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования для старшей группы на тему „Свойства соли“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.
Оборудование: тарелочки с солью, ложечки, пипетки, одноразовые стаканчики, салфетки, лёд, пустые баночки, лупа, мешки с солью, поролон, сырое яйцо, использование ИКТ, клей, голубой картон А5.
Ход занятия:
Воспитатель:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друзья
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– С ДОБРЫМ УТРОМ!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся. А теперь закроем глаза и представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые)
Сегодня всем вам предстоит
Немножко стать учёными
В лабораторию пойдёте
И чудо – опыт проведёте
С одним сыпучим веществом
Сейчас узнаете о нём!
Из моей загадки: На столе стоит всегда
Внешне белая она
И на вкус не вкусная
Но в пищу каждому нужная
Воспитатель: Правильно, это – соль! И сегодня мы будем говорить именно про неё. Соль – незаменимый продукт питания, о котором мы мало знаем. Это единственное минеральное вещество, которое люди могут сразу употреблять в пищу. Происхождение слова соль, по мнению некоторых учёных, связано с солнцем: старинное славянское название солнца - Солонь. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была соль, тот считался богатым человеком. Подавали её знатным людям, остальные уходили «несолно - хлебавши» К соли относились уважительно и бережно. Отсюда народная примета - соль рассыпал - к ссоре. Поэтому люди придумали пословицы. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. Соль бывает четырё х видов: каменная, морская, йодированная и поваренная. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря, океаны и соляные озёра. Добытая соль с моря называется морская. Также соль добывается в горах. Такая соль называется каменная. Как мы уже сказали, соль нужна для приготовления пищи, а также для приготовления заготовок на зиму. А ещё, как вы думаете, для чего нужна соль? Она нужна для лечения, например в соляных пещерах, промывания носа, полоскания горла. А ещё солью посыпают дороги во время гололёда. Животным, как и человеку соль необходима для правильного пищеварения. Посмотрите, как животные любят соль. Что делает коза? (лижет соль). Поэтому такая соль называется лизунец. (Показ презентации на проекторе).
Дидактическая игра: «Соль нужна для того, чтобы…»
Воспитатель: А сейчас подойдите к столу. Вспомните, пожалуйста, для чего человеку нужна соль. Выберите подходящие карточки и расскажите, для чего нужна соль. (Дети выбирают подходящие карточки). Получается, соль очень полезное вещество. А как вы думаете, много соли есть полезно или вредно? (ответы детей). Правильно, много соли, как и сахара, есть вредно. Если суп пересолить он станет невкусным, во всём нужна мера.
Воспитатель: Ребята, вы не забывайте, что в лаборатории нужно вести себя красиво, осторожно, внимательно, и соблюдать правила:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину.
3. Не толкать соседа.
4. Сначала посмотри, а потом повтори.
5. Выполнил и положи на место.
Воспитатель: И так дорогие юные учёные, одевайте халаты, шапочки и занимайте свои места.
Опыт № 1: «Внешний вид».
Возьмите стакан с солью. Какого она цвета? (белого). Попробуйте посмотреть сквозь соль, видно что-нибудь? Значит соль… (непрозрачная)
Вывод: соль белого цвета, непрозрачная.
Опыт №2 «Соль сыпучая, хрустит»
Насыпьте, пожалуйста, соль в тарелку. Что делает соль? (сыпется). Значит соль какая? (сыпучая). Посмотрите лупой из чего состоит соль (кристаллы). А теперь надавите на неё ложкой. Что вы слышите? (хруст). Похоже на хруст снега в морозный день. Как вы думаете, почему соль хрустит? (потому что кристаллики соли трутся друг о друга).
Вывод: Соль сыпучая, она, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль мы слышим хруст.
Опыт №3 «Есть ли у соли запах и вкус»
Наберите в ложечки немного соли и понюхайте. Имеет ли запах соль? (нет) Теперь попробуйте соль на вкус! Имеет ли вкус? Какой? (соленый)
Вывод: У соли есть вкус, но нет запаха.
Опыт №4. «Соль растворяется в воде»
Перед вами стоят стаканчики с жидкостью. Предлагаю вам попробовать и ответить что за вещество у вас в стаканчике (Дети пробуют воду). Что вы попробовали? (Воду) Имеет ли она вкус? (нет). Теперь возьмем одну ложку соли и положим в стакан с водой, хорошенько размешаем. Смотрим, что произошло? (соль растворилась) Пробуем на вкус, какой стала вода? (соленой) А какой была? (без вкуса, пресной).
Вывод: Соль растворяется в воде, делает воду солёной.
Опыт №5. «Соль впитывает воду». Возьмите пипетки наберите воды и капните в соль, вода впиталась в соль. Воды стало мало, а соли много.
Опыт №6. «Соль растапливает лёд»
Перед детьми в миске лежат кусочки льда.
Ребята, мы говорили, что солью посыпают дорожки зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда. Один кусочек льда оставьте, а другой посыпьте солью и прислушайтесь, что происходит (соль начинает трещать). Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и поиграем.
А теперь посмотрим, что случилось со льдом, который мы посыпали солью? Он почти растаял, а другой кусочек льда еще нет.
Вывод: соль помогает льду таять быстрее. Вот для чего посыпают дорожки солью.
Физкультминутка
Я привстану на носочки, Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон. Словно буква “О” свернусь. И попрыгаю немножко, и руками покручу. Постою на правой ножке. И головкой поверчу… Тихо сяду, улыбнусь. И работою займусь!
Воспитатель: Ребята, Послушайте, какая история произошла с двумя осликами.
«Шли домой два ослика, и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, мостика не было и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз».
А вот какой ослик принес весь груз и почему, мы узнаем в нашей лаборатории.
Мешочек с солью мочим в стакане воды, что случается с солью, она растворяется. Поролон мочим в стакане с водой, он впитывает в себя и становится тяжелее.
Вывод: ослик принес весь груз тот, который нес поролон.
Воспитатель: А этот опыт я вам покажу сама, мне понадобятся два больших стакана с водой и одно сырое яйцо. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом? (оно опустилось на дно). Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом (оно плавает на поверхности).
Вывод: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.
Воспитатель: Что повышает соль? Ответ детей (плотность воды)
Кто был на море, тот испытал это на себе.
Малоподвижная игра «Солят – не солят». Если услышите продукт, который солят – нужно присесть. Если нет – нужно встать.
Варенье
Чай
Борщ
Компот
Кисель
Вареная картошка
Мармелад
Шоколад
Котлеты
Винегрет
Мороженое
Воспитатель: Предлагаю занести результаты наблюдений в таблицу. Согласны?
Воспитатель: А ещё с помощью соли можно сделать красивые узоры. Но прежде мы превратим нашу лабораторию в художественную мастерскую, где вы будете создавать свои картины (дети убирают стаканчики с водой, достают клей и голубой картон А5)
Воспитатель: Но перед тем как вы начнете создавать свои картины, давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим-рубим»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем- трем,
Мы капусту солим- солим
Мы капусту жмем- жмем,
А теперь пробуем. Вкусная?
Воспитатель: Прежде чем мы с вами начнем конструировать, вы отгадайте загадку
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка) (дети рисуют снежинки).
Воспитатель: Берем голубой картон А5, на нем клеем начинаем рисовать снежинку, потом ложкой сыпем соль на лист картона, с помощью салфетки прижимаем соль и лишнюю соль ссыпаем на тарелку. Как красиво у вас получается!
Рефлексия.
Ребята, кем вы сегодня были? Про что сегодня говорили? Чем вы сегодня занимались? Что узнали нового? Что именно вам запомнилось? Что исследовали? Какими свойствами обладает соль?
Дети: Рассказы детей. (Соль сыпучая, без запаха, на вкус соленая, растворяется в воде, полезна, так как содержит минеральное вещество – йод, с помощью соли можно создавать картины, тёплым солевым раствором можно полоскать горло, соль используется в консервировании и кулинарии и т. д.) Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали в нашей лаборатории, какими хорошими учёными вы были.