Дарья Денисова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Л]-[Р]. Буквы Л, Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Звуки [Л]-[Р]. Буквы Л, Р»
Цель занятия: дифференциация букв Р-Л и соответствующих им звуков.
Задачи:
Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового анализа.
Закреплять умение давать характеристику звуков.
Продолжать учить узнавать и дифференцировать зрительный образ букв.
Развивать фонематическое восприятие, внимание, мышление.
Оборудование: предметные картинки со звуками Л и Р, раздаточный материал для составления схемы слова на каждого ребенка.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуки [Л]-[Р], Буквы Л, Р“» размещена в разделах
- Буква Л и звуки [Л], [Л’]. Конспекты занятий
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Звуки [Л] - [Р]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Сегодня к нам на занятие пришли гости – ваши любимые герои. Кто они?
- Лосяш и Крош.
2. Упражнение «Определи звук [Л] и [Р])в имени смешариков»
- Назовите, пожалуйста, первый звук в имени Лосяш («Л» – Лосяш).
- Назовите, пожалуйста, второй звук в имени Крош («Р» – Крош).
Как вы думаете, о каких звуках мы сегодня будем говорить? (о звуках [Л] и [Р]).
3. Упражнение «Буква Л или Р»
У каждого звука есть буква.
Найдите мне, пожалуйста, букву Л, букву Р.
Отдадим эти буквы Лосяшу и Крошу
Дети вспоминают правило: «Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим».
Логопед: Давайте охарактеризуем эти звуки.
Дети: Звук [л] – согласный твёрдый звонкий;Звук [л’] – согласный мягкий звонкий; Звук [р] – согласный твёрдый звонкий. Звук [р’] – согласный мягкий звонкий.
Логопед: Чем эти звуки похожи?
Дети: Они все согласные звонкие.
Логопед: А чем они отличаются?
Дети: Звуки [л] и [р] – твёрдые, а звуки [л’] и [р’] – мягкие.
- Ребята, Лосяш и Крош пришли к нам не просто в гости. Они приготовили для вас очень интересные задания.
4. Первое задание: «Сигнальщики». Вы поднимете синий квадрат, если услышите звук [р] и зелёный квадрат [р’] Логопед называет слоги и слова со звуками [р] и [р’].
Ра, ро, ри, ар, орь, ер, ир, рю
Резина, роза, море, ринг, рука, экскаватор, карета, ракета, гроза
Аналогично проводится игра со звуками [л] и [л’].
Ал, ол, лу,ли, ель, ле, ло
Лапа, Оля, палатка, блузка, липа, дельфин, палуба, Володя.
5. Второе задание: Рассмотрите картинки, назовите их и определите, какой звук («Л» или «Р») есть в названиях этих картинок (КОСТЁР, КРАСКИ, РЫБА, ЁЛКА, СТУЛ, ЛАМПА, РАКЕТА, АКУЛА, СЫР). Составьте звуковые схемы слов: РАКЕТА и ЛАМПА.
6. Третье задание: Игра «Какой? Какая? Какие?»Отвечайте на вопросы, четко произнося звуки [р] -[л].
Шляпа из соломы какая? - соломенная.
Юбка в полоску какая? – полосатая.
Варенье из груш какое? – грушевое.
Суп из гороха какой? – гороховый.
Свет от луны какой? – лунный.
Серьги из серебра какие? – серебряные.
Цветы на лугу какие? – луговые.
Компот из фруктов какой? – фруктовый.
Сок из смородины какой? – смородиновый
7. Физминутка
Мы осанку исправляем,
Дружно спинки прогибаем.
Вправо, влево наклонись,
До носочков дотянись.
Руки вверх, назад и вниз
Улыбайся и садись.
Дети возвращаются за столы.
8. Четвертое задание: - Крош и Лосяш рассказали, как можно превращать одно слово в другое. Попробуйте и вы. Заменив в слове звук [л] на звук [р]. Какое новое слово получилось?
Лама рама, лак-рак, ложь-рожь, лаз-раз, ложки-рожки
9. Рефлексия.
Крошу и Лосяшу очень понравилось, как вы играли. Какие задания были легкими для вас, а какие сложные?